Дело № 2-863-2021
(УИД 74RS0037-01-2021-000809-52)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Сатка 29 апреля 2021 года
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Сорокина Е.Е.,
При секретаре Лукахиной И.Д.,
С участием прокурора Мельникова Д.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Романовского сельского поселения о понуждении к исполнению закона,
У С Т А Н О В И Л:
Саткинский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации Романовского сельского поселения о понуждении к исполнению закона.
Просит возложить на администрации Романовского сельского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области обязать зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: сооружение электроэнергетики ВЛЭП – 0,4 кВ <адрес>.
В обоснование иска указывает, что Саткинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, которой выявлены нарушения закона.
В судебном заседании прокурор настаивал на исковых требованиях в полном объёме, против предоставления срока на исполнение до ДД.ММ.ГГГГ не возражал.
Представитель ответчика администрации Романовского сельского поселения в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте слушания дела надлежаще извещен. Поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также просили предоставить срок на исполнение до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Саткинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, которой выявлены нарушения закона, в деятельности Администрации Романовского сельского поселения.
Согласно ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 20, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных часть 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между МО «Романовское сельское поселение» и МО «Саткинский муниципальный район» администрация района передала администрации Романовского сельского поселения полномочия в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ст.50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ч.1 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям является муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органом государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты несовершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В силу ст.133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Таким образом, линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу ч.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Проведенной проверкой установлено, что объект электросетевого хозяйства, а именно: сооружение электроэнергетики ВЛЭП – 0,4 кВ <адрес> федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в качестве бесхозяйного объекта ДД.ММ.ГГГГ.
Данный объект расположен в административных границах Романовского сельского поселения, является действующим для обеспечения электроснабжения потребителей Романовского сельского поселения (жилой сектор, объекты социального и коммунального назначения).
В настоящее время меры по регистрации права муниципальной собственности на данный объект недвижимости органом местного самоуправления не приняты.
Несвоевременные меры по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на объекты электроснабжения, могут привести к отсутствию контроля за состоянием работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное электроснабжение, что в свою очередь может привести к неблагоприятным последствиям и опасности для неопределенного круга лиц.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения исполнения обязанности в натуре.
Учитывая, что исполнения обязанностей по регистрации права требуют значительного количества времени для оформления, суд считает возможным установить срок на исполнение до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на администрации Романовского сельского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области обязанность зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: сооружение электроэнергетики ВЛЭП – 0,4 кВ <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Саткинский городской суд.
Председательствующий (подпись) Е.Е. Сорокин
Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2021 года.
Верно:
Судья Е.Е. Сорокин
Секретарь И.Д. Лукахина