Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1400/2019 ~ М-736/2019 от 15.03.2019

Дело № 2-1400 /2019

24RS0024-01-2019-000968-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 мая 2019 года      г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,

при секретаре Иващенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пархоменко ТА к КГБУЗ «Канская межрайонная больница» о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Пархоменко Т.А. обратилась в суд с иском к КГБУЗ «Канская межрайонная больница» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что она работает в КГБУЗ «Канская межрайонная больница» в должности уборщика медицинской организации взрослого инфекционного отделения круглосуточного стационара. Заработная плата начислялась ей и выплачивалась с нарушением требований закона, а именно ниже минимального размера оплаты труда, с учетом соответствующих надбавок и доплат за климатические условия за период с января по август 2018 г. В связи с чем, истец просила взыскать в свою пользу с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период, с учетом уточнения требований, в размере 37 296, 87 руб.

В судебном заседании истец Пархоменко Т.А. заявленные требования подержала в полном объеме.

Представитель ответчика КГБУЗ «Канская межрайонная больница» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил возражения на иск, согласно которым исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, заработная плата начислялась истцу правильно, в соответствии с действующим законодательством, о чем также в материалах дела имеется письменное пояснение, с приложением ряда документов, обосновывающих позицию ответчика. Также указывает на то, что истцом был пропущен срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы. Работник имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. В связи с чем, требования истца о взыскании недоначисленной заработной.

Третьи лица без самостоятельных исковых требований по предмету спора представитель Министерства здравоохранения Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, с учетом мнения истца и требований ст. 167 ГПК РФ. Заслушав ответчика, а также исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.

Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).

Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.

Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.

В силу прямого предписания Конституции РФ ( ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.

Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.

Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.

С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.

Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по март 2018 года; 11163 руб. (с 1 мая 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб. с мая по август 2018.

Как установлено в судебном заседании, Пархоменко Т.А. работает в КГБУЗ «Канская межрайонная больница» в должности уборщика медицинской организации взрослого инфекционного отделения круглосуточного стационара, что подтверждается копией трудовой книжки, трудового договора.

Согласно табелям учета рабочего времени, ежедневно Пархоменко Т.А. работала по 712, однако согласно расчетным листкам Пархоменко ежемесячно вырабатывала норму, поэтому суд полагает, что необходимо в целях защиты прав работника, определить, что ежедневный труд ее был не менее 8 часов.

Вместе с тем, поскольку в судебном заседании было установлено, что выплаты заработной платы производится до 10 числа месяца, за предыдущий период, а ответчиком заявлено о пропуске срока обращения за судебной защитой, суд полагает, что истец пропустила сроки на взыскание недоначисленной заработной платы за январь и февраль 2018 года, поскольку обратилась в суд с настоящим иском 15.03.2019 г., доказательств уважительности пропуска суду не представила.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для восстановления истцу сроков обращения в суд и полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу Пархоменко Т.А. недоначисленную заработную плату за период: с марта 2018 по август 2018 года, с учетом исковых требований, в сумме 20155 рублей 36 копеек, исходя из расчета, с учетом суммированного учета рабочего времени за год:

Март 2018 года

Отработано 160 часа при норме 159 часов

9489:159=59,67 – среднесуточные

1 час сверхурочно, оплачивается в полуторном размере 59,67х1,5=89,51

(9489+89,51)Х1,75 (30% районный коэффициент, 30% северная надбавка, 15% вредность)=16695,27- (должно быть начислено)-12377,32 (фактически выплачено)=4317,95 (недоначислено)

Апрель 2018 года

Отработано 40 часов при норме 167

9489:167х40=2272,81х1,75 =3977,42 (должно быть начислено)-2946,96 (фактически выплачено)=1030,46 руб. недоначислено

Май 2018 года

Нет оплаты, поскольку не работала, был отпуск и больничный.

Июнь2018 года

Отработано 56 часов при норме 159 часов

11163:159х56 х1,75 =6880,40 (должно быть начислено)-4398,75 (фактически выплачено)=2481,59 руб. недоначислено.

Июль 2018 года

Отработано 176 часов при норме 176 часов

11163х1,75= 19535,25 (должно быть начислено)-12785,64 (фактически выплачено)=6749,61 руб. недоначислено.

Август 2018 года

Отработано 152 часа при норме 184 часа

11163:184х152 х1,75 = 16137,81 (должно быть начислено)-10562,06 (фактически выплачено)=5575,75 руб. недоначислено.

Всего 20155 рублей 36 копеек.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в лице КГБУЗ «Канская межрайонная больница» в пользу Пархоменко Т.А. подлежит взысканию задолженность по заработной плате за период с марта по август 2018 в размере 20155 рублей 36 копеек

В соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика КГБУЗ «Канская межрайонная больница» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 805 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Пархоменко ТА к КГБУЗ «Канская межрайонная больница» о взыскании заработной платы – удовлетворить.

Взыскать с КГБУЗ «Канская межрайонная больница» в пользу Пархоменко ТА задолженность по заработной плате за период с марта по август 2018 года в размере 20155 рублей 36 копеек.

Взыскать с КГБУЗ «Канская межрайонная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 805 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                 Глущенко Ю.В.

Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2019 года

2-1400/2019 ~ М-736/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пархоменко Татьяна Анатольевна
Ответчики
КГБУЗ "Канская межрайонная больница"
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Глущенко Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
15.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2019Передача материалов судье
19.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2019Судебное заседание
13.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее