ДЕЛО № 2а-5497/2021
УИД 36RS0002-01-2021-006352-02
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 октября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием представителя административного истца – главного специалиста - эксперта правового обеспечения Росреестра по Воронежской области – Дубковой О.В., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
административного ответчика – заместителя руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области Астахова А.С., действующего также по доверенности от следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области к заместителю руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области Астахову А.С., следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области о признании незаконным и не подлежащим исполнению представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (других нарушений закона),
Ус т а н о в и л:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области обратилось в суд с административным иском к заместителю руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области Астахову А.С., следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области о признании незаконным и не подлежащим исполнению представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (других нарушений закона) от 22.04.2021 №120/120049.
В обоснование заявленных требований указав, что 05.05.2021 в Управление Росреестра по Воронежской области поступило представление заместителя руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области Астахова А.С. от 22.04.2021 №120/120049 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), частью 1 резолютивной части которого Управлению предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению отмеченных недостатков, их причин и условий им способствующих; частью 2 резолютивной части - предложено за допущенные нарушения при исполнении служебных обязанностей привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности; частью 3 резолютивной части - предложено с целью недопущения совершения аналогичных преступлений более тщательно проводить контроль за соблюдением дисциплины со стороны сотрудников, разработать и применять на практике комплекс профилактических мер, направленных на недопущение коррупционной составляющей в работе.
По мнению административного истца, оспариваемое представление не содержит никакой конкретной информации о конкретных действиях конкретных должностных лиц Управления, которые свидетельствовали бы «о личной неорганизованности и непрофессионализме», «о неэффективном контроле за соблюдением исполнительской дисциплины подчиненными сотрудниками» и т.д.
Административный истец указывает на то, что вынесенное представление должностного лица, содержащее законные требования, реально не исполнимо и не содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, что является нарушением прав и законных интересов административного истца и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 6-10).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14.09.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области Барбашев С.А. (л.д. 56-59).
Представитель административного истца Управления Росреестра по Воронежской области – главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения Дубкова О.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 46, 47), в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Административный ответчик – заместитель руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа Следственного управления по Воронежской области Астахов А.С., действующий также в интересах следственного управления Следственного комитета по Воронежской области по доверенности, против удовлетворения требований возражал.
Заинтересованное лицо – руководитель следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа Следственного управления по Воронежской области Барбашев С.А., о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 61), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, с учетом требований ст. 150 КАС полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, уголовное дело №1-21/2021-11 по обвинению Бахтиной Л.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" одной из основных задач Следственного комитета являются организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 158 УПК РФ дознаватель, руководитель следственного органа, следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Согласно части 2 статьи 158 УПК РФ представление следователя подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах.
Представление следователя в досудебном производстве является процессуальным решением, и как любое решение должностного лица государственного органа должно отвечать принципам законности, исполнимости и определенности.
Материалами дела подтверждается, что 15.12.2020 следователем по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области было возбуждено уголовное дело №12002200046410049 по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 290 УК РФ в отношении Бахтиной Л.В.
21.12.2020 уголовное дело №12002200046410049 изъято из производства следователя ОВД второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета России по Воронежской области и передано для организации производства дальнейшего расследования руководителю следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета России по Воронежской области.
Согласно постановлению от 22.12.2021 указанное уголовное дело принято к производству заместителя руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа СУ СК России по Воронежской области майору юстиции Астахова А.С.
22.04.2021 заместителем руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа СУ СК России по Воронежской области майором юстиции Астаховым А.С. вынесено постановление об отказе в осуществлении уголовного преследования в отношении Бахтиной Л.В. в части совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ, то есть получения взятки в виде денег за совершение незаконных действий в пользу взяткодателя, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24, п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии Бахтиной Л.В. состава указанного преступления. Продолжено уголовное преследование Бахтиной Л.В. по ч. 1 ст. 290 УК РФ, то есть за получение должностным лицом через посредника взятки в виде денег за совершение действий в пользу взяткодателя, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица (л.д. 69-70). 23.04.2021 Бахтина Л.В. привлечена в качестве обвиняемой по данному уголовному делу (л.д.74-76).
Приговором мирового судьи судебного участка №11 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 22.07.2021 Бахтина Л.В. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 руб. с уплатой в доход государства (л.д. 77-79).
Заместителем руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа СУ СК России по Воронежской области майором юстиции Астаховым А.С. 22.04.2021 вынесено оспариваемое представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона). Предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению отмеченных недостатков, их причин и условий, им способствующих. За допущенные нарушения при исполнении служебных обязанностей, привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности. С целью недопущения совершения аналогичных преступлений более тщательно проводить контроль за соблюдением дисциплины со стороны сотрудников. Разработать и применять в практике комплекс профилактических мер, направленных на недопущение коррупционной составляющей в работе.
Из содержания данного представления следует, что в ходе расследования установлено, что Бахтина Л.В., через посредников Хамина В.А., Барцева Л.В., Белых И.Н. и Калининой Ю.В., 31.07.2020 получила от Вислогузова В.П. в качестве взятки денежные средства в размере 25 000 рублей, которые были перечислены на ее на расчётный счет, за осуществление кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 36:34:0210031:7, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Чернышева, 11, в части описания местоположения его границ.
Борьба с коррупцией в государственных органах и учреждениях является приоритетным направлением развития современной Российской государственности на пути становления гражданского общества и правового государства в России. По этой причине все факты коррупции в государственных органах и учреждениях подлежат неминуемому порицанию, неизбежностью наказания и выявлению причин и условии, способствовавших им.
Реализация вышеуказанных задач невозможна в условиях проявления коррупционной составляющей в осуществлении своих должностных обязанностей сотрудниками Управления Росреестра, отсутствия у них должного правосознания, исключающего возможность получения взяток.
По мнению следствия, причинами и условиями, послужившими совершению Бахтиной Л.В. коррупционного преступления, явилось отсутствие какого-либо контроля за ее профессиональной деятельностью со стороны руководящего состава Управления Росреестра по Воронежской области, самоустранение в проведении с подчиненными сотрудниками профилактических мероприятий (совещаний, лекций, бесед, внеплановых проверок), направленных на недопущение коррупционной составляющей в работе сотрудника Управления Росреестра.
Данным нарушениям способствовала личная неорганизованность и непрофессионализм руководящих и контролирующих должностных лиц Управления Росреестра, неэффективный контроль за соблюдением исполнительской дисциплины подчиненными сотрудниками.
Выявленные факты допущенных нарушений и упущений, причин и условий, способствующих нарушениям закона, требуют немедленного рассмотрения и оценке со стороны руководства Управления Росреестра, с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности (л.д. 15-16).
02.06.2021 руководителем Управления Росреестра по Воронежской области Е.П. Перегудовой на имя заместителя руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа Следственного управления по Воронежской области направлен письменный ответ на данное представление, в котором сообщено, что указанные в представлении причины и условия, послужившие (по мнению следственного управления по Воронежской области) совершению Бахтиной Ларисой Владимировной, ранее замещавшей должность главного специалиста – эксперта отдела повышения качества данных ЕГРН Управления, коррупционного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ (получение взятки в виде денег), а именно: отсутствие какого – либо контроля за ее профессиональной деятельностью со стороны руководящего состава Управления, самоустранение в проведении с подчиненными сотрудниками профилактических мероприятий (совещаний, лекций, бесед, внеплановых проверок), направленных на недопущение коррупционной составляющей в работе сотрудников Управления, считают необоснованными.
Должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений Управления, проводится эффективная полноценная антикоррупционная работа. Оснований для проведения служебных проверок и привлечения должностных лиц Управления к дисциплинарной ответственности по информации, изложенной в представлении, не имеется (л.д. 48-54).
Как указано выше, в соответствии с частью 2 статьи 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона; данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Оспариваемое представление содержит в себе изложение обстоятельств уголовного дела с той степенью подробности, которая бы обеспечивала уяснение сущности нарушений и принятие надлежащих мер по устранению отмеченных недостатков; указание на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также указание на необходимость принятия мер по устранению выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Содержащиеся в представлении формулировки исключают возможность его двоякого толкования; изложение представления является четким, ясным, последовательным, доступным для понимания; представление не содержит неясности и позволяет определить пределы, в которых его следует исполнить.
При этом вопреки доводам административного истца, комплекс мер, которые должны быть предприняты, находится в компетенции соответствующего лица или организации.
Указанное представление направлено в адрес истца в порядке ч. 2 ст. 158 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которой цель представления - информировать соответствующую организацию или должностное лицо о необходимости принятия мер для устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Как следует из оспариваемого представления, заместителем руководителя следственного отдела предложено принять меры к контролю за соблюдением дисциплины со стороны сотрудников, разработать и применять в практике комплекс профилактических мер, направленных на недопущение коррупционной составляющей в работе; за допущение нарушения при исполнении служебных обязанностей, привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания.
Согласно ч. 2 ст. 58 названного Федерального закона перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
Поскольку подобные выявленным в ходе расследования недостатки подлежат устранению, в представлении заместителя руководителя следственного отдела было обоснованно указано на необходимость принять профилактические меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Вопросы о том, кого из работников Управления следует привлечь к дисциплинарной ответственности, а также о конкретных основаниях для привлечения к ответственности и видах дисциплинарных взысканий подлежат рассмотрению представителем нанимателя в соответствии с законодательством о федеральной государственной гражданской службе.
Следовательно, компетенция начальника Управления представлением в данной части не нарушена.
В рассматриваемом случае оспариваемое представление вынесено уполномоченным лицом. Представление заместителя руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа СУ СК России по Воронежской области майора юстиции Астахова А.С. основано на действующем уголовно-процессуальном законодательстве, внесено в пределах его полномочий, представление не возлагает на Управление Росреестра выполнение действий, выходящих за пределы их служебных обязанностей, поскольку лишь предлагает провести профилактическую работу, направленную на недопущение коррупционной составляющей в работе.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области к заместителю руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области Астахову А.С., следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области о признании незаконным и не подлежащим исполнению представления от 22.04.2021 №120/120049 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (других нарушений закона) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 18.10.2021.
ДЕЛО № 2а-5497/2021
УИД 36RS0002-01-2021-006352-02
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 октября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием представителя административного истца – главного специалиста - эксперта правового обеспечения Росреестра по Воронежской области – Дубковой О.В., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
административного ответчика – заместителя руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области Астахова А.С., действующего также по доверенности от следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области к заместителю руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области Астахову А.С., следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области о признании незаконным и не подлежащим исполнению представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (других нарушений закона),
Ус т а н о в и л:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области обратилось в суд с административным иском к заместителю руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области Астахову А.С., следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области о признании незаконным и не подлежащим исполнению представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (других нарушений закона) от 22.04.2021 №120/120049.
В обоснование заявленных требований указав, что 05.05.2021 в Управление Росреестра по Воронежской области поступило представление заместителя руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области Астахова А.С. от 22.04.2021 №120/120049 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), частью 1 резолютивной части которого Управлению предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению отмеченных недостатков, их причин и условий им способствующих; частью 2 резолютивной части - предложено за допущенные нарушения при исполнении служебных обязанностей привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности; частью 3 резолютивной части - предложено с целью недопущения совершения аналогичных преступлений более тщательно проводить контроль за соблюдением дисциплины со стороны сотрудников, разработать и применять на практике комплекс профилактических мер, направленных на недопущение коррупционной составляющей в работе.
По мнению административного истца, оспариваемое представление не содержит никакой конкретной информации о конкретных действиях конкретных должностных лиц Управления, которые свидетельствовали бы «о личной неорганизованности и непрофессионализме», «о неэффективном контроле за соблюдением исполнительской дисциплины подчиненными сотрудниками» и т.д.
Административный истец указывает на то, что вынесенное представление должностного лица, содержащее законные требования, реально не исполнимо и не содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, что является нарушением прав и законных интересов административного истца и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 6-10).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14.09.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области Барбашев С.А. (л.д. 56-59).
Представитель административного истца Управления Росреестра по Воронежской области – главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения Дубкова О.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 46, 47), в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Административный ответчик – заместитель руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа Следственного управления по Воронежской области Астахов А.С., действующий также в интересах следственного управления Следственного комитета по Воронежской области по доверенности, против удовлетворения требований возражал.
Заинтересованное лицо – руководитель следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа Следственного управления по Воронежской области Барбашев С.А., о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 61), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, с учетом требований ст. 150 КАС полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, уголовное дело №1-21/2021-11 по обвинению Бахтиной Л.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" одной из основных задач Следственного комитета являются организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 158 УПК РФ дознаватель, руководитель следственного органа, следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Согласно части 2 статьи 158 УПК РФ представление следователя подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах.
Представление следователя в досудебном производстве является процессуальным решением, и как любое решение должностного лица государственного органа должно отвечать принципам законности, исполнимости и определенности.
Материалами дела подтверждается, что 15.12.2020 следователем по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области было возбуждено уголовное дело №12002200046410049 по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 290 УК РФ в отношении Бахтиной Л.В.
21.12.2020 уголовное дело №12002200046410049 изъято из производства следователя ОВД второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета России по Воронежской области и передано для организации производства дальнейшего расследования руководителю следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета России по Воронежской области.
Согласно постановлению от 22.12.2021 указанное уголовное дело принято к производству заместителя руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа СУ СК России по Воронежской области майору юстиции Астахова А.С.
22.04.2021 заместителем руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа СУ СК России по Воронежской области майором юстиции Астаховым А.С. вынесено постановление об отказе в осуществлении уголовного преследования в отношении Бахтиной Л.В. в части совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ, то есть получения взятки в виде денег за совершение незаконных действий в пользу взяткодателя, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24, п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии Бахтиной Л.В. состава указанного преступления. Продолжено уголовное преследование Бахтиной Л.В. по ч. 1 ст. 290 УК РФ, то есть за получение должностным лицом через посредника взятки в виде денег за совершение действий в пользу взяткодателя, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица (л.д. 69-70). 23.04.2021 Бахтина Л.В. привлечена в качестве обвиняемой по данному уголовному делу (л.д.74-76).
Приговором мирового судьи судебного участка №11 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 22.07.2021 Бахтина Л.В. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 руб. с уплатой в доход государства (л.д. 77-79).
Заместителем руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа СУ СК России по Воронежской области майором юстиции Астаховым А.С. 22.04.2021 вынесено оспариваемое представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона). Предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению отмеченных недостатков, их причин и условий, им способствующих. За допущенные нарушения при исполнении служебных обязанностей, привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности. С целью недопущения совершения аналогичных преступлений более тщательно проводить контроль за соблюдением дисциплины со стороны сотрудников. Разработать и применять в практике комплекс профилактических мер, направленных на недопущение коррупционной составляющей в работе.
Из содержания данного представления следует, что в ходе расследования установлено, что Бахтина Л.В., через посредников Хамина В.А., Барцева Л.В., Белых И.Н. и Калининой Ю.В., 31.07.2020 получила от Вислогузова В.П. в качестве взятки денежные средства в размере 25 000 рублей, которые были перечислены на ее на расчётный счет, за осуществление кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 36:34:0210031:7, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Чернышева, 11, в части описания местоположения его границ.
Борьба с коррупцией в государственных органах и учреждениях является приоритетным направлением развития современной Российской государственности на пути становления гражданского общества и правового государства в России. По этой причине все факты коррупции в государственных органах и учреждениях подлежат неминуемому порицанию, неизбежностью наказания и выявлению причин и условии, способствовавших им.
Реализация вышеуказанных задач невозможна в условиях проявления коррупционной составляющей в осуществлении своих должностных обязанностей сотрудниками Управления Росреестра, отсутствия у них должного правосознания, исключающего возможность получения взяток.
По мнению следствия, причинами и условиями, послужившими совершению Бахтиной Л.В. коррупционного преступления, явилось отсутствие какого-либо контроля за ее профессиональной деятельностью со стороны руководящего состава Управления Росреестра по Воронежской области, самоустранение в проведении с подчиненными сотрудниками профилактических мероприятий (совещаний, лекций, бесед, внеплановых проверок), направленных на недопущение коррупционной составляющей в работе сотрудника Управления Росреестра.
Данным нарушениям способствовала личная неорганизованность и непрофессионализм руководящих и контролирующих должностных лиц Управления Росреестра, неэффективный контроль за соблюдением исполнительской дисциплины подчиненными сотрудниками.
Выявленные факты допущенных нарушений и упущений, причин и условий, способствующих нарушениям закона, требуют немедленного рассмотрения и оценке со стороны руководства Управления Росреестра, с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности (л.д. 15-16).
02.06.2021 руководителем Управления Росреестра по Воронежской области Е.П. Перегудовой на имя заместителя руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа Следственного управления по Воронежской области направлен письменный ответ на данное представление, в котором сообщено, что указанные в представлении причины и условия, послужившие (по мнению следственного управления по Воронежской области) совершению Бахтиной Ларисой Владимировной, ранее замещавшей должность главного специалиста – эксперта отдела повышения качества данных ЕГРН Управления, коррупционного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ (получение взятки в виде денег), а именно: отсутствие какого – либо контроля за ее профессиональной деятельностью со стороны руководящего состава Управления, самоустранение в проведении с подчиненными сотрудниками профилактических мероприятий (совещаний, лекций, бесед, внеплановых проверок), направленных на недопущение коррупционной составляющей в работе сотрудников Управления, считают необоснованными.
Должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений Управления, проводится эффективная полноценная антикоррупционная работа. Оснований для проведения служебных проверок и привлечения должностных лиц Управления к дисциплинарной ответственности по информации, изложенной в представлении, не имеется (л.д. 48-54).
Как указано выше, в соответствии с частью 2 статьи 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона; данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Оспариваемое представление содержит в себе изложение обстоятельств уголовного дела с той степенью подробности, которая бы обеспечивала уяснение сущности нарушений и принятие надлежащих мер по устранению отмеченных недостатков; указание на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также указание на необходимость принятия мер по устранению выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Содержащиеся в представлении формулировки исключают возможность его двоякого толкования; изложение представления является четким, ясным, последовательным, доступным для понимания; представление не содержит неясности и позволяет определить пределы, в которых его следует исполнить.
При этом вопреки доводам административного истца, комплекс мер, которые должны быть предприняты, находится в компетенции соответствующего лица или организации.
Указанное представление направлено в адрес истца в порядке ч. 2 ст. 158 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которой цель представления - информировать соответствующую организацию или должностное лицо о необходимости принятия мер для устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Как следует из оспариваемого представления, заместителем руководителя следственного отдела предложено принять меры к контролю за соблюдением дисциплины со стороны сотрудников, разработать и применять в практике комплекс профилактических мер, направленных на недопущение коррупционной составляющей в работе; за допущение нарушения при исполнении служебных обязанностей, привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания.
Согласно ч. 2 ст. 58 названного Федерального закона перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
Поскольку подобные выявленным в ходе расследования недостатки подлежат устранению, в представлении заместителя руководителя следственного отдела было обоснованно указано на необходимость принять профилактические меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Вопросы о том, кого из работников Управления следует привлечь к дисциплинарной ответственности, а также о конкретных основаниях для привлечения к ответственности и видах дисциплинарных взысканий подлежат рассмотрению представителем нанимателя в соответствии с законодательством о федеральной государственной гражданской службе.
Следовательно, компетенция начальника Управления представлением в данной части не нарушена.
В рассматриваемом случае оспариваемое представление вынесено уполномоченным лицом. Представление заместителя руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа СУ СК России по Воронежской области майора юстиции Астахова А.С. основано на действующем уголовно-процессуальном законодательстве, внесено в пределах его полномочий, представление не возлагает на Управление Росреестра выполнение действий, выходящих за пределы их служебных обязанностей, поскольку лишь предлагает провести профилактическую работу, направленную на недопущение коррупционной составляющей в работе.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области к заместителю руководителя следственного отдела по Коминтерновскому району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области Астахову А.С., следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области о признании незаконным и не подлежащим исполнению представления от 22.04.2021 №120/120049 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (других нарушений закона) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 18.10.2021.