РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2017 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Грибовой Е.В.,
при секретаре Рафиковой М.Р.,
с участием представителя административного истца Екатеринина И.И.,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, действующей по доверенности Нескоромновой О.Н.,
представителя административного ответчика филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, действующей по доверенности Борисовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2322/2017 по административному исковому заявлению Кутуевой НР к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» о признании незаконными бездействий, выразившихся в не снятии с государственного кадастрового учета земельного участка и обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок,
у с т а н о в и л:
Кутуева Н.Р. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» о признании незаконными бездействий, выразившихся в не снятии с государственного кадастрового учета земельного участия и обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок.
В обоснование доводов административного иска Кутуева Н.Р. указала, что земельный участок с кадастровым номером 63:25:00000000:1077, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальный район Красноармейский, сельское поселение Криволучье - Ивановка, в границах ПК «Родина», площадью 1600000+/-855 кв.метров (уточненная), видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и по заявлению административного истца.
В настоящее время, в связи с тем, что административный истец желает выделить земельный участок, имеющий иные характеристики, ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> с обращением о снятии указанного земельного участка с государственного кадастрового учета, однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о невозможности осуществления указанных действий.
Административный истец полагает незаконным и необоснованным бездействие административных ответчиков, выразившихся в не снятии с государственного кадастрового учета указанного земельного участка, поскольку земельный участок был поставлен на кадастровый учет в период действия федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусматривающий обязанность снятия с учета земельного участка, если по истечении двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него, либо в указанном в ч.3 ст.24 данного закона случае, не осуществлена государственная регистрация аренды. Однако по истечении двухлетнего срока указанный земельный участок с государственного кадастра недвижимости снят не был. Кроме того, частью 4 статьи 24 вышеназванного закона также предусмотрена обязанность снятия земельного участка с кадастрового учета, если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае, не осуществлена государственная регистрация аренды. Однако до настоящего времени по истечении указанных сроков со дня постановки земельного участка на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с государственного кадастра недвижимости снят не был.
Административный истец полагает, что в связи с тем, что органом государственной власти не осуществлены действия, прямо предусмотренные действующим законодательством, следует, что административными ответчиками допущено незаконное бездействие и просит суд обязать административных ответчиков снять с государственного кадастрового учета указанный земельный участок.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий по доверенности Екатеринин И.И., доводы административного иска поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, действующая по доверенности Нескоромнова О.Н., полагая заявленные административным истцом требования незаконными и необоснованными. возражала против их удовлетворения, поскольку основания, предусмотренные законом для снятия земельного участка с учета отсутствуют.
Представитель административного ответчика филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, действующая по доверенности Борисова Л.И., просила в удовлетворении требования административного истца отказать, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
В силу ст. 226 КАС РФ орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.
Согласно ст. 227 КАС РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержаться сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым 63:25:0000000:1077, уточненной площадью 1600000 кв.метров, расположенном по адресу: <адрес>, муниципальный район Красноармейский, сельское поселение Криволучье - Ивановка, в границах ПК «Родина», с разрешённым видом использованием - для сельскохозяйственного использования, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Указанный земельный участок имеет статус «временный» и поставлен на государственный кадастровый учет по заявлению ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приложению № к Постановлению администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками земельной доли (по 1/358 у каждого) в составе земель общей собственности КСХП «Родина» числиться 358 собственников.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец Кутуева Н.Р. приобрела у ФИО7 1/358 долю в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:25:0000000:3 по адресу <адрес>, земли бывшего ПК «Родина», относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, земельный участок для сельскохозяйственного использования.
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей ДД.ММ.ГГГГ) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» в часть 4 статьи 24 Закона о кадастре были внесены изменения, а именно указано, что если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Исходя из части 1 статьи 5 Закона № 250-ФЗ, настоящий Закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ, за исключением пунктов 20 и 21 статьи 3 данного федерального закона.
С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки).
Статьей 72 Закона № 218-ФЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону № 218-ФЗ. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления силу.
В силу ч. 7 ст. 72 Закона № 218-ФЗ временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объекта недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведения о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 177 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, статус «временные» изменяется на статус «актуальные» с момента такой регистрации в ЕГРН или на статус «архивные» после ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии в ЕГРН записи о такой регистрации.
В силу приведенных норм права, земельный участок с кадастровым номером 63:25:0000000:1077 может быть снят с государственного кадастрового учета по заявлению лиц, указанных в части 7 статьи 72 Закона № 218-ФЗ.
При этом, как следует из представленных суду документов, собственники земельного участка, в результате преобразования которого был образован земельный участок с кадастровым номером 63:25:0000000:1077 с заявлением о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета в орган регистрации прав не обращались.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Из буквального толкования части 7 статьи 72 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует вывод о том, что основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках, применительно к рассматриваемому спору, может быть только совместное заявление об этом всех участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:25:0000000:1077, но не решение общего собрания.
Более того, пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и названным Федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 настоящей статьи (пункт 2 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О констатировал изменение правового регулирования, которое ранее предусматривало обязанность участника долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, заинтересованного в выделе земельного участка в счет своей земельной доли или своих земельных долей, предпринять все надлежащие и зависящие от него меры к проведению общего собрания по данному вопросу, а в настоящее время (с ДД.ММ.ГГГГ) - в целях обеспечения максимально эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения в контексте развивающихся отношений собственности, а также реализации в земельных отношениях конституционно значимых начал гражданского законодательства, в том числе его дозволительной направленности и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), - закрепляет альтернативные способы реализации участниками долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения права на выдел земельного участка в счет своей земельной доли, которые различаются в зависимости от варианта выдела земельного участка - путем принятия общим собранием участников долевой собственности решения, которым утверждаются проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки, либо путем определения отдельными сособственниками размеров и местоположения границ выделяемых в счет их земельных долей земельных участков, проект межевания которых, подготовленный кадастровым инженером, подлежит обязательному согласованию с остальными сособственниками посредством их извещения или размещения необходимых сведений в средствах массовой информации.
Что касается положений статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», закрепляющих общий порядок владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, который предполагает принятие по данным вопросам соответствующих решений на общих собраниях собственников земельных долей, то эти положения не противоречат требованиям статьи 13 того же Федерального закона, которая, как регламентирующая вопросы выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей, является специальной правовой нормой, имеющей приоритет в рассматриваемой сфере гражданских и земельных отношений.
Учитывая, что административный истец является не единственным собственником спорного земельного участка, в силу вышеназванных норм права, снятие с учета земельного участка возможно лишь при обращении всех собственников земельного участка.
Доводы административного истца о том, что к спорным правоотношениям должны применяться положения федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он действовал на момент постановки земельного участка на учет, основан на неверном толковании закона, поскольку статьей 72 Закона № 218-ФЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону № 218-ФЗ. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления силу.
Так, обязанность по снятию спорного земельного участка, в силу закона № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, возникла ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ действует закон № 218-ФЗ, в связи с чем, оснований для признания бездействия административных ответчиков незаконными и необоснованными, возложении на них обязанности, у суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Кутуевой НР к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» о признании незаконными бездействий, выразившихся в не снятии с государственного кадастрового учета земельного участка и обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение изготовлено в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.В.Грибова