2-101/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2020 года г. Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Сафонова Э.Е.,
при секретаре судебного заседания Ермолаевой Е.С.,
с участием ответчика – Томилова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-101/2020 по исковому заявлению представителя начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл к военнослужащему названного Управления <данные изъяты> Томилову А.Н. о взыскании неосновательно приобретенных денежных средств в качестве компенсации за наём жилого помещения,
установил:
Начальник Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление Росгвардии по РМЭ) через своего представителя Цыганова А.В. обратился в Казанский гарнизонный военный суд с иском, в котором просит взыскать с Томилова А.Н. в пользу названного Управления денежные средства в размере 49819 рублей 36 копеек, поскольку указанная сумма была выплачена ему в качестве компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, на которую он права не имел, и подлежит возврату.
В обосновании заявленных требований в исковом заявлении указано, что Томилову на основании его рапортов производилась выплата денежной компенсации за наём жилья с составом семьи 4 человека с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в соответствии со справкой, выданной квартирно-эксплуатационной службой Управления Росгвардии по РМЭ.
Как указано в исковом заявлении, изучив жилищное дело <данные изъяты> Томилова было установлено, что рапорт на постановку на жилищный учёт был зарегистрирован <Дата обезличена> с момента его написания. Все приложенные документы к рапорту датируется <Дата обезличена><данные изъяты>
Ранее поданный рапорт от <Дата обезличена>, на основании которого Томилов был поставлен с составом семьи 4 человека на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении протоколом заседания жилищной комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, не зарегистрирован в книге учета рапортов, а документы обязательные для постановки на учёт датируются октябрём 2018 года.
В нарушение требований пункта 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 5 Методических рекомендаций от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Томилов с составом семьи 4 человека был признан нуждающимися в специализированных жилых помещениях с <Дата обезличена>. Неположенная, но фактически полученная Томиловым выплата денежных средств за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> составила 49 819 рублей 36 копеек.
Полагая, что данные выплаты Томилову произведены незаконно, представитель начальника Управление Росгвардии по РМЭ Цыганов А.В. просил взыскать с ответчика денежные средства в указанном размере.
Истец, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил в суд заявление, в котором исковые требования поддержал и просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Томилов в судебном заседании исковые требования представителя начальника Управления Росгвардии по РМЭ Цыганова А.В. не признал и пояснил, что рапорт о включении в список на предоставление служебного жилья с составом семьи 4 человека им был подан <Дата обезличена> начальнику квартирно-эксплуатационной службы Управления Росгвардии по РМЭ С., который сообщил, какие еще документы необходимо представить для рассмотрения данного рапорта на заседании жилищной комиссии. При этом с октября 2017 года он проживал в г. Йошкар-Оле на съемной квартире, оплачивая ее найм из собственных средств. Примерно <Дата обезличена> жилищная комиссия проверила его жилищные условия, удостоверилась, что кроме наемного им жилья, по месту службы другой жилой площади у него нет. По предложению С., <Дата обезличена> он написал новый рапорт на включение в список на предоставление служебного жилья и <Дата обезличена> был признан жилищной комиссией Управления Росгвардии по РМЭ нуждающимся в его получении, а <Дата обезличена> на заседании жилищной комиссии названного Управления было принято решение о признании его нуждающимся в получении служебного жилья с <Дата обезличена>, то есть фактической подачи рапорта.
Допрошенный в качестве свидетеля С., являющийся также секретарем жилищной комиссии данного Управления, пояснил, что <данные изъяты> Томилов с <Дата обезличена> года проходит службу в Управлении Росгвардии по РМЭ. <Дата обезличена> им был подан рапорт на включение в списки нуждающихся в предоставлении служебного жилья. Ему было предложено собрать необходимые документы для рассмотрения этого вопроса на заседании жилищной комиссии. Поскольку они к рапорту в тот момент приложены не были, регистрировать рапорт в книге учета рапортов он не стал. <Дата обезличена> жилищная комиссия Управления Росгвардии по РМЭ, включая его, проверили жилищные условия Томилова, факт отсутствия у него в собственности жилья в <Адрес обезличен> и проживания на съемной квартире нашел свое подтверждение. Так как все необходимые документы Томилов не представлял, ссылаясь на занятость по службе, в октябре 2018 года он предложил ему написать новый рапорт на включение в списки нуждающихся в служебном жилье и представить необходимые документы, что тот и сделал. С учетом этого жилищная комиссия Управления Росгвардии по РМЭ <Дата обезличена> включила его в списки на предоставление служебного жилья с <Дата обезличена>, а на заседании <Дата обезличена> этой же комиссии было принято решение включить его в списки на предоставление служебного жилья с <Дата обезличена>, то есть с момента подачи первого рапорта.
Согласно протоколу <Номер обезличен> заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по РМЭ от <Дата обезличена> было установлено, что капитан Томилов с составом семьи 4 человека с <Дата обезличена> проживает по договору найма жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>А, <Адрес обезличен>, и по сведениям Росреестра на территории <Адрес обезличен> Эл у него и членов семьи какого-либо недвижимого имущества в собственности не имеется. С учетом изложенного он был принят на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении с даты написания рапорта – <Дата обезличена>.
Из содержания Акта комплексной выездной проверки финансовой и хозяйственной деятельности Управления Росгвардии по РМЭ от <Дата обезличена> видно, что была признана неправомерной выплата <данные изъяты> Томилову денежных средств с 10 января по <Дата обезличена> в размере 49819 рублей 36 копеек, поскольку признание его нуждающимся в специализированных жилых помещениях с <Дата обезличена> было произведено в нарушение п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 5 Методических рекомендаций от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Рапорт Томилова от <Дата обезличена> не был зарегистрирован в книге учета рапортов. Был зарегистрирован рапорт от <Дата обезличена> и все приложенные к рапорту документы были зарегистрированы октябрем 2018 года.
Заслушав объяснения ответчика и свидетеля, огласив объяснения истца и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования представителя начальника Управление Росгвардии по РМЭ к Томилову не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от <Дата обезличена> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 15 вышеуказанного федерального закона, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей, или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О порядке выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей», денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).
Анализ указанных законодательных норм позволяет суду сделать вывод о том, что обеспечение денежной компенсацией за наём жилых помещений не является безусловной социальной гарантией, предоставляемой военнослужащему после подачи им рапорта с приложением необходимых документов, поскольку окончательное решение о её выплате принимается должностными лицами после проверки представленных документов.
При этом условиями выплаты военнослужащему указанной компенсации являются нуждаемость военнослужащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы, отсутствие возможности обеспечить его служебным жилым помещением, пригодным для временного проживания или общежитием, и предоставление военнослужащим документов, подтверждающих его право на получение денежной компенсации.
В судебном заседании установлено, что Томилов правомерно был включен в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда с составом семьи 4 человека и принят на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении по дате написания рапорта с <Дата обезличена>, поскольку как установлено в судебном заседании данный рапорт был передан им начальнику квартирно-эксплуатационной службы майору Сингатуллину, который не отразил этот факт в книге учета рапортов.
Перечисленные обстоятельства не опровергаются представителем истца и подтверждаются исследованным в судебном заседании протоколом заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по РМЭ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, а также показаниями свидетеля С., который пояснил, что Томилов действительно подал соответствующий рапорт <Дата обезличена>, однако его не зарегистрировали поскольку отсутствовали другие необходимые документы.
Ссылка представителя истца на нарушении Томиловым условий, изложенных в Методических рекомендаций от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, согласно которым постановка на соответствующий учет производиться с момента написания рапорта, является несостоятельной поскольку указанные документ носит лишь рекомендательный характер и не устанавливает обязательный порядок действий при постановке на учет и принятие решения о выплате фактически понесенных расходов. Напротив, Томиловым были выполнены все необходимые условия для рассмотрения вопроса о включении его в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда согласно Федеральному закону от <Дата обезличена> № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Постановлению Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О порядке выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей». Более того, Методические рекомендации, требования которых, по мнению представителя истца, не выполнил Томилов, в настоящее время утратили силу в соответствии с Методическими рекомендациями Врио заместителя директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 1109 ГК Российской Федерации заработная плата и приравненные к ней платежи, иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности с его стороны или счётной ошибки. Доказательств факта недобросовестности со стороны ответчика либо выплаты ему денежных средств вследствие счётной ошибки истцом суду не представлено.
Исходя из вышеприведённых требований закона и фактических обстоятельств дела, суд считает установленным, что Томилов обоснованно и законно получал денежную компенсацию за наём жилья с <Дата обезличена>.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК Российской Федерации, военный суд
решил:
В удовлетворении искового заявления представителя начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл к военнослужащему названного Управления <данные изъяты> Томилову А.Н. о взыскании неосновательно приобретенных денежных средств в качестве компенсации за наём жилого помещения, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 21 сентября 2020 года.
Судья Э.Е. Сафонов