Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-493/2020 ~ М-418/2020 от 13.08.2020

УИД 10RS0008-01-2020-001030-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2020 года                        г. Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-493/2020 по иску Соколовской И.А. к Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район», ООО «Ниэмелянхови», ООО «Автоспецтранс» о перерасчете платы за коммунальные услуги, обязании совершить определенные действия, компенсации морального вреда,

установил:

Соколовская И.А. обратилась в суд по тем основаниям, что является нанимателем муниципальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, дом передан в управление ООО «Ниэмелянхови». Истец добросовестно исполняла обязанности нанимателя по договору социального найма до декабря 2019г., своевременно вносила плату за социальный найм и содержание жилья. В настоящее время у истца возникла задолженность по оплате услуг по содержанию общего имущества МКД, которая на июнь 2020 года составляет 2 896 руб. 81 коп. ООО «Ниэмелянхови» в полном объеме не исполняет работы и услуги согласно Перечню, являющемуся приложением к договору управления МКД. Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район», будучи правопреемником Администрации Медвежьегорского городского поселения, и наймодателем квартиры, в которой проживает истец, не исполняет обязанности по договору социального найма, не содержит общее имущество МКД в надлежащем состоянии, не обеспечивает предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. За период с 1986 по июнь 2020 какие-либо работы по содержанию дома не проводились. За 34 года службы шиферное покрытие кровли дома пришло в негодность и требует замены, необходим ремонт фундамента дома. Многократные обращения истца в надзорные органы положительных результатов не принесли. Ответчиком ООО «Автоспецтранс» не организован сбор и вывоз мусора, при этом квитанции за обращение с ТКО истец получает ежемесячно. Сбор ТКО на <адрес> в <адрес> невозможен ввиду отсутствия контейнерных площадок. Органы местного самоуправления мер по организации мест для сбора мусора не принимали, объясняя свое бездействие отсутствием подъездных путей и разворотной площадки для спецтехники, плотностью застройки. Вывоз мусора бесконтейнерным способом не осуществляется. Истец Соколовская И.А. с учетом измененных требований просит суд обязать ООО «Автоспецтранс» произвести перерасчет задолженности по услуге «обращение с ТКО» в сумме 13 645 руб. 75 коп. за период с 01.05.2018 по 01.10.2020, списав задолженность, и взыскать с ООО «Автоспецтранс» в пользу истца возврат оплаченной суммы 2706 руб. 23 коп.; обязать ООО «Ниэмелянхови» за счет собственных средств выполнить работы по очистке помойной ямы, туалета, устранить недостатки согласно актам осмотров, составленных Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, обязать ООО «Ниэмелянхови» произвести перерасчет задолженности по услуге «содержание общего имущества» в сумме 4552 руб. 13 коп. за период 01.04.2018 по 01.10.2020, списав задолженность полностью, взыскать с ООО УК «Ниэмелянхови» в пользу истца 90% от уплаченной за период с 01.04.2018 по 30.09.2020 денежной суммы 7958 руб. 12 коп., что составит 7 162 руб. 31 коп.; обязать Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» установить контейнерную площадку на <адрес> в <адрес> для сбора ТКО, ликвидировать свалку мусора на территории у <адрес> в <адрес>, взыскать с Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб.

В судебном заседании истец Соколовская И.А. исковые требования по изложенным основаниям поддержала. Дополнила, что услуга по обращению с ТКО в исковой период не оказывалась, сбор и вывоз мусора каким-либо образом не был организован, установленная в ноябре 2020 года контейнерная площадка расположена на расстоянии 177 метров от дома, что не соответствует санитарным требованиям. Дворовая помойница переполнена, мер по её очистке управляющая компания не принимает. Бытовой мусор истец вынуждена собирать в мешки, складировать мешки с мусором на придомовой территории возле помойницы. Находящийся во дворе дома туалет многие годы не чистился, находится в антисанитарном состоянии. Бытовые неудобства, претерпеваемые истцом и членами её семьи на протяжении нескольких лет, доставляют истцу физические и нравственные страдания.

Представитель ответчика Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» по доверенности Анисимова И.С. в судебном заседании против исковых требований к Администрации возражала. Пояснила, что объективная возможность установить контейнерную площадку в радиусе 100 метров от многоквартирного дома, в котором проживает истец, отсутствует. В ноябре 2020 года установлена контейнерная площадка на удалении 170 метров от указанного дома. По требованию о возмещении морального вреда полагала Администрацию ненадлежащим ответчиком. Не оспаривала наличие на придомовой территории <адрес> в <адрес> свалки бытовых отходов, полагая, что обязанность по ликвидации указанной свалки в соответствии с договором управления должна исполнить управляющая компания.

Представитель ответчика ООО «Автоспецтранс» в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия. В письменных возражениях полагает требования истца необоснованными, поскольку истцом не представлен акт проверки оказании коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества, с заявлением о составлении указанного акта истец к региональному оператору не обращалась. Услуга по обращению с ТКО в исковой период истцу предоставлялась, ближайшие места (площадки) накопления ТКО находятся в <адрес> по адресам <адрес>, истец имела возможность пользоваться услугой, используя указанные оборудованные контейнерные площадки. Региональный оператор не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок на территории муниципального образования, поскольку в силу действующего законодательства в его обязанности не входит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО. В дополнениях к отзыву просит отказать истцу в требовании о возмещении морального вреда в связи с недоказанностью претерпевания физических или нравственных страданий, наличия причинно-следственной связи между действиями ООО «Автоспецтранс» и наступившими последствиями.

Представитель ответчика ООО «Ниэмелянхови» не явился, извещен, ходатайств и возражений не представил.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, МУП «МЭСП», ООО «ЕИРЦ РК», Соколовский А.В., Соколовский В.Н., Мозгирева Е.В. не явились, извещены.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения истца и представителя ответчика Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район», показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, что Соколовская И.А. на основании договора социального найма, заключенного с Администрацией Медвежьегорского городского поселения, является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Повенецкая, д. 8, кв. 1, зарегистрирована по данному адресу по месту жительства с 20.02.1986. Вместе с истцом в указанной квартире зарегистрированы и проживают супруг истца Соколовский В.Н., сын <данные изъяты>

    Решением Совета Медвежьегорского городского поселения от 28.12.2018 № 105 внесены изменения в Устав Медвежьегорского городского поселения. Согласно ч. 1 ст. 23 Устава Медвежьегорского городского поселения Администрация Медвежьегорского городского поселения не образуется, исполнение полномочий Администрации Медвежьегорского городского поселения в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возлагается на Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район».

Решением Совета Медвежьегорского муниципального района от 12.04.2018 № 69 в Устав МО «Медвежьегорский муниципальный район» внесены изменения и дополнения. Согласно ч. 1.1 ст. 39 Устава МО «Медвежьегорский муниципальный район» на Администрацию муниципального района возлагается исполнение полномочий Администрации Медвежьегорского городского поселения.

Таким образом, Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район» в связи с передачей полномочий Администрации Медвежьегорского городского поселения исполняет обязанности наймодателя по заключенному с истцом договору социального найма.

Согласно техническому паспорту, жилой <адрес> в <адрес> 1954 года постройки, в 1985 году был капитально отремонтирован, является одноэтажным, трехквартирным, имеет бутово-ленточный фундамент, брусчатые стены, шиферное покрытие кровли, печное отопление, оборудован электроснабжением. На придомовой территории находятся помойная яма и уборная (туалет).

16.03.2018 между Администрацией Медвежьегорского городского поселения и ООО «Мой дом» (ИНН 1001322250, ОГРН 1171001000202) в отношении вышеуказанного многоквартирного дома заключен договор управления, в соответствии с которым управляющая организация ООО «Мой дом» приняла обязательства по оказанию с 01.05.2018 услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме согласно перечню, приведенному в приложении к договору управления, обеспечению предоставления коммунальных услуг. Договор заключен на срок 3 года. В Перечне работ и услуг (приложение № 2 к договору управления) указаны в том числе работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций МКД; работы, необходимые для надлежащего содержания инженерно-технических систем; работы и услуги по содержанию придомовой территории, включая работы по уборке придомовой территории, уборке контейнерных площадок, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, вывозу жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, наименование управляющей организации ООО «Мой дом» изменено 14.06.2018 на ООО «Ниэмелянхови» (ИНН 1001322250, ОГРН 1171001000202).

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия с 01.05.2018 осуществляется региональным оператором ООО «Автоспецтранс». Между ООО «Автоспецтранс» и МУП «Медвежьегорское энергосетевое предприятие» 28.04.2018 заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в границах территории, указанной в Приложении № 2 к данному договору, в которую входит г. Медвежьегорск.

На основании муниципальных контрактов, заданий для начисления, агентских договоров ООО «ЕИРЦ РК» оказывает услуги по начислению, выставлению, сбору и учету платы по обращению с ТКО, а также платы за жилищные услуги управляющей организации.

     В соответствии с п. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

В силу п. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В соответствии с ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение (п. 2); обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (п.4).

На основании ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Члены семьи нанимателя жилого помещения имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Материалами дела подтверждается, что для расчетов за жилищно-коммунальные услуги на имя Соколовской И.А. в ООО «ЕИРЦ РК» открыт лицевой счет MGD000012626, ежемесячные начисления включают плату за содержание общего имущества МКД, обращение с ТКО МКД, соцнайм.

Согласно карточке расчетов, за период с 01.05.2018 по август 2020 включительно за содержание жилья истцу начислено 12096 руб. 42 коп., оплачено 7958 руб. 12 коп., последнее перечисление платы имело место в ноябре 2019 года, долг на 01.10.2020 составляет 4552 руб. 13 коп., что подтверждается также счетом за сентябрь 2020 года. За период с 01.05.2018 по август 2020 включительно за обращение с ТКО истцу начислено 15787 руб. 44 коп., оплачено 2 706 руб. 23 коп., последнее перечисление платы имело место в марте 2019 года, задолженность по обращению с ТКО на ДД.ММ.ГГГГ составляет 13645 руб. 75 коп.

Материалами дела также подтверждается, что 22.11.2019 Соколовская И.А. письменно обратилась в ООО «Автоспецтранс» с заявлением о перерасчете платы за обращение с ТКО и освобождением от оплаты в связи с неоказанием услуги, указав, что вывоз мусора с <адрес> в <адрес> не осуществляется, сбор ТКО на <адрес> невозможен ввиду отсутствия контейнерных площадок, бесконтейнерный способ сбора мусора не организован.

17.04.2019 Соколовская И.А. письменно обратилась в ООО «Мой дом» с заявлением о перерасчете платы за содержание общего имущества МКД, возврате уплаченных денежных сумм, поскольку услуги управляющей организацией не оказываются. С аналогичным заявлением Соколовская И.А. обратилась 25.07.2019 в Администрацию Медвежьегорского городского поселения.

Письмом № 1976 от 15.08.2019 и.о.Главы Медвежьегорского городского поселения просил ООО «Мой дом» произвести Соколовской И.А. перерасчет платы за содержание общего имущества МКД за период с 01.04.2018 по 31.07.2019 в связи с неоказанием предусмотренных договором управления услуг.

До настоящего времени перерасчет платы за обращение с ТКО и содержание общего имущества МКД истцу не произведен.

Разделом П Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, регламентирован порядок организации технического обслуживания и текущему ремонта жилищного фонда, объем и сроки проведения работ.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила изменения размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно п. 3 данных Правил, услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации. В силу названных Правил потребитель в случае не предоставления или предоставления ненадлежащего качества каких-либо услуг, уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем в письменной или устной форме, при этом уведомление подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. Документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных услуг или услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания данных услуг, является акт, составленный на основании обращения потребителя в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг (п.15).

Материалами дела подтверждается, что с 2019 года Соколовская И.А. неоднократно обращалась в органы власти и надзорные органы с жалобами на бездействие управляющей компании ООО «Мой дом» (ООО «Ниэмелянхови»).

Согласно предписаниям Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору <данные изъяты> ООО «Ниэмелянхови» обязано выполнить работы по очистке выгребной ямы многоквартирного <адрес> в <адрес>.

Согласно предписанию Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору № <данные изъяты> от 21.01.2020 ООО «Ниэмелянхови» обязано обеспечить работы по очистке помойницы многоквартирного <адрес> в <адрес>.

Согласно предписанию Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору № <данные изъяты> от 08.11.2019 ООО «Ниэмелянхови» обязано устранить протечки кровли сквозь чердачное перекрытие в жилое помещение <адрес> в <адрес> над окном жилой комнаты и над кухней жилого помещения путем замены разрушенного участка шифера, восстановления примыкания печной трубы к перекрытию чердачного помещения, устранения зазоров в покрытии кровли; обеспечить работы по очистке помойницы МКД.

Неисполнение указанных предписаний в установленные сроки повлекло привлечение руководителя ООО «Ниэмелянхови» к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, что подтверждается вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи Судебного участка № 5 г. Петрозаводска от 25.06.2020 по делу , от 08.07.2020 по делу , от 08.07.2020 по делу , от 15.07.2020 по делу .

Доказательств устранения выявленных Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору нарушений, ответчиком ООО «Ниэмелянхови» не представлено.

Факт ненадлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Глухих Г.А., Любовинкиной В.В., Савич Г.Г., Силакова А.А., пояснивших, что ООО «Ниэмелянхови» содержание и обслуживание многоквартирного <адрес> в <адрес> не осуществляет, придомовая территория не убирается, кровля дома протекает, дворовая помойница переполнена, истец и члены её семьи лишены возможности пользоваться туалетом, поскольку он находится в антисанитарном состоянии, обращения Соколовской И.А. и жильцов дома в различные инстанции положительных результатов не принесли. Свидетели также показали, что в исковой период сбор и вывоз мусора от дома, в котором проживает истец, не был организован, истец собирала мусор в мешки, складировала их на придомовой территории и возле федеральной трассы, до настоящего времени мусор не вывезен.

Письмом от 04.03.2020 № 739 на запрос Прокурора Медвежьегорского района ООО «Ниэмелянхови» признавало, что степень технического износа конструктивных конструкций элементов МКД по адресу <адрес> составляет более 90%, обращения со стороны жителей указанного дома поступали и регистрировались. В рамках договора управления организовано круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание.

Несмотря на запросы суда, разъяснение бремени доказывания ответчиком ООО «Ниэмелянхови» в нарушение ст. 12, ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества известного многоквартирного дома. Имеющиеся в материалах представленного прокуратурой <адрес> надзорного производства д-2020 акт проверки состояния общего имущества МКД от 31.10.2018, акты оказания услуг от 12.02.2019, 20.02.2019, 16.10.2019, 10.12.2019, акты осмотров от 01.04.2018, от 03.04.2019, от 03.09.2019, копия оперативного журнала АДС не свидетельствуют об оказании управляющей компанией услуг надлежащего качества в соответствии с принятыми в рамках договора управления обязательствами. Акт от 15.10.2019, составленный представителем управляющей компании, подтверждает необходимость ремонта фундамента дома, замены листов шифера на кровле и замены листов жестяного покрытия, примыкающего к печной трубе.

Факт ненадлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества <адрес> в <адрес> подтверждается также представлением прокурора Медвежьегорского района от 12.03.2020 в адрес ООО «Ниэмелянхови». В рамках проведенной по заявлению Соколовской И.А. проверки прокурором установлено, что управляющая компания, выставляя счета на оплату согласно всему перечню работ, указанному в договоре управления, не принимает мер по очистке помойной ямы и туалета, замене рубильника, входного кабеля в дом, не имеет представительства в <адрес> для обеспечения взаимодействия с потребителями услуг, что нарушает права жителей <адрес> в <адрес>.

Из фотоматериалов следует, что придомовая территория захламлена бытовым мусором, помойница переполнена, туалет находится в неудовлетворительном состоянии, на территории, прилегающей к дому обитают грызуны, внутри жилого помещения имеются следы протечек кровли.

Общим принципом оплаты жилищно-коммунальных услуг согласно действующему законодательству является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю и пользование ими потребителем. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность лиц оплачивать коммунальные услуги, которые им не предоставлены.

Оценивая исследованные доказательства, суд полагает установленным факт ненадлежащего оказания ООО «Ниэмелянхови» в исковой период услуг по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес>, и с учетом неисполнения требования потребителя о перерасчете платы за содержание общего имущества, неисполнения предписаний Государственного комитета РК по строительному, жилищному и дорожному надзору, предусмотренных договором управления обязанностей, рассматривая требования истца в заявленных пределах, приходит к выводу об обоснованности исковых требований Соколовской И.А. об обязании ООО «Ниэмелянхови» выполнить работы по очистке выгребной ямы и туалета, уборке придомовой территории с учетом вывоза всех накопившихся бытовых отходов по адресу <адрес>; устранить протечки кровли сквозь чердачное перекрытие путем замены разрушенного участка шифера, восстановления примыкания печной трубы к перекрытию чердачного помещения, устранения зазоров в покрытии кровли; устранить щели в местах сопряжения цоколя и отмостки; перерасчете платы за содержание и обслуживание жилья путем освобождения истца от оплаты задолженности, образовавшейся на 01.10.2020 в размере 4552 руб. 13 коп.; взыскании в пользу истца в возмещение понесенных расходов по оплате неоказанных услуг 7162 руб. 31 коп.

Суд также находит обоснованными требования истца к ООО «Автоспецтранс» о перерасчете платы по услуге «обращение с ТКО».

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 23 указанного Федерального закона содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Пунктами 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п.2.1.3 действовавших в исковой период Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. В силу п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.2020 N 42 признаны не действующими СанПиН 42-128-4690-88, вместе с тем аналогичные требования содержатся в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64.

Согласно п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Согласно письму МУП «Медвежьегорское энергосетевое предприятие» от 28.03.2020 № 55, между МУП «МЭСП» и ПМУП «Автоспецтранс» заключен договор субподряда от 13.12.2018 № 07-19/223, в соответствии с которым МУП «МЭСП» оказывает ПМУП «Автоспецтранс» услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории <адрес>. Для сбора ТКО ближайшие к дому по <адрес> в <адрес> контейнерные площадки находятся по <адрес> в <адрес>.

Из письменных материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что контейнерной площадки в радиусе 100 метров от дома истца не имеется.

Исследованные письменные материалы дела, включая фотоматериалы, результаты проверки прокуратуры, объяснения участников процесса, показания свидетелей позволяют прийти к выводу, что услуга по обращению с ТКО истцу в исковой период не была оказана.

Исходя из оснований иска, в силу ст. 56 ГПК РФ на ООО «Автоспецтранс» возлагалась обязанность по доказыванию фактического пользования истцом услугой по обращению с ТКО путем использования с этой целью имеющихся на территории Медвежьегорского городского поселения контейнерных площадок либо путем сбора мусора с использованием спецтехники. Таких доказательств ответчиком не представлено.

    Поскольку факт пользования истцом в исковой период имеющимися контейнерными площадками ответчиком ООО «Автоспецтранс» не доказан, а из доказательств, представленных истцом следует, что сбор и вывоз отходов в исковой период каким-либо образом не осуществлялся, оснований для взимания с истца и членов её семьи платы за услугу «обращение с ТКО» в исковой период не имелось.

Доводы ООО «Автоспецтранс» о том, что обязанность по оборудованию контейнерных площадок в соответствии с требованиями СанПиН возложена на органы местного самоуправления, не снимает с регионального оператора обязанности по предоставлению потребителю коммунальной услуги.

Доводы ответчика о том, что Соколовская И.А. не обращалась по вопросу перерасчета платы, опровергаются материалами дела.

При установленных обстоятельствах, исковые требования к ООО «Автоспецтранс» суд находит обоснованными в части перерасчета платы за услугу «обращение с ТКО» путем освобождения потребителя от оплаты задолженности, образовавшейся на 01.10.2020 в размере 13 645 руб. 75 коп., взыскании в пользу истца в возмещение расходов по оплате услуги «обращение с ТКО» 2706 руб. 23 коп.

Рассматривая требование Соколовской И.А. к Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» об установке контейнерной площадки на ул. Повенецкой в г. Медвежьегорске, суд учитывает, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

СанПиН 2.1.2.2645-10 устанавливали обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Пункт 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, предусматривавший расстояние от контейнеров до жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м, не устанавливал требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти расстояние от 20 м до 100 м, а содержал требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания. Указанная норма допускала в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где отсутствует возможность соблюдения предусмотренных разрывов, устанавливать эти расстояния комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).

По запросу суда комиссией в составе представителей МУП «МЭСП», Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» с участием истца Соколовской И.А. произведено обследование территории, прилегающей к дому по <адрес> в <адрес>. Комиссией установлено, что возможность для установки контейнерной площадки в радиусе 100 м от указанного МКД отсутствует в связи с наличием низко расположенных линий электропередач, трансформаторной подстанции, невозможностью подъезда и разворота мусоровоза, сформированными под ИЖС земельными участками.

На основании указанного акта суд соглашается с доводами представителя ответчика Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» об отсутствии возможности по объективным причинам установить контейнерную площадку для сбора ТКО на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м от <адрес> в <адрес>.

При этом, как установлено в ходе судебного разбирательства, в ноябре 2020 года Администрацией МО «Медвежьегорский муниципальный район» с учетом проведенных обследований территории Медвежьегорского городского поселения установлена контейнерная площадка на <адрес> в <адрес> на удалении 170 метров от <адрес> в <адрес>, что свидетельствует об исполнении органом местного самоуправления обязанности по созданию места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе для жителей вышеуказанного МКД.

Оснований для возложения на Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» обязанности по ликвидации образовавшейся на территории домовладения по <адрес> в <адрес> свалки мусора не имеется, поскольку в соответствии с договором управления от 16.03.2018 управляющая организация ООО «Ниэмелянхови» обязана выполнять работы и предоставлять услуги по содержанию придомовой территории, её уборке, обеспечивать вывоз бытовых отходов при накоплении более 2,5 куб. м., содержать в надлежащем состоянии места накопления бытовых отходов и др.

Разрешая требование истца о возмещении морального вреда, суд руководствуется положениями ст. 15 Закона "О защите прав потребителей", согласно которой моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами или иными правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В соответствии со статьей 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Поскольку судом установлены факты неоднократных и в течение длительного времени обращений истца по вопросам ненадлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД, наличие оснований для освобождения истца от оплаты данной услуги, а также принимая во внимание отсутствие доказательств невиновности со стороны ООО «Ниэмелянхови», суд приходит к выводу о взыскании с указанного ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим оказанием услуг управляющей компании, выразившегося в перенесенных Соколовской И.А. нравственных страданиях. Принимается во внимание, что истец с семьей проживает в неблагоустроенном доме, не оборудованном канализацией и водоснабжением. Придомовая территории содержится управляющей компанией в ненадлежащем состоянии, захламлена мусором, дворовая помойница и дворовый туалет переполнены отходами, что способствует распространению грызунов. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает длительность периода неоказания ответчиком услуг, представленные ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ» сведения о наличии у истца заболеваний, наличие на иждивении истца несовершеннолетнего ребенка, в связи с чем нравственные страдания истца и её переживания по поводу ненадлежащего оказания ответчиком услуг по содержанию общего имущества дома усиливались. С учетом требований разумности и справедливости компенсацию морального вреда суд определяет в 15000 руб.

Обязательным условием возмещения морального вреда в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» является наличие вины. Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район» непосредственным исполнителем услуг не является, в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома заключила договор управления. Суду не представлено доказательств того, что причиненные истцу нравственные страдания явились следствием виновных действий или бездействия Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» и ООО «Автоспецтранс», в связи с чем оснований для взыскания с указанных ответчиков компенсации морального вреда не имеется.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Устанавливая в соответствии со ст. 206 ГПК РФ срок исполнения ООО «Ниэмелянхови» обязанности по выполнению работ по очистке выгребной ямы и туалета, уборке придомовой территории с учетом вывоза всех накопившихся бытовых отходов, устранению протечки кровли, щелей в местах сопряжения цоколя и отмостки, суд учитывает, что об указанных нарушениях ответчику стало известно с момента получения соответствующих предписаний Государственного комитета РК по строительному, жилищному и дорожному надзору. Принимая во внимание объем предстоящих к выполнению работ для устранения выявленных нарушений, принципы разумности и справедливости, суд считает целесообразным установить срок исполнения решения в указанной части один месяц.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать ООО «Ниэмелянхови» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда выполнить работы по очистке выгребной ямы и туалета, уборке придомовой территории с учетом вывоза всех накопившихся бытовых отходов по адресу <адрес>; устранить протечки кровли сквозь чердачное перекрытие по адресу <адрес> путем замены разрушенного участка шифера, восстановления примыкания печной трубы к перекрытию чердачного помещения, устранения зазоров в покрытии кровли; устранить щели в местах сопряжения цоколя и отмостки многоквартирного <адрес> в <адрес>.

Обязать ООО «Ниэмелянхови» произвести перерасчет платы за содержание и обслуживание жилья по адресу <адрес>, освободив потребителя от оплаты задолженности, образовавшейся на 01.10.2020 в размере 4552 руб. 13 коп.

Взыскать с ООО «Ниэмелянхови» в пользу Соколовской И.А. в возмещение понесенных расходов по оплате услуг по содержанию и обслуживанию жилья 7 162 руб. 31 коп.

Взыскать с ООО «Ниэмелянхови» в пользу Соколовской И.А. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Обязать ООО «Автоспецтранс» произвести перерасчет платы за услугу «обращение с ТКО» по адресу <адрес>, освободив потребителя от оплаты задолженности, образовавшейся на 01.10.2020 в размере 13 645 руб. 75 коп.

Взыскать с ООО «Автоспецтранс» в пользу ФИО2 в возмещение расходов по оплате услуги «обращение с ТКО» 2706 руб. 23 коп.

В удовлетворении исковых требований к Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

    Судья                                    Л.А. Ерохова

Решение в окончательной форме составлено 17 декабря 2020 года.

2-493/2020 ~ М-418/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Соколовская Ирина Алексеевна
Ответчики
Администрация МО "Медвежьегорский муниципальный район"
Управляющая компания ООО "Ниэмелянхови"
ООО "Автоспецтранс"
Другие
ООО "ЕИРЦ"
Брылев Сергей Николаевич
Мозгирева Евгения Вячеславовна
Соколовский Александр Вячеславович
МУП "МЭСП"
Соколовский Вячеслав Николаевич
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Ерохова Любовь Анатольевна
Дело на странице суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
13.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2020Передача материалов судье
18.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.09.2020Предварительное судебное заседание
08.10.2020Предварительное судебное заседание
09.11.2020Судебное заседание
09.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2020Судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
17.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2021Дело оформлено
15.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее