Решение по делу № 2-718/2018 ~ М-251/2018 от 01.03.2018

Дело № 2-718/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Луга Ленинградской области 07 декабря 2018 года

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.Г.

при секретаре Середовой О.Н.

с участием представителя истца – Моисеевой О.В., представителей ответчика Агаевой М.Т., Рожковой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в защиту прав Российской Федерации, ГУП ЛО «ЛМР Лужский водоканал» об обязании обратиться с заявлением в уполномоченный орган для получения в установленном законом порядке лицензии, предусмотренной действующим законодательством, для использования скважин,

установил:

Лужский городской прокурор обратился в суд с исками в интересах Российской Федерации к МУП ЛМР «Лужский водоканал» о признании незаконными при отсутствии лицензии на недропользование действий ответчика по добыче поземных вод через скважины: № 2493/2 в п. Живой ручей, № 40321 в п. Оредеж, № 2712/2 в д. Большие Шатновичи, № 36876 в г. Луга ул. Победы, № 4730/1 в п. Володарское, № 2427/1 в д. Рель, № 2550 в п. Волошово, № 2878 в д. Заклинье, № 2983 в д. Ретюнь, № 9214 в п. Тесово-4, № 67537 в г. Луга западнее РТМР территория ГБУЗ ЛО «Лужская МБ», № 2574 в п. Серебрянский, № 2763/1 в д. Ям-Тесово, № 20 в п. Торковичи, № 3678 в п. Дзержинского, обязании МУП ЛМР «Лужский водоканал» получить в установленном законом порядке в срок до 01 января 2019 года лицензию на недропользование.

В обоснование заявленных требований указал, что Лужской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере недропользования. В ходе проведения проверочных мероприятий в действиях МУП «ЛМР Лужский водоканал» был выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства в сфере лицензирования деятельности по недропользованию. Проверкой установлены факт добычи подземных вод через скважины и водонапорные башни в отсутствие соответствующих лицензий. Скважины используются для обеспечения хозяйственно-бытового снабжения водой жителей. Ссылаясь на положения ст. 2 ч. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 23, ст. 1.2, ст. 11 Закона РФ «О недрах», ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», прокурор указывает, что в нарушении данных норм ответчиком деятельность по добыче подземных вод в целях водоснабжения населения осуществляется без соответствующей лицензии. Указанные действия МУП ЛМР «Лужский водоканал» нарушают права Российской Федерации, являющейся собственником недр, а также затрагивает права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, связанной с добычей подземных вод.

Определением судьи от 16 апреля 2018 года гражданские дела № 2-718/2018, № 2-719/2018, 2-720/2018, 2-721/2018, 2-722/2018, 2-729/2018, 2-732/2018, 2-734/2018, 2-735/2018, 2-736/2018, 2-737/2018, 2-738/2018, 2-739/2018, 2-740/2018, 2-742/2018 объединены в одно производство под № 2-718/2018.

Определением суда от 28 сентября 2017 года требования истца в отношении скважин № 2550 в п. Волошово, № 2878 в д. Заклинье, № 40321 в п. Оредеж выделены в отдельные производства.

В процессе рассмотрения дела истец неоднократно изменял исковые требования, окончательно сформулировав их в уточненном исковом заявлении, в котором требования предъявлял к ГУП ЛО «ЛМР Лужский водоканал», просил суд обязать ГУП ЛО «ЛМР Лужский водоканал» обратиться с заявлением в уполномоченный орган для получения в установленном законом порядке лицензии, предусмотренной действующим законодательством, для использования скважин:

скважины № 2493/2, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, д. Живой ручей,

скважины № 2712/2, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, д. Большие Шатновичи,

скважины № 36876, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Луга, ул. Победы,

скважины № 2430/1, расположенной по адресу: Ленинградская область, п. Володарское,

скважины № 2427/1, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, д. Рель,

скважины № 2983, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, д. Ретюнь,

скважины № 9214, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, п. Тесово-4,

скважины № 67537, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Луга (Лужская МБ),

скважины № 2574, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, п. Серебрянский,

скважины № 2763/1, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, п. Ям-Тесово,

скважины № 20, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, п. Торковичи,

скважины № 3678, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, п. Дзержинского,

в срок до 01 ноября 2020 года.

В судебном заседании представитель истца Моисеева О.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представители ответчика ГУП ЛО «ЛМР Лужский водоканал» Агаева М.Т. и Рожкова А.К., действующие на основании доверенностей от 04.12.2018 года и 06.12.2018 года со сроком полномочий до 31 декабря 2018 года, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований обоснованных возражений не представили, указали, что предприятием принимаются меры по получению лицензии на используемые скважины.

Третьи лица администрация Лужского муниципального района Ленинградской области, администрация Володарского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрация Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрация Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрация Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрация Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрация Серебрянского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрация Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрация Тесовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрация Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрация Торковичского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрация Ям-Тесовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, ГБУЗ ЛО «Лужская межрайонная больница», ГУП «Леноблводоканал», Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом представителей в судебное заседание не направили, мотивированных возражений на уточненные исковые требования не представили.

Выслушав доводы явившихся лиц, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Статьей 9 Закона РФ «О недрах» определено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии со ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» основаниями возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр: для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Пунктом 7 ст. 9 Закона РФ «О недрах» определено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.


В силу ст. 23 Закона РФ «О недрах» основным требованием по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Как следует из материалов дела, 13 мая 2016 года между муниципальным образованием Лужский муниципальный район и МУП ЛМР «Лужский водоканал» был заключен договор № 28 на передачу права хозяйственного ведения для муниципального имущества, по условиям которого предприятие приняло в хозяйственное ведение имущество, в том числе скважины: № 20957 в п. Володарское, № 3678 в п. Дзержинского, № 36876 в г. Луга ул. Победы, № 67537 в г. Луга территория ЦРБ, № 2427/1 д. Рель, № 2983 в д. Ретюнь, № 2574 в п. Серебрянский, № 2712/2 в д. Большие Шатновичи, № 9214 в п. Тесово-4, № 3493/2 в д. Живой Ручей, № 20 в п. Торковичи, № 2763/1 в д. Ям-Тесово.

Распоряжением Правительства Ленинградской области № 258-р от 25 мая 2018 года в государственную собственность Ленинградской области было принято муниципальное унитарное предприятие Лужского муниципального района «Лужский водоканал».

Распоряжением Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области № 147 от 19 июля 2018 года, утвержден Устав государственного унитарного предприятия Ленинградской области «ЛМР Лужский водоканал».

Согласно п. 2.1 Устава, ГУП ЛО «ЛМР Лужский водоканал» создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате оказания услуг по водоснабжению и водоотведение, обеспечению населения питьевой водой и получения прибыли. Предметом деятельности предприятия является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, строительству, реконструкции, ремонту и техническому перевооружению сооружений водопроводно-канализационного хозяйства, добыча и транспортировка воды, прием и транспортировка хозяйственно-бытовых стоков, прием, транспортировка и очистка поверхностных сточных вод.

В процессе судебного разбирательства установлено, что на момент судебного разбирательства в пользовании ГУП ЛО «ЛМР Лужский водоканал» находятся 12 скважин (скважина № 2493/2 в д. Живой ручей, скважину № 2712/2 в д. Большие Шатновичи, скважина № 36876 в г. Луга, ул. Победы, скважина № 2430/1 в п. п. Володарское, скважина № 2427/1 в д Рель, скважина № 2983 в д. Ретюнь, скважина № 92/4 в п. Тесово-4, скважина № 67537 в г. Луга (Лужская МБ), скважина № 2574 в п. Серебрянский, скважину № 2763/1 в п. Ям-Тесово, скважина № 20 в п. Торковичи, скважину № 3678 в п. Дзержинского) в отсутствие лицензии на пользование недрами.

Самовольное использование артезианских скважин, без специального разрешения - лицензии на право пользования недрами нарушает права Российской Федерации, поскольку пользование недрами в отсутствие специального разрешения, устанавливающего условия их использования, не позволяет сделать вывод о соответствии данной деятельности требованиям природоохранного законодательства.

При установленных обстоятельствах, суд полагает, что заявленные прокурором требования о возложении на ответчика обязанности по обращению с заявлением в уполномоченный орган для получения в установленном законом порядке лицензии, предусмотренной действующим законодательством, для использования скважин, основаны на законе, подтверждены представленными по делу доказательствами и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что исполнение обязанности, возложенной судом требует значительных временных и финансовых затрат, суд полагает возможным установить предложенный истцом срок для исполнения решения суда - 01 ноября 2020 года, считая указанный срок разумным.


суд полагает, что заявленные истцом требования транении выявленных нарушений на момент судебного разбирталеьства в материалы де

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с удовлетворением иска прокурора, с ответчика в пользу бюджета Лужского муниципального района Ленинградской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб., от уплаты которой прокурор при обращении в суд был освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к ГУП ЛО «ЛМР Лужский водоканал» об обязании обратиться с заявлением в уполномоченный орган для получения в установленном законом порядке лицензии, предусмотренной действующим законодательством, для использования скважин – удовлетворить.

Обязать ГУП ЛО «ЛМР Лужский водоканал» в срок до 01 ноября 2020 года обратиться с заявлением в уполномоченный орган для получения в установленном законом порядке лицензии, предусмотренной действующим законодательством, для использования: скважины № 2493/ 2, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, д. Живой ручей, скважины № 2712/2, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, д. Большие Шатновичи, скважины № 36876, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Луга, ул. Победы, скважины № 2430/1, расположенной по адресу: Ленинградская область, п. Володарское, скважины № 2427/1, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, д. Рель, скважины № 2983, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, д. Ретюнь, скважины № 9214, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, п. Тесово-4, скважины № 67537, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Луга (Лужская МБ), скважины № 2574, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, п. Серебрянский, скважины № 2763/1, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, п. Ям-Тесово, скважины № 20, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, п. Торковичи, скважины № 3678, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, п. Дзержинского.

Взыскать с ГУП ЛО «ЛМР Лужский водоканал» государственную пошлину в пользу бюджета Лужского муниципального района Ленинградской области в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2018 года

Председательствующий:

2-718/2018 ~ М-251/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лужский городской прокурор
Ответчики
ГУП ЛО "ЛМР Лужский водоканал"
Другие
Администрация Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области
ГБУЗ ЛО "Лужская межрайонная больница"
Администрация Серебрянского сельского поселения
Администрация Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области
Администрация Тесовского сельского поселения
Администрация Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области
администрация Володарского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области
Комитет по природным ресурсам ЛО
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области
ГУП "Леноблводоканал"
Администрация Торковичского сельского поселения
Администрация Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района
Администрация Дзержинского сельского поселения
Администрация Ям-Тесовского сельского поселения
Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом
Суд
Лужский городской суд Ленинградской области
Судья
Степанова Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
lugasud--lo.sudrf.ru
01.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2018Передача материалов судье
06.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2018Подготовка дела (собеседование)
10.05.2018Подготовка дела (собеседование)
22.05.2018Подготовка дела (собеседование)
08.06.2018Подготовка дела (собеседование)
08.06.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.07.2018Предварительное судебное заседание
10.08.2018Судебное заседание
30.08.2018Судебное заседание
18.09.2018Судебное заседание
28.09.2018Судебное заседание
10.10.2018Судебное заседание
08.11.2018Судебное заседание
28.11.2018Судебное заседание
07.12.2018Судебное заседание
12.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Дело оформлено
27.08.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее