Дело № 2-141/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации16 мая 2016 года с. Кочубеевское Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Гедыгушева А.И.,
при секретаре судебного заседания Сычевой Е.Ю.
с участием:
представителей истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску - Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору – Гуторовой И.В., действующей на основании доверенности №01-14/20 от 12.01.2016 года и Бобраковой Е.Д., действующей на основании доверенности №01-14/6 от 11.01.2016 года,
ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску– Степанова В.А.,
представителя ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску – адвоката Ишханова И.О., представившего удостоверение адвоката №1293 и ордер №15С 020197 офиса №2 Ставропольской краевой коллегии адвокатов,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору к Степанову Виктору Алексеевичу о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и возложении обязанности на застройщика за свой счет снести указанный самовольно возведенный объект капитального строительства, и привести его в первоначальное, пригодное для использования состояние, а также встречному иску Степанова Виктора Алексеевича к Управлению Ставропольского края по строительству и жилищному надзору, администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края о признании права собственности на самовольное строение,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Ставропольского края по строительству и жилищному надзору обратилось в суд с иском к Степанову В.А. о признании объекта капитального строительства «Торговый центр непродовольственных товаров», расположенного по адресу: <адрес> самовольной постройкой и возложении обязанности на застройщика Степанова В.А. за свой счет снести указанный самовольно возведенный объект капитального строительства, расположенный на земельном участке по <адрес> и привести земельный участок в первоначальное, пригодное для использования состояние.
В обоснование заявленных требований представителем истца указано, что в соответствии с договором уступки прав от 10.12.2014 г. по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 21.02.2012 г., зарегистрированного 30.03.2012 г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, гр. Степанов В.А. является арендатором данного земельного участка, общей площадью 20 000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:15:150713:137, категория земель - «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием - «для размещения торгового центра непродовольственных товаров». Указанный выше договор уступки прав от 10.12.2014 г. по договору аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 23.12.2014 г.. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 23.12.2014 г., на основании договора купли-продажи недвижимости от 10.12.2014 г., гр. Степанов В.А. также является собственником нежилого здания, общей площадью 9, 7 кв. м., этажностью - 1 ед., расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>. В связи с поступившим в адрес управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) обращением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 11.12.2014 г. №4218 по факту самовольного строительства застройщиком Степановым В.А. объекта капитального строительства с площадью самовольной застройки 750, 3 кв.м, должностным лицом управления, государственным инспектором отдела инспекции государственного строительного надзора управления в отношении гр. Степанова В. А. был составлен протокол от 28.01.2015 г. об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление строительства спорного объекта без разрешения на строительство, выданного органом местного самоуправления. По итогам рассмотрения протокола и других материалов административного дела, постановлением начальника управления от 13.02.2015 г. застройщик Степанов В.А. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 (трех тысяч) рублей. Признав правомерность привлечения к административной ответственности, вынесенное начальником управления постановление по делу об административном правонарушении обжаловано не было и застройщиком Степановым В.А. был оплачен административный штраф в установленный законодательством срок. Однако, несмотря на тот факт, что застройщик Степанов В.А. был согласен с выявленными нарушениями в области градостроительной деятельности по осуществлению строительных работ по возведению объекта капитального строительства без разрешительной и проектной документации, работы по строительству спорного объекта продолжали осуществляться. В связи с поступившим в адрес управления повторным обращением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 26.06.2015 г. №2487 по факту самовольного строительства застройщиком Степановым В. А. объекта капитального строительства с площадью самовольной застройки 6960,0 кв. м., управлением было издано распоряжение от 06.10.2015 г. №12/12-2015 о проведении проверки в отношении застройщика Степанова В.А. на объекте капитального строительства «Торговый центр непродовольственных товаров», расположенном по адресу: <адрес>. Предметом данной проверки, в рамках осуществления государственно го строительного надзора, являлось соблюдение обязательных требований, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также соответствие сведений, содержащихся в свидетельстве о допуске, выданным СРО, выполняемым работам. В ходе проведения проверки на вышеуказанном объекте, государственным инспектором отдела - инспекции государственного строительного надзора управления были выявлены множественные нарушения в области градостроительной деятельности со стороны застройщика В.А. Степанова, осуществляющего работы по возведению объекта капитального строительства, а именно: в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствовало разрешение на строительство; в нарушение ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщиком Степановым В.А. в адрес инспекции государственного строительного надзора управления не направлялось извещение о начале строительства объекта капитального строительства; в нарушение ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствовало положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; в нарушение ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствовало свидетельство о допуске с соответствующим видом работ. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщику было рекомендовано провести экспертизу проектной документации. Все выявленные нарушения были отражены в акте проверки и в предписании от 22.10.2015 года, с установленным сроком их устранения до 22.12.2015 гола. Кроме того, в отношении застройщика Степанова В.А. были составлены протоколы об административном правонарушении от 22.10.2015 г. №12/12- 2015/1, №12/12- 2015/2 и №12/12- 2015/3, по результатам рассмотрения которых управлением 26.10.2015 г. были вынесены постановления №247-Ф о привлечении гр. Степанова В.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей, № 248-Ф - о привлечении гр. Степанова В.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 рублей, а также № 249-Ф - о привлечении гр. Степанова В.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 рублей. Проведение проверки осуществлялось должностным лицом управления в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Данный факт подтверждается указанием застройщика Степанова В.А. (с его личной росписью) в строках протоколов об административных правонарушениях от 22.10.2015 г. об отсутствии объяснений и замечаний, а также оплатой застройщиком административного штрафа в размере 6700 руб. (700 руб. + 1000 руб. + 5000 руб.) по вынесенным постановлениям, в установленный законодательством срок, что подтверждено платежными поручениями. Несмотря на утверждения застройщика Степанова В.А. об устранении выявленных нарушений в установленный срок, выявленные по результатам данных проверок множественные нарушения в области градостроительной деятельности, застройщиком Степановым В.А. до настоящего времени не устранены, а возведение спорного объекта капитального строительства продолжает осуществляться с грубым нарушением требований и норм действующего законодательства. Объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, возводимый застройщиком Степановым В.А. с множественными нарушениями, в т.ч. без разрешения на строительство объекта капитального строительства, является самовольной постройкой. Тем более, что согласно договору уступки прав от 10.12.2014 г. по договору аренды земельного участка, гр. Степанов В.А. является арендатором земельного участка, общей площадью 20 000 кв. м., находящегося в государственной собственности от 21.02.2012 г., зарегистрированного 30.03.2012г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. В соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства право собственника или владельца земельного участка, а также иного лица, использующего земельный участок под застройку, не может быть реализовано без разрешения на строительство. Кроме того, в соответствии со ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности РФ» лицо, виновное в строительстве без соответствующего разрешения, обязано осуществить его снос и привести земельный участок в первоначальное состояние. Правовым последствием самовольной постройки является то, что лицо не приобретает право собственности на нее. Сама же постройка не считается недвижимостью и не подлежит государственной регистрации. Сделки, направленные на распоряжение самовольной постройкой ничтожны, как противозаконные на основании ст. 168 ГК РФ. К ним должны применяться последствия, указанные в ст. 169 ГК РФ. Нормами данной статьи предусмотрено, что сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные ст. 167 ГК РФ. В отношении застройщика Степанова В.А. управлением были неоднократно выявлены нарушения требований действующего законодательства в области градостроительной деятельности при возведении данным застройщиком спорного объекта капитального строительства «Торговый центр непродовольственных товаров», расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правоотношениях, или за их счет.
Ответчик Степанов В.А. обратился в суд со встречным исковым заявлением к Управлению Ставропольского края по строительству и жилищному надзору о признании права собственности на недвижимое имущество (объект незавершенного строительства – торговый центр), расположенный по адресу: <адрес> в пределах земельного участка с кадастровым номером 26:15:150713:137.
В обоснование заявленных требований Степановым В.А. указано, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 20 000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> –Партизанская, указанный земельный участок имеет разрешенное использование – для строительства торгового центра. На данном земельном участке им в настоящее время возведено здание торгового центра (незавершенный строительством объект 15% готовности). Возведенное строение соответствует строительным нормам и правилам, строительство осуществлено в соответствии с проектной документацией на строительство торгового центра, архитектурными решениями, выполненными организацией имеющей лицензию на проведение данного вида работ. В 2011 году подготовлена ситуационная схема расположения земельного участка для размещения объекта: Торгового центра, указанная схема согласована с администрацией Кочубеевского муниципального района, главным архитектором района, главой МО села Кочубеевское, а также со всеми коммунальными службами. В апреле 2012 года подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 26:15:150713:137 для строительства торгового центра. Распоряжением Администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края №216-р от 16 мая 2012 года утвержден градостроительный план земельного участка. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» также не нарушен, поскольку в соответствии с данным СНиП расстояние между зданиями и сооружениями считается расстояние по свету между наружными стенами или другими конструкциями такое расстояние должно составлять не менее 6 метров. От возведенного строения до ближайшего строения более 10 метров.
В судебном заседании представитель истца Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору - Гуторова И.В. исковые требования Управления поддержала в полном объеме и дала пояснения аналогичные содержанию иска. Просит суд признать объект капитального строительства «Торговый центр непродовольственных товаров», возведенный застройщиком Степановым В.А. на земельном участке, общей площадью 20 000 кв. м, с кадастровым номером 26:15:150713:137, расположенном по адресу: <адрес> - самовольной постройкой и обязать застройщика Степанова В.А. за свой счет снести указанный выше самовольно возведенный объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 26:15:150713:137, по <адрес> и привести данный земельный участок в первоначальное, пригодное для использования состояние. Встречные исковые требования Степанова В.А. о признании права собственности на объект капитального строительства «Торговый центр непродовольственных товаров», возведенный на земельном участке, общей площадью 20 000 кв. м, с кадастровым номером 26:15:150713:137, расположенном по адресу: <адрес> не признает по доводам, указанным в возражениях. Считает встречные исковые требования, заявленные Степановым В.А. к управлению, о признании права собственности на недвижимое имущество незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Степановым В.А. 15марта 2016г. заявлено ходатайство о назначении по делу строительно-технической экспертизы, на разрешение которой он просил поставить следующие вопросы: соответствует ли объект незавершенного строительства – здание торгового центра, литер «В», площадью 6563 кв.м, инвентарный номер – 17586, возведенный на земельном участке с кадастровым номером 26:15:150713:137, адрес: <адрес>, строительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, а также создает ли указанный объект незавершенного строительства угрозу жизни и здоровью третьих лиц. Производство экспертизы Степанов В.А. просит поручить экспертам ООО «Бюро судебных экспертиз» 355000, г.Ставрополь, ул.50 летВЛКСМ, д.8, оф.1-2. Определением Кочубеевского районного суда от 18 апреля 2016г. Степанову В.А. было отказано в удовлетворении ходатайства о назначении по делу строительно-технической экспертизы, в том числе, с учетом мнения управления. Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений. По спорному объекту отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации, за которым Степанов В.А. не обращался, следовательно, уполномоченным органом не дана оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. По спорному объекту отсутствует разрешение на строительство, а также не представлены доказательства направления застройщиком заявления о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по строительству объекта должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Застройщиком не представлены документы, удостоверяющие организацию, выполнившую строительно-монтажные работы на объекте. Застройщиком полностью нарушен процесс архитектурно-строительного проектирования и строительства спорного объекта, регламентируемого главой 6 ГрК РФ, что является доказательством существенности и неустранимости нарушений градостроительных норм, допущенных при возведении объекта и является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку, а также основанием для удовлетворения требования о ее сносе. Отсутствие подтверждения соответствия результатов строительства и строительных материалов требованиям законодательства, исполнение которых подлежало проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) в случае, если проведение такого контроля (надзора) было предусмотрено законодательством Российской Федерации может заменено проведением обследования строительных конструкций зданий и сооружений. Согласно действующему законодательству самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Пунктом 2 статьи 222 Кодекса установлено, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Согласно пункту 3 статьи 222 Кодекса право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Решением Совета депутатов муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края от 27 декабря 2012г. №67 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования села Кочубеевского Кочубеевского района Ставропольского края, согласно которым, предоставленный для размещения торгового центра непродовольственных товаров земельный участок, находится в производственно-коммунальной зоне с предприятиями V класса опасности по санитарной классификации предприятий ПК-5. Виды разрешенного использования данных земельных участков: основные виды разрешенного использования: производственно-коммунальные предприятия V класса опасности по санитарной классификации предприятий, административные здания предприятий, склады, торгово-складские (продовольственные, овощные и т.д.) оптовые базы, площадки для парковок автотранспорта, автостоянки открытого типа; вспомогательные виды разрешенного использования: сооружения и устройства сетей инженерно-технического обеспечения, объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства общественных, производственных, коммунальных объектах и иных зданий, сооружений, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, газораспределительные пункты, резервуары, насосные, гидранты и т.д., элементы благоустройства и вертикальной планировки, малые архитектурные формы, здания и сооружения для размещения служб охраны и наблюдения, площадки для сбора мусора; условные виды разрешенного использования: магазины в капитальных зданиях, объекты мелкорозничной торговли во временных сооружениях, рассчитанные на малый поток посетителей: киоски, павильоны, палатки, административные здания. Ни один из вышеперечисленных видов разрешенного использования не соответствует виду использования земельного участка, предоставленного администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края для размещения торгового центра непродовольственных товаров, что является нарушением пунктов 3, 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Представленное Степановым В.А. решение Совета Кочубеевского муниципального района Ставропольского края третьего созыва от 07 апреля 2016г. №268 «Об утверждении Генеральных планов муниципальных образований, входящих в состав Кочубеевского муниципального района Ставропольского края» не является допустимым доказательством и основанием для признания права собственности на самовольную постройку, так как на день обращения Степанова В.А. с иском в суд 15 марта 2016г. самовольная постройка не соответствовала параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, установленным пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, внесение изменений в которые предполагается после утверждения Генерального плана муниципального образования села Кочубеевского Кочубеевского района Ставропольского края, т.е. после 07 апреля 2016г. Степанов В.А. в иске ссылается на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» пунктами 26, 27, 28 предусмотрено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство, к получению которого лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры, при условии, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан. Однако в процессе судебного разбирательства Степановым В.А. не представлены доказательства обращения за получением разрешения на строительство, в связи с чем основания для удовлетворения иска о признании права собственности на самовольную постройку отсутствуют. Просит учесть, что договор от 28 декабря 2015 года №32 купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу (местоположение): Российская Федерация, <адрес>, общей площадью 20000 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для строительства торгового центра», заключен администрацией муниципального образования села Кочубеевского со Степановым В.А. в нарушение пункта 2 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается. Площадь предоставленного администрацией муниципального образования села Кочубеевского в собственность Степанову В.А. земельного участка, превышает размер земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости. Ссылка Степанова В.А. в иске на пункт 1 статьи 218 и статью 219 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна и является неверным толкованием норм права, так как объект незавершенного строительства является самовольной постройкой и возведен в нарушение закона и иных правовых актов. Просит в удовлетворении встречных исковых требований, Степанову В.А. отказать.
В судебном заседании представитель истца Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору - Бобракова Е.Д. исковые требования Управления поддержала в полном объеме по доводам, указанным в исковом заявлении. Просит суд признать объект капитального строительства «Торговый центр непродовольственных товаров», возведенный застройщиком Степановым В.А. на земельном участке, общей площадью 20 000 кв. м, с кадастровым номером 26:15:150713:137, расположенном по адресу: <адрес> - самовольной постройкой и обязать застройщика Степанова В.А. за свой счет снести указанный выше самовольно возведенный объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 26:15:150713:137, по <адрес> и привести данный земельный участок в первоначальное, пригодное для использования состояние. Встречные исковые требования Степанова В.А. о признании права собственности на объект капитального строительства «Торговый центр непродовольственных товаров», возведенный на земельном участке, общей площадью 20 000 кв. м, с кадастровым номером 26:15:150713:137, расположенном по адресу: <адрес> не признает по доводам, указанным в возражениях.
В судебном заседании Степанов В.А. - ответчик по первоначальному иску и истец по встречному иску исковые требования Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору не признал, и просил в их удовлетворении отказать, а исковые требования о признании права собственности на недвижимое имущество (объект незавершенного строительства – торговый центр), расположенный по адресу: <адрес> в пределах земельного участка с кадастровым номером 26:15:150713:137 удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску - адвокат Ишханов И.О. исковые требования Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору не признал, и просил в их удовлетворении, отказать. Требования Степанова В.А. поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении, при этом пояснил, что согласно позиции истца, спорное строение обладает признаками самовольной постройки в том смысле, который ей придается положениями ст.222 ГК РФ, поскольку возведено без получения разрешения на строительство и положительного заключения экспертизы проектной документации. Однако сам по себе факт возведения строения без получения разрешительной документации безусловным правовым основанием для его сноса не является. Лицо заявляющее такие требования должно доказать, что не получение разрешения на строительство повлекло нарушение строительных норм и правил, и что защита нарушенного права иным способом, помимо сноса, невозможно, поскольку избранный способ защиты нарушенного права должен соответствовать принципу разумности и соразмерности последствиям нарушения права, в данном случае заявлено о сносе объекта незавершенного строительства и не доказано, что имеющиеся нарушения можно устранить только таким способом, а отсутствие разрешительной документации не является безусловным основанием для сноса строения. Считает, что снос самовольной постройки – крайняя мера воздействия на нарушителя, необходимость поиска альтернативных сносу решений заложена в положениях Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 07.10.2009 года, опубликована в Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ №11/2009) и экономически оправдана сложностью и затратностью процесса принудительного исполнения решений о сносе самовольных построек, в особенности, возведенных гражданами. Согласно Концепции снос такой постройки целесообразен только тогда, когда ее сохранение нарушает права или охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан или когда постройка возведена на земельном участке, строительство на котором запрещено законом. При этом, согласно действующему законодательству с исками о сносе самовольной постройки могут обратиться: собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки; прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом, в публичных интересах, если самовольная постройка создает угрозу жизни и здоровью граждан. Считает, что истец как орган, действующий в публичных интересах, не освобождается от обязанности представления доказательств, что самовольная постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан, возможность нарушения прав и законных интересов других граждан сохранением возведенной постройки. Просит учесть, что земельный участок принадлежит Степанову В.А. на праве собственности, земельный участок имеет разрешенное использование – для строительства торгового центра, согласно представленной документации на указанном земельном участке начато строительство торгового центра. Расположение строения в пределах земельного участка с кадастровым номером 26:15:150713:137 соответствует территориальному зонированию генерального плана муниципального образования села Кочубеевского Ставропольского края. Таким образом, нарушение ответчиком вида разрешенного использования земельного участка не установлено. В настоящее время имеется вступившее в законную силу решение Промышленного районного суда г.Ставрополя, где управление (истец) участвовало в качестве третьего лица, при этом в период рассмотрения того дела, обратилось в Кочубеевский районный суд с иском о сносе.При том, что с исками о сносе самовольной постройки могут обратиться: собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки; прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом, в публичных интересах, если самовольная постройка создает угрозу жизни и здоровью граждан. (а указанное обстоятельство орган не доказал). Позиция истца о проведении по делу экспертизы была отрицательной, при том, что обязанность доказать что строение не соответствует параметрам строительства в данном случае лежит на истце, поскольку отсутствие разрешение на строительство без установления нарушений действующих норм и правил не может являться безусловным основанием для удовлетворения требования о сносе строения. Истцом параллельно с обращением с иском в суд о сносе строения выданы Степанову В.А. предписания о предоставлении проектной документации на строительство, положительного заключения экспертизы проектной документации, разрешения на строительство. Таким образом, органом предложено ответчику во внесудебном порядке узаконить существующее строение, (в настоящее время срок исполнения предписания продлен до 18 мая 2016 года), при этом по ходатайству истца судом по делу приняты обеспечительные меры в виде запрета Степанову В.А. запрета проводить строительно-изыскательские работы. На основании вышеизложенного, просит исковые требования Степанова В.А. удовлетворить в полном объеме, признав за ним право собственности на возведенный объект незавершенного строительства – торговый центр, расположенный по адресу: <адрес>.
Представитель третьего лица по первоначальному иску и ответчика по встречному иску – администрации муниципального образования село Кочубеевское Ставропольского края в судебное заседание не явился. В суд от главы администрации поступило заявление о признании иска Степанова В.А. о признании за ним права собственности на недвижимое имуществом (объект незавершенного строительства – торговый центр), расположенный по адресу: <адрес>, в пределах земельного участка с учетом положительного заключения судебно-строительной экспертизы о соответствии объекта незавершенного строительства строительным нормам и правилам, а также отсутствия нарушений третьих лиц.
Представитель третьего лица администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в судебное заседание не явился. В суд от него поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Управления Росреестра по Ставропольскому краю) и Кочубеевского отдела Управления Росреестра по Ставропольскому краю в судебное заседание не явились. Согласно доверенности интересы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю представляет начальник Кочубеевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю – Наделяев М.Б.. В суд от начальника Кочубеевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Наделяева М.Б. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору, представителя Степанова В.А., изучив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору обоснованными и подлежащими удовлетворению только в части признания объекта незавершенного строительства – торговый центр, расположенного по адресу: <адрес> самовольной постройкой. Исковые требования Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору в части возложении обязанности на застройщика по сносу вышеуказанного объекта и приведении земельного участка в первоначальное состояние, а также встречные требования Степанова В.А. о признании права собственности на самовольную постройку, суд находит не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.12ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Суд рассматривает дело в пределах представленных доказательств и основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.55ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных
обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст.ст.59,60ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Статьей2Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Пункты 3,4 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с нормами статьи51Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона № 169-ФЗ от 17.11.1995 года «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства (к числу которых согласно пункту 10 статьи1Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек), а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Статья 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Как установлено в судебном заседании, земельный участок с кадастровым номером 26:15:150713:137, общей площадью 20 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием - «для размещения торгового центра непродовольственных товаров» 14.02.2012 года Постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края №229 был предоставлен ФИО1 в аренду сроком на 3 года. (т.1 л.д.56)
21.02.2012 года между администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 20 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 26:15:150713:137, категория земель - «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием - «для размещения торгового центра непродовольственных товаров». (т.1 л.д.54-55)
06 декабря 2013 года постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 06.12.2013 года был изменен вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с «для размещения торгового центра непродовольственных товаров» на «для благоустройства», (т.1 л.д.131) в связи с чем, 14.01.2014 года на основании соглашения к договору аренды, в договор аренды были внесены соответствующие изменения. (т.1 л.д.134)
10.12.2014 года ФИО1 на основании договора уступки прав по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 21.02.2012 года в полном объеме уступил Степанову В.А. принадлежащие ему права на вышеуказанный земельный участок. В соответствии с договором уступки прав от 10.12.2014 г. по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 21.02.2012 г., зарегистрированного 30.03.2012 г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, гр.Степанов В.А. являлся арендатором данного земельного участка, общей площадью 20 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:15:150713:137, категория земель - «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием - «для размещения торгового центра непродовольственных товаров». Указанный выше договор уступки прав от 10.12.2014 г. по договору аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 23.12.2014 г. (т.1 л.д.52-53)
Кроме того, 10.12.2014 года между ФИО1 и Степановым В.А. был заключен также договор купли-продажи недвижимости - нежилого здания, общей площадью 9,7 кв. м, этажностью - 1 ед., расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>. (т.1 л.д.50) Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 23.12.2014 г., Степанов В.А. стал значиться собственником вышеуказанного нежилого здания. (т.1 л.д.49)
30 января 2015 года между администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края и Степановым В.А. было заключено дополнительное соглашение о расторжении договора аренды земель от 21.02.2012 года. (т.1 л.д.119)
26 февраля 2015 года постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края №441 Степанову В.А. был предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером 26:15:150713:137, общей площадью 20 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием - «для благоустройства». (т.1 л.д.111)
В этот же день между администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края и Степановым В.А. был заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 20 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 26:15:150713:137, категория земель - «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием - «для благоустройства». (т.1 л.д.112-114)
08 июня 2015 года постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края был изменен вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с «для благоустройства» на «для строительства торгового центра» (т.1 л.д.99), в связи с чем, 22.09.2015 года на основании соглашения к договору аренды, в договор аренды были внесены соответствующие изменения. (т.1 л.д.100)
28 декабря 2015 года между администрацией муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края и Степановым В.А. был заключен договор купли-продажи №32 земельного участка, общей площадью 20 000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером26:15:150713:137, категория земель - «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием - «для строительства торгового центра».(т.1 л.д.105-106) Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 30.12.2015 года Степанов В.А. значится собственником вышеуказанного земельного участка. (т.1 л.д.205)
Как установлено в судебном заседании, на земельном участке, общей площадью 20 000 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:15:150713:137, категория земель - «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием - «для строительства торгового центра» Степановым В.А., будучи арендатором вышеуказанного земельного участка, а в настоящее время его собственником, возведен объект капитального строительства с площадью застройки 6 960,0 кв.м.
В обоснование исковых требований о необходимости сноса вышеуказанного объекта капитального строительства, Управлением Ставропольского края по строительству и жилищному надзору указано на многочисленные нарушения в области градостроительной деятельности по осуществлению строительных работ по возведению объекта капитального строительства. Так, по мнению истца в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации у застройщика отсутствовало разрешение на строительство; в нарушение ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщиком Степановым В.А. в адрес инспекции государственного строительного надзора управления не направлялось извещение о начале строительства объекта капитального строительства; в нарушение ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствовало положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; в нарушение ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствовало свидетельство о допуске с соответствующим видом работ.
В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона № 169-ФЗ от 17.11.1995 года «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства (к числу которых согласно пункту 10 статьи1Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся здания, строения, сооружения, 9 объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек), а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.
Как следует из материалов дела, 21 октября 2011 года постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края №1668 был утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения торгового центра непродовольственных товаров по <адрес>. (т.1 л.д.143, 144-146) Также в 2011 году подготовлена ситуационная схема расположения земельного участка для размещения объекта: Торгового центра, указанная схема согласована с администрацией Кочубеевского муниципального района, главным архитектором района, главой МО села Кочубеевское, а также со всеми коммунальными службами.
04 мая 2012 года подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 26:15:150713:137 для строительства торгового центра. Распоряжением Администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края №216-р от 16 мая 2012 года утвержден градостроительный план земельного участка.
В судебном заседании достоверно установлено, что здание торгового центра (незавершенный строительством объект 15% готовности) возведено на тот момент арендатором земельного участка Степановым В.А. на земельном участке, предназначенном для этих целей, а именно – с разрешенным использованием «для строительства торгового центра».
При обозрении в судебном заседании документации по планировке территории, с правилами землепользования и застройки, полученной из администрации Кочубеевского муниципального района, установлено, что земельный участок в пределах которого расположено строение находится в черте территории с.Кочубеевского в зоне территориального планирования «Общественно-деловая зона», согласно ПЗЗ МО села Кочубеевского - Общественно - деловые зоны общественного центра ОД - 1 выделена для обеспечения правовых условий использования земельных участков и объектов капитального строительства в кварталах центральной части села, где сочетаются административные, управленческие, коммерческие учреждения, офисы. Основными видами разрешённого использования являются:
- административные здания, офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, отделения банков;
- рынки;
- библиотеки, архивы, информационные центры, справочные бюро;
- клубы (дома культуры), центры общения и досуговых занятий, залы для встреч;
- магазины, торговые комплексы;
- предприятия общественного питания (столовые, кафе, закусочные, бары, рестораны);
- отделения связи; почтовые отделения, междугородние переговорные пункты;
- кинотеатры, музыкальная школа,
- предприятия бытового обслуживания.
Таким образом, размещение здание торгового центра в зоне территориального планирования «Общественно-деловая зона» соответствует его прямому назначению.
Представителем Степановым В.А. в суд представлена проектная документация, архитектурные решения, подготовленные в 2014 году ООО «ПРОФСТРОЙПРОЕКТ» по заказу застройщика Степанова В.А., на основании которых и был начато строительство торгового центра.(т.2 л.д.50-125)
Вместе с тем, материалы гражданского дела не содержат сведений о том, что ответчик обращался в соответствующий орган местного самоуправления для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 26:15:150713:137.
Таким образом, суд считает установленным тот факт, что застройщиком Степановым В.А., на земельном участке, общей площадью 20 000 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:15:150713:137, категория земель - «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием - «для строительства торгового центра» возведено здание торгового центра (незавершенный строительством объект 15% готовности) при отсутствии у него разрешения на строительство объекта. При таких обстоятельствах, здание торгового центра (незавершенный строительством объект 15% готовности) в силу требований ст.222 ГК РФ является самовольной постройкой, в связи с чем, требования Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору о признании объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> самовольной постройкой подлежат удовлетворению. Кроме того, несмотря на полное непризнание иска ответчиком Степановым В.А. и его представителем – Ишхановым И.О., но с учетом встречных требований о признании права собственности на самовольное строение, суд считает, что требования Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору в части признании спорного строения самовольной постройкой, фактически признаны ответчиком и его представителем.
Согласно ст.222Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, осуществившим постройку, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
По смыслу приведенных норм в предмет доказывания по спорам о сносе самовольной постройки и о признании права собственности на самовольную постройку входят, в частности, следующие обстоятельства: отведение земельного участка в установленном порядке для строительства; наличие разрешения на строительство; соблюдение лицом, осуществившим постройку, градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки; наличие у лица, требующего признать за ним право собственности на самовольную постройку, права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, где осуществлена постройка; установление факта нарушения постройкой прав и законных интересов других лиц, а также безопасность объекта для жизни и здоровья граждан.
Из разъяснений, содержащихся в п. 26 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что, рассматривая иски о признании права собственности насамовольнуюпостройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такаяпостройкаугрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности насамовольнуюпостройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшеесамовольнуюпостройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Верховный Суд РФ подтвердил позицию, что отсутствие разрешения на строительство не является безусловным основанием для отказа в иске о признании права собственности насамовольнуюпостройку.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным ссамовольнымстроительством (утв. Президиумом ВС РФ 19.03.2014 г.) признание права собственности насамовольнуюпостройкув судебном порядке является исключительным способом защиты права. Данный способ защиты может применяться, если лицо, которое обратилось в суд, по независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами. Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений. Кроме вопроса о соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, должно быть установлено, учтены ли при возведении спорной постройки требования санитарного, пожарного, экологического законодательства, законодательства об объектах культурного наследия и другого в зависимости от назначения и месторасположения объекта.
Вместе с тем, как ранее указывалось, суду не представлено доказательств о том, застройщик Степанов В.А. предпринимал все зависящие от него меры к получению в органе местного самоуправления разрешения на возведение им строительства торгового центра по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 26:15:150713:137.
Исходя из положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ лицо, заявившее требование о сносе самовольной постройки, обязано предоставить доказательства несоблюдения строительных норм и правил, которое повлекло нарушение его прав или прав и свобод третьих лиц, создание угрозы жизни и здоровью граждан, и, что защита нарушенных прав возможна только путем сноса возведенной постройки.
Рассматривая исковые требования Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору о сносе объекта капитального строительства – здания торгового центра, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 26:15:150713:137, а также встречные исковые требования Степанова В.А. о признании права собственности на самовольную постройку - объект капитального строительства – здание торгового центра, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 26:15:150713:137, суд принимает во внимание, что указанная спорная самовольная постройка возведена на земельном участке, в соответствии с его целевым назначением, на данный момент уже собственником данного земельного участка, однако приходит к выводу об отказе в удовлетворении данных требований, поскольку сторонами не представлено доказательств как того, что данная постройка не нарушает права и законные интересы третьих лиц, санитарно-эпидемиологического заключения государственного учреждения здравоохранения, заключения о соблюдении на объекте требований пожарной безопасности, заключения государственной экологической экспертизы на спорный объект, заключения уполномоченного органа архитектурно-строительного надзора о соответствии самовольной постройки градостроительным, строительным нормам и правилам, а также техническим условиям и градостроительным регламентам, в том числе на предмет безопасности с точки зрения надежности конструкций объекта, так и обратного.
Судом в ходе рассмотрения дела не установлено, какие негативные последствия в результате возведения Степановым В.А. объекта капитального строительства по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 26:15:150713:137, наступили для истца и создана ли при этом угроза жизни и здоровью граждан, материалы дела не содержат. Сами по себе отдельные нарушения, в том числе градостроительных, строительных, иных норм и правил, не являются безусловным основанием для сноса вышеуказанного строения и приведения земельного участка в первоначальное состояние.
При разрешении спора, оценке подлежат обоснованность и соразмерность выбранного истцом способа защиты права.
Согласно отчету №137 «Об определении стоимости объекта оценки – недвижимого имущества - Объекта незавершенного строительства, общей площадью застройки 6563, 0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>» от 25.02.2016 года, подготовленного ООО «Деловой Партнер» по заказу Степанова В.А., рыночная стоимость объекта незавершенного строительства, общей площадью застройки 6563, 0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> составляет 19229174 (девятнадцать миллионов двести двадцать девять тысяч сто семьдесят четыре) рублей. (т.2 л.д. 1-49)
Объективные и бесспорные доказательства, отвечающие требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, свидетельствующие о создании возведенным зданием реальной угрозы, в деле отсутствуют. Суд считает, что возведение здания спорного торгового центра непродовольственных товаров без разрешительных документов не является безусловным основанием для его сноса и приведения земельного участка в первоначальное состояние, поскольку данных, свидетельствующих о том, что строительство данного здания нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в материалах дела не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие статье 12 Гражданского кодекса РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Суд считает, что Управлением Ставропольского края по строительству и жилищному надзору не было доказано, что спорное строение создает угрозу жизни и здоровью граждан и устранение данного нарушения возможно исключительно путем приведения земельного участка, на котором возведено спорное строение в первоначальное состояние путем его демонтажа и при этом будет соблюден баланс интересов как истца, так и ответчика.
Таким образом, относимых и допустимых доказательств того, что строение нарушает права истца или третьих лиц, либо его существованием создана реальная угроза жизни и здоровью граждан, представителем истца по первоначальному иску, не представлено.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 21 декабря 2015 года действия Степанова В.А. по ведению строительно-монтажных работ по возведению объекта капитального строительства (торгового центра непродовольственных товаров), расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 26:15:150713:137 признаны незаконными, поскольку судом было установлено, что строительство спорного объекта производится в нарушение действующего градостроительного законодательства. На Степанова В.В. возложена обязанность прекратить строительство вышеуказанного объекта капитального строительства и произвести его консервацию до получения в установленном законном порядке разрешения на строительство. Решение суда вступило в законную силу, строительство объекта капитального строительства (торгового центра непродовольственных товаров), расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 26:15:150713:137, прекращено, разрешение на строительство вышеуказанного объекта застройщиком Степановым В.А. до настоящего времени не получено.
Доводы представителя Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору о том, что договор от 28 декабря 2015 года №32 купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу (местоположение): Российская Федерация, <адрес>, общей площадью 20000 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для строительства торгового центра», заключен администрацией муниципального образования села Кочубеевского со Степановым В.А. в нарушение пункта 2 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, судом не принимаются, поскольку требования о признания вышеуказанного договора купли-продажи недействительным заявлены не были и предметом рассмотрения судом, не являлись.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 55 Градостроительного кодекса РФ, ст. 222 ГК РФ, пунктами 25, 26, 27, 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору к Степанову В.А. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и возложении обязанности на застройщика за свой счет снести указанный самовольно возведенный объект капитального строительства, и привести его в первоначальное, пригодное для использования состояние, удовлетворить частично.
Признать объект капитального строительства «Торговый центр непродовольственных товаров», возведенный застройщиком Степановым В.А. на земельном участке, общей площадью 20 000 кв. м, с кадастровым номером 26:15:150713:137, расположенном по адресу: <адрес>, самовольной постройкой.
В удовлетворении требований Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору о возложении обязанности на застройщика Степанова В.А. за свой счет снести объект капитального строительства «Торговый центр непродовольственных товаров», расположенный на земельном участке, общей площадью 20 000 кв. м, с кадастровым номером 26:15:150713:137, расположенном по адресу: <адрес>, и привести данный земельный участок в первоначальное, пригодное для использования состояние, отказать.
В удовлетворении требований Степанова В.А. к Управлению Ставропольского края по строительству и жилищному надзору, администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края о признании права собственности на недвижимое имущество - объект незавершенного строительства «Торговый центр», литер – В, инвентарный номер – 17586. площадью застройки – 6563 кв.м, общим процентом готовности строения – 15 %, расположенный по адресу: <адрес> в пределах земельного участка с кадастровым номером 26:15:150713:137, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 20 мая 2016 года.
Судья: А.И. Гедыгушев