Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-101/2020 ~ М-94/2020 от 17.07.2020

2-101/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2020 года                                        г. Казань

Казанский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Сафонова Э.Е.,

при секретаре судебного заседания Ермолаевой Е.С.,

с участием ответчика – Томилова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-101/2020 по исковому заявлению представителя начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл к военнослужащему названного Управления <данные изъяты> Томилову А.Н. о взыскании неосновательно приобретенных денежных средств в качестве компенсации за наём жилого помещения,

установил:

Начальник Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление Росгвардии по РМЭ) через своего представителя Цыганова А.В. обратился в Казанский гарнизонный военный суд с иском, в котором просит взыскать с Томилова А.Н. в пользу названного Управления денежные средства в размере 49819 рублей 36 копеек, поскольку указанная сумма была выплачена ему в качестве компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, на которую он права не имел, и подлежит возврату.

В обосновании заявленных требований в исковом заявлении указано, что Томилову на основании его рапортов производилась выплата денежной компенсации за наём жилья с составом семьи 4 человека с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в соответствии со справкой, выданной квартирно-эксплуатационной службой Управления Росгвардии по РМЭ.

    Как указано в исковом заявлении, изучив жилищное дело <данные изъяты> Томилова было установлено, что рапорт на постановку на жилищный учёт был зарегистрирован <Дата обезличена> с момента его написания. Все приложенные документы к рапорту датируется <Дата обезличена><данные изъяты>

    Ранее поданный рапорт от <Дата обезличена>, на основании которого Томилов был поставлен с составом семьи 4 человека на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении протоколом заседания жилищной комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, не зарегистрирован в книге учета рапортов, а документы обязательные для постановки на учёт датируются октябрём 2018 года.

В нарушение требований пункта 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 5 Методических рекомендаций от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Томилов с составом семьи 4 человека был признан нуждающимися в специализированных жилых помещениях с <Дата обезличена>. Неположенная, но фактически полученная Томиловым выплата денежных средств за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> составила 49 819 рублей 36 копеек.

Полагая, что данные выплаты Томилову произведены незаконно, представитель начальника Управление Росгвардии по РМЭ Цыганов А.В. просил взыскать с ответчика денежные средства в указанном размере.

Истец, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил в суд заявление, в котором исковые требования поддержал и просил рассмотреть дело без его участия.

Ответчик Томилов в судебном заседании исковые требования представителя начальника Управления Росгвардии по РМЭ Цыганова А.В. не признал и пояснил, что рапорт о включении в список на предоставление служебного жилья с составом семьи 4 человека им был подан <Дата обезличена> начальнику квартирно-эксплуатационной службы Управления Росгвардии по РМЭ С., который сообщил, какие еще документы необходимо представить для рассмотрения данного рапорта на заседании жилищной комиссии. При этом с октября 2017 года он проживал в г. Йошкар-Оле на съемной квартире, оплачивая ее найм из собственных средств. Примерно <Дата обезличена> жилищная комиссия проверила его жилищные условия, удостоверилась, что кроме наемного им жилья, по месту службы другой жилой площади у него нет. По предложению С., <Дата обезличена> он написал новый рапорт на включение в список на предоставление служебного жилья и <Дата обезличена> был признан жилищной комиссией Управления Росгвардии по РМЭ нуждающимся в его получении, а <Дата обезличена> на заседании жилищной комиссии названного Управления было принято решение о признании его нуждающимся в получении служебного жилья с <Дата обезличена>, то есть фактической подачи рапорта.

Допрошенный в качестве свидетеля С., являющийся также секретарем жилищной комиссии данного Управления, пояснил, что <данные изъяты> Томилов с <Дата обезличена> года проходит службу в Управлении Росгвардии по РМЭ. <Дата обезличена> им был подан рапорт на включение в списки нуждающихся в предоставлении служебного жилья. Ему было предложено собрать необходимые документы для рассмотрения этого вопроса на заседании жилищной комиссии. Поскольку они к рапорту в тот момент приложены не были, регистрировать рапорт в книге учета рапортов он не стал. <Дата обезличена> жилищная комиссия Управления Росгвардии по РМЭ, включая его, проверили жилищные условия Томилова, факт отсутствия у него в собственности жилья в <Адрес обезличен> и проживания на съемной квартире нашел свое подтверждение. Так как все необходимые документы Томилов не представлял, ссылаясь на занятость по службе, в октябре 2018 года он предложил ему написать новый рапорт на включение в списки нуждающихся в служебном жилье и представить необходимые документы, что тот и сделал. С учетом этого жилищная комиссия Управления Росгвардии по РМЭ <Дата обезличена> включила его в списки на предоставление служебного жилья с <Дата обезличена>, а на заседании <Дата обезличена> этой же комиссии было принято решение включить его в списки на предоставление служебного жилья с <Дата обезличена>, то есть с момента подачи первого рапорта.

Согласно протоколу <Номер обезличен> заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по РМЭ от <Дата обезличена> было установлено, что капитан Томилов с составом семьи 4 человека с <Дата обезличена> проживает по договору найма жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>А, <Адрес обезличен>, и по сведениям Росреестра на территории <Адрес обезличен> Эл у него и членов семьи какого-либо недвижимого имущества в собственности не имеется. С учетом изложенного он был принят на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении с даты написания рапорта – <Дата обезличена>.

Из содержания Акта комплексной выездной проверки финансовой и хозяйственной деятельности Управления Росгвардии по РМЭ от <Дата обезличена> видно, что была признана неправомерной выплата <данные изъяты> Томилову денежных средств с 10 января по <Дата обезличена> в размере 49819 рублей 36 копеек, поскольку признание его нуждающимся в специализированных жилых помещениях с <Дата обезличена> было произведено в нарушение п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 5 Методических рекомендаций от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Рапорт Томилова от <Дата обезличена> не был зарегистрирован в книге учета рапортов. Был зарегистрирован рапорт от <Дата обезличена> и все приложенные к рапорту документы были зарегистрированы октябрем 2018 года.

Заслушав объяснения ответчика и свидетеля, огласив объяснения истца и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования представителя начальника Управление Росгвардии по РМЭ к Томилову не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от <Дата обезличена> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 15 вышеуказанного федерального закона, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей, или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О порядке выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей», денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).

Анализ указанных законодательных норм позволяет суду сделать вывод о том, что обеспечение денежной компенсацией за наём жилых помещений не является безусловной социальной гарантией, предоставляемой военнослужащему после подачи им рапорта с приложением необходимых документов, поскольку окончательное решение о её выплате принимается должностными лицами после проверки представленных документов.

При этом условиями выплаты военнослужащему указанной компенсации являются нуждаемость военнослужащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы, отсутствие возможности обеспечить его служебным жилым помещением, пригодным для временного проживания или общежитием, и предоставление военнослужащим документов, подтверждающих его право на получение денежной компенсации.

В судебном заседании установлено, что Томилов правомерно был включен в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда с составом семьи 4 человека и принят на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении по дате написания рапорта с <Дата обезличена>, поскольку как установлено в судебном заседании данный рапорт был передан им начальнику квартирно-эксплуатационной службы майору Сингатуллину, который не отразил этот факт в книге учета рапортов.

Перечисленные обстоятельства не опровергаются представителем истца и подтверждаются исследованным в судебном заседании протоколом заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по РМЭ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, а также показаниями свидетеля С., который пояснил, что Томилов действительно подал соответствующий рапорт <Дата обезличена>, однако его не зарегистрировали поскольку отсутствовали другие необходимые документы.

Ссылка представителя истца на нарушении Томиловым условий, изложенных в Методических рекомендаций от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, согласно которым постановка на соответствующий учет производиться с момента написания рапорта, является несостоятельной поскольку указанные документ носит лишь рекомендательный характер и не устанавливает обязательный порядок действий при постановке на учет и принятие решения о выплате фактически понесенных расходов. Напротив, Томиловым были выполнены все необходимые условия для рассмотрения вопроса о включении его в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда согласно Федеральному закону от <Дата обезличена> № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Постановлению Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О порядке выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей». Более того, Методические рекомендации, требования которых, по мнению представителя истца, не выполнил Томилов, в настоящее время утратили силу в соответствии с Методическими рекомендациями Врио заместителя директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 1109 ГК Российской Федерации заработная плата и приравненные к ней платежи, иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности с его стороны или счётной ошибки. Доказательств факта недобросовестности со стороны ответчика либо выплаты ему денежных средств вследствие счётной ошибки истцом суду не представлено.

Исходя из вышеприведённых требований закона и фактических обстоятельств дела, суд считает установленным, что Томилов обоснованно и законно получал денежную компенсацию за наём жилья с <Дата обезличена>.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК Российской Федерации, военный суд

решил:

В удовлетворении искового заявления представителя начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл к военнослужащему названного Управления <данные изъяты> Томилову А.Н. о взыскании неосновательно приобретенных денежных средств в качестве компенсации за наём жилого помещения, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 21 сентября 2020 года.

Судья                                              Э.Е. Сафонов

2-101/2020 ~ М-94/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ ро РМЭ
Ответчики
Томилов А.Н.
Суд
Казанский гарнизонный военный суд (Республика Татарстан)
Судья
Сафонов Э. Е.
Дело на странице суда
kazanskygvs--tat.sudrf.ru
17.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2020Передача материалов судье
17.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2020Переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства
24.08.2020Вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства
24.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2020Подготовка дела (собеседование)
01.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2020Судебное заседание
15.09.2020Судебное заседание
16.09.2020Судебное заседание
21.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2020Дело оформлено
14.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее