Дело № 2а- 9242/2019 31 октября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,
при секретаре Басалаевой Н.А.,
с участием представителя административного ответчика Вознесенской О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Камчатного Андрея Владимировича к призывной комиссии муниципального образования МО «Коломяги», ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Решением призывной комиссии ВМО МО «Коломяги» Приморского района г. Санкт-Петербурга от 23.05.2019 года администтративный истец призван на военную службу (л.д. 35).
Камчатный А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования МО «Коломяги» Приморского района Санкт-Петербурга о призыве на военную службу.
В обоснование заявленных требований указывает, что в период весеннего призыва 2019 года проходил медицинское освидетельствование в отделе военного комиссариата Санкт-Петербурга по Приморскому району, по итогам которого заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности «Б». 26.04.2019 года решением призывной комиссии муниципального образования «Коломяги» Санкт-Петербурга был призван на военную службу, вручена повестка на отправку в Вооруженные Силы Российской Федерации на 01.06.2019 года. Считает оспариваемое решение призывной комиссии незаконным, поскольку у административного истца имеются заболевания, препятствующие прохождению военной службы - «<данные изъяты>». Указанное заболевание в соответствии со статьей 66 пункта «в» Расписания болезней дают основание для признания гражданина ограниченно годным к военной службе (категория годности «В») и освобождению от призыва на военную службу.
Просит признать незаконным решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования МО «Коломяги» Приморского района Санкт-Петербурга от 24.06.2019 года о призыве административного истца на военную службу.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Административный истец Камчатный А.В., представитель административного ответчика призывной комиссии муниципального образования МО «Коломяги» Приморского района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представили.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» по доверенности Вознесенская О.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала ранее представленный отзыв на административное исковое заявление (л.д. 19-20).
Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, личное дело призывника Камчатного А.В., суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Положениями п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии со статьей 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года N 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что с 21.09.2018 года Камчатный А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в Отделе Военного комиссариата Санкт-Петербурга по Приморскому району (л.д. 35).
При прохождении медицинского освидетельствования в весенний призыв 2019 года итоговым заключением врача, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу от 23.05.2019 года административному истцу установлена категория годности "Б-3" – годен к военной службе с незначительными ограничениями на основании ст. 68 «г», ст. 49 «в» гр.1 Расписания болезней Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года (л.д. 24).
Решением призывной комиссии муниципального образования МО «Коломяги» Приморского района Санкт-Петербурга от 23.05.2019 года (протокол № 8) призван на военную службу (л.д. 35).
При прохождении медицинского освидетельствования 26.04.2019 года Камчатный А.В. жалоб врачу-хирургу не предъявля. Как следует из листа медицинского освидетельствования от 26.04.2019 года, Камчатный А.В. осмотрен врачом-хирургом, установлен диагноз «продольное плоскостопие 2 степени без нарушения функции» (л.д. 30-31).
Ранее, при прохождении медицинского освидетельствования 12.07.2018 года Камчатный А.В. предъявлял жалобы врачу-хирургу на боли в <данные изъяты>. Представлены рентгенография стоп от ДД.ММ.ГГГГ года (<данные изъяты>), выписка из <данные изъяты>?). Установлен диагноз: <данные изъяты> (л.д.32-34).
Камчатному А.В. была вручена повестка о явке в военный комиссариат для отправки 01 июля 2019 года в воинскую часть для прохождения военной службы (личное дело), Камчатный А.В. в назначенное время по повестке не явился.
Судом установлено, что за время пребывания на воинском учете в военном комиссариате, при прохождении медицинского освидетельствования, диагноз – сколиоз не был установлен Камчатному А.В.
При этом, Камчатный А.В. какие-либо медицинские документы о результатах диагностических исследований из медицинских учреждений, которые могли были быть приобщены к материалам личного дела призывника, не предоставлял; жалоб на боли в позвоночнике не заявлял. На диспансерном учете в поликлинике по месту жительства с указанным диагнозом административный истец не состоит. Доказательств обратного не представлено.
В то же время Камчатный А.В. при личной явке в военный комиссариат (на призывной пункт) на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии должен был иметь при себе медицинские документы о состоянии здоровья, что предусмотрено пунктом 35 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ N 400 от 02.10.2007 г. "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 663 от 11 ноября 2006 г.).
Согласно пункту 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе), под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям, решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе установлено, что до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
В соответствии с пунктами 15, 16, 18, 19 Положения о военно-врачебной экспертизе освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. При этом врач-психиатр проводит повторное освидетельствование граждан, у которых по результатам соответствующих психологических (психофизиологических) исследований, выполненных при проведении профессионального психологического отбора, выявлена склонность к девиантному поведению. Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (начальника отдела военного комиссариата). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Пунктом 9 указанного Положения о военно-врачебной экспертизе закреплено, что при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 574.
Решение административного ответчика о призыве Камчатного А.В. на военную службу принято с учетом имеющихся документов, представленных в личном деле призывника Камчатного А.В., о состоянии его здоровья; объективных данных, свидетельствующих о наличии у Камчатного А.В. заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, не установлено и истцом не приведено; прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования, относится непосредственно к врачам-специалистам, проводившим медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету.
Пункт 1 приложения N 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.07 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 663", предусматривает, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.
Следовательно, Камчатный А.В., при прохождении медицинского освидетельствования, не был лишен возможности самостоятельно представить медицинские документы, свидетельствующие о наличии у него заболеваний. Вместе с тем, как установлено судом, медицинские документы, подтверждающие наличие у него заболеваний, препятствующих установлению ему категории годности к военной службе Б-3, административный истец в момент прохождения медицинского освидетельствования не представил. Не представил он таких доказательств и в суд, ходатайств о проведении по делу экспертного исследования не заявлял.
Кроме того, в случае несогласия с выводами заключения о годности к военной службе с незначительными ограничениями по категории Б-3 административный истец имел возможность требовать повторного освидетельствования, назначения независимой военно-врачебной экспертизы.
Тот факт, что Камчатный А.В. своим правом не воспользовался, не свидетельствует о нарушении организации призыва призывной комиссией.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ административными ответчиками доказана законность оспариваемого решения, напротив, административный истец не доказал нарушение своих прав.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении административных исковых требований Камчатного Андрея Владимировича к призывной комиссии муниципального образования МО «Коломяги», ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения призывной комиссии, отказать.
Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Мотивированное решение суда изготовлено 28.02.2020 года.