Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2011 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд
в составе:
председательствующего судьи Гельфенштейн С.Л.
при секретаре Протченко Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании совершить определенные действия по тем основаниям, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов в непосредственной близости от дома № по улице <адрес>. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, ответственность за ликвидацию несанкционированных свалок на территории округа несет Администрация Петрозаводского городского округа. В связи с этим Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку в непосредственной близости от дома № по улице <адрес>.
В судебном заседании представитель Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Петрашкевич Л.С., действующая на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не согласна.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ПМУП «Автоспецтранс» Юрчук Т.В., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований, пояснив, что ПМУП «Автоспецтранс» выполняет работы по ликвидации свалок только на основании муниципальных контрактов. В отношении вышеуказанной свалки никакого контракта с Администрацией Петрозаводского городского округа заключено не было. Дом № по улице <адрес> находится на обслуживании МУП «ПетроГИЦ».
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица МУП «ПетроГИЦ» Солдатов Д.И., действующий на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не согласен, пояснив, что дом № по улице <адрес> находится на обслуживании МУП «ПетроГИЦ» с 01 марта 2009 года. 01 декабря 2009 года между МУП «ПетроГИЦ» и ПМУП «Автоспецтранс» был заключен договор № об оказании услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов. В перечень домов, управляемых МУП «ПетроГИЦ», входит и дом № по улице <адрес> Срок действия договора – до 31 декабря 2010 года. 24 февраля 2011 года сотрудники МУП «ПетроГИЦ» выезжали на обследование придомовой территории дома № по улице Белинского в г.Петрозаводске. Был составлен акт о том, что несанкционированной свалки на придомовой территории дома № по улице <адрес> установлено не было, мусор отсутствует.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонном природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что в непосредственной близости от дома № по улице <адрес> расположена несанкционированная свалка бытовых отходов.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу статьи 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
В силу статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со статьей 39 Устава Петрозаводского городского округа к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится: исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Петрозаводского городского Совета.
Как установлено в ходе судебного разбирательства специалистами МУ «Жилищный контроль» и ПМУП «Автоспецтранс» проведено комиссионное обследование территории дома № по улице <адрес>. В результате обследования выявлено, что по месту расположения помойницы образована несанкционированная свалка отходов. Ящик для складирования твердых бытовых отходов отсутствует.
В адрес директора МУП «ПетроГИТЦ» Управлением жилищного хозяйства Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа 07 апреля 2011 года за № направлено письмо с рекомендацией в срок до 12 февраля 2011 года установить деревянный ящик для складирования ТБО и принять необходимые меры по уборке территории и вывозу отходов с помойницы.
В связи с этим сотрудниками МУП «ПетроГИЦ» 24 февраля 2011 года был проведен осмотр придомовой территории дома № по улице <адрес> и составлен акт о том, что на момент осмотра на придомовой территории дома № по улице <адрес> несанкционированной свалки не установлено, мусор отсутствует.
В ходе судебного разбирательства представителем МУП «ПетроГИЦ» представлена схема расположения земельного участка, из которой следует, что свалка мусора расположена за придомовой территорией дома № по улице <адрес>.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание, что несанкционированная свалка расположена на территории Петрозаводского городского округа, ответственность за ликвидацию которой несет Администрация Петрозаводского городского округа, суд приходит к выводу о необходимости обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в непосредственной близости от дома № по улице <адрес>, установив срок для исполнения – в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в непосредственной близости от дома № по улице <адрес> – в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд.
Судья: С.Л.Гельфенштейн
Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2011 года.