Дело № 2-2584/2019
УИД 24RS0024-01-2019-002581-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Кирилловой Т.А., к Управлению социальной защиты населения администрации г. Канска о возобновлении предоставления мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Кирилловой Т.А. к УСЗН администрации г. Канска о возобновлении предоставления мер социальной поддержки, свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения социального законодательства в УСЗН администрации г. Канска установлено, что Кириллова Т.А. является инвалидом 1 группы, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>А. Кириллова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УСЗН администрации г. Канска с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации в размере 50% расходов по оплате коммунальных услуг, с 01.01.2012 г. ей были назначены меры социальной поддержки. С 01.09.2016 года ответчиком прекращено предоставление льгот в связи с имеющейся задолженностью по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Прокурор просит признать решение УСЗН администрации г. Канска о прекращении с 01.09.2016 г. предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% Кирилловой Т.А. незаконным и отменить, обязав УСЗН администрации г. Канска возобновить Кирилловой Т.А. предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с 01.09.2016 г.
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник Канского межрайпрокурора Базина С.С. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец Кириллова Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика УСЗН администрации г. Канска в судебное заседание не явился, извещенный о дате и времени его проведения надлежащим образом, представив письменные возражения на иск, приобщенные к материалам дела, указав, что согласно ст.ст. 159, 160 ЖК РФ, субсидии или компенсации расходов предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и ЖКУ, и это – именно компенсация фактически понесенных расходов, а не скидка для инвалидов, полагают, что исковые требования не подлежат удовлетворению, действия УСЗН администрации г. Канска законны и обоснованы.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, извещены о дате и времени его проведения надлежащим образом, ходатайств не заявляли.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав стороны, а также исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Конституцией РФ, в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст. 7) гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39).
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам 1 и 2 групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели. Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона, орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона Красноярского края, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образованию).
Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Следовательно, наличие у истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе по оплате взноса на капитальный ремонт, не может явиться основанием для прекращения в предоставлении ему, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату этих услуг.
В судебном заседании установлено, что Кириллова Т.А. является инвалидом 1-й группы по зрению, что подтверждается справками МСЭ-2006 № 0001949520 от 04.12.2006 г. и МСЭ-2007 № 1243447 от 17.11.2008г. (л.д. 12-13, 14-15), зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>А, что подтверждается копией паспорта на имя Кириллоовой Т.А. (л.д. 10-11). ДД.ММ.ГГГГ Кириллова Т.А. обратилась в УСЗН администрации г. Канска с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в виде компенсации в размере 50% расходов по оплате коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт (л.д. 8-9). Кирилловой Т.А. по решению УСЗН администрации г. Канска были предоставлены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере 50% (л.д. 16-18).
Кирилловой Т.А. на основании статьи 20.1 Закона края №13-2804 в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг за два и более месяца, была приостановлена выплата мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг с 01.09.2016 г., о чем в адрес Кирилловой Т.А. направлено соответствующее уведомление (л.д. 19).
Суд полагает, что поскольку действия п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», согласно которым предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий, не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то решение УСЗН администрации г. Канска о прекращении предоставления Кирилловой Т.А. мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности по оплате ЖКУ являются незаконными. Данный вывод суда обосновывается тем, что выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг не может быть прекращена инвалидам на основании того, что у них имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. Принятие ответчиком решения по прекращению предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг фактически возлагает на истца обязанность по оплате коммунальных услуг в полном объеме, при наличии прямого указания Закона Красноярского края о невозможности такого прекращения в отношении инвалидов, уже получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
С учетом вышеизложенного, решение УСЗН администрации г. Канска о прекращении с 01.09.2016 г. предоставления Кирилловой Т.А. мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг является незаконным и подлежит отмене, в связи с чем на УСЗН администрации г. Канска необходимо возложить обязанность по возобновлению предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг Кирилловой Т.А. в размере 50% с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Кирилловой Т.А. к Управлению социальной защиты населения администрации г. Канска о возобновлении предоставления мер социальной поддержки – удовлетворить.
Признать решение Управления социальной защиты населения администрации г. Канска о прекращении с 01 сентября 2016 года предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% Кирилловой Т.А. – незаконным и отменить.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Канска возобновить предоставление Кирилловой Т.А. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с 01 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 19 августа 2019 года.
Судья А.М. Блошкина