Дело №2-1414/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 июня 2018 года город Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,
при секретаре Оверченко В.В.,
с участием представителя истца – Шурыгина Р.А.,
представителя ответчика – Идрисовой Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тоцкая С.Ю., в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонному) об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым, признании незаконным решения, назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца,
у с т а н о в и л :
В Киевский районный суд обратилась Тоцкая С.Ю. в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонному) с иском об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014г., признать незаконным решение ответчика от 03.02.2017г. №, обязать ответчика назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца.
В ходе рассмотрения дела представителем истца уточнены исковые требования, которые на момент рассмотрения дела составили: установить факт постоянного проживания, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Республики Крым на ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О дарственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) назначить и выплатить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ по 18.04.2017г.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика возражала против иска по мотивам, изложенным в возражениях на иск.
Судом установлено, что Тоцкая С.Ю. на основании распоряжения Администрации Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р является попечителем несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Отец - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать - ФИО3, на основании решения Джанкойского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, лишена родительских прав.
Тоцкая С.Ю. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением об установлении ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Симферопольском районе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца ФИО1.
Причиной отказа ответчика в назначении пенсии по потере кормильца стало отсутствие сведений о постоянной регистрации истца.
Не согласившись с принятым решением, Тоцкая С.Ю. обратилась в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым, которое дало указание ответчику пересмотреть принятое ответчиком решение от ДД.ММ.ГГГГ №.
После повторного рассмотрения документов ответчиком назначена социальная пенсия по потере кормильца с 19.04.2017г., т.е. с момента регистрации ребёнка по месту пребывания.
Истец полагает, что пенсия по потере кормильца должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. ФИО1 постоянно проживала на территории Крыма, в том числе по состоянию на 18.03.2014г. В связи с чем, просит установить факт постоянного проживания на территории Крыма и обязать ответчика назначить и выплатить пенсию по потере кормильца за период с 01.01.2015г. по 18.04.2017г. (дата назначения пенсии по потере кормильца).
В силу ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 55 Конституции РФ гарантируется, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления которого в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Статьей 13 указанного закона предусмотрено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
При этом к нетрудоспособным членами семьи умершего кормильца отнесены, в том числе дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с п. 36, 37 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, - для назначения пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению необходимы документы: а) о смерти кормильца; б) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
Согласно п. 2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктами 41, 43 названного Перечня предусмотрено, что для назначения социальной пенсии по инвалидности необходимы документы об установлении инвалидности и о постоянном проживании в Российской Федерации. Документом, подтверждающим место жительства гражданина РФ на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина РФ, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 57 Перечня).
Вместе с тем, абз. 2 п. 2 Перечня установлено, что при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации.
Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина РФ, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.
В данном случае у ФИО1, которая осталась без попечения родителей, отсутствовали документы, подтверждающие место пребывания на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального Конституционного Закона N 6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от ДД.ММ.ГГГГ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Таким образом, граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В решении от 25.04.2017г. ответчиком указано, что ФИО1 проживает по адресу <адрес>. По указанному адресу располагается Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Лозовская специальная школа-интернат», в котором обучалась ФИО1
Судом установлено, что ФИО1 с рождения и по настоящее время постоянно проживает на территории Республики Крым. Постоянное проживание на территории Крыма на ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой МБОУ «Воинский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующей о ее обучении в данном учебном заведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справкой МОУ города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №» от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующей об обучении в данном учебном заведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справкой МБОУ «Октябрьская школа-гимназия № им. И. Гаспринского» Красногвардейского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующей об обучении в данном учебном заведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справкой МОУ «Масловская школа» Джанкойского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующей о ее обучении в данном учебном заведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справкой МОУ «Мирновская школа» Джанкойского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующей об обучении в данном учебном заведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и другими документами.
Обратившись с требованием об установлении факта постоянного проживания на территории Крыма по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, заявитель преследовал цель получения ребенком пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства судом установлена устойчивая правовая связь истца с Республикой Крым, подтвержден факт наличия постоянного места жительства, социальных связей. Все перечисленные обстоятельства дают суду основания полагать, что нахождение заявителя на территории Республики Крым носит постоянный характер, а требование об установлении факта постоянного проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Республики Крым на ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
Сам по себе факт регистрации гражданина РФ на территории Российской Федерации или отсутствие таковой не порождает для него каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Таким образом, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца подлежит признанию незаконным.
Как указывалось выше ФИО2 - отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. Решением Джанкойского районного суда от 09.02.2016г. ФИО3 мать ФИО1 ограничена в родительских правах в отношении её несовершеннолетних детей, в том числе в отношении ФИО1, а в дальнейшем по решению Джанкойского районного суда лишена родительских прав.
Ранее представитель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Крым «Лозовская специальная школа-интернат» обращался с заявлением от 02.11.2016г. в интересах ФИО1 о назначении пенсии по случаю потери кормильца, однако решением от 30.01.2017г. № отказано в назначении указанной социальной пенсии по причине непредоставления справки Федеральной миграционной службы о месте жительства на территории Республики Крым.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и ч. 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Учитывая обстоятельства дела, незаконность принятых решений об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца, наличия обращения о назначении социальной пенсии от 02.11.2016г., руководствуясь п. 3 ч. 5 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд считает возможным удовлетворить требования истца и обязать ответчика назначить пенсию по случаю потери кормильца с 02.11.2015г.
Положения части 2, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
исковое заявление Тоцкая С.Ю., в интересах несовершеннолетней ФИО1 – удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Республики Крым на ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) назначить и выплатить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по 18.04.2017г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.06.2018 года.
Судья А.С. Цыкуренко