РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Усть-Уда 23 августа 2017 года
Усть-Удинский районный суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Мартыновича А.Ю.,
при секретаре Мамаеве П.П.,
с участием истца Андриевской Л.М.
представителя ответчика, Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Удинского района Соболевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <обезличено> по иску Андриевской Л. М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Удинского района о признании надлежащим наследником и признании права общей совместной собственности на земельную долю,
УСТАНОВИЛ:
Андриевская Л.М. обратилась в Усть-Удинский районный суд Иркутской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Удинского района о признании надлежащим наследником и признании права общей совместной собственности на земельную долю, указав в обоснование, что мужу Андриевскому А. К. постановлением мэра района от <дата обезличена> № <обезличено> и Указа Президента РФ от 23.09.1996 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» было выдано свидетельство на право общей совместной собственности на земельную долю серия № <обезличено>, регистрационная запись № <обезличено> от <дата обезличена>, общей площадью <данные изъяты> га, по адресу: <адрес обезличен>. <дата обезличена> её муж умер, после его смерти указанная земельная доля площадью <данные изъяты> га является наследуемым имуществом. Завещания на земельный участок муж не оставил, она является женой умершего, что подтверждается свидетельством о браке, то наследником после смерти мужа по закону является она. В установленный законом шестимесячный срок она с заявлением к нотариусу о принятии наследства не обратилась, однако до смерти мужа и после его смерти она фактически приняла наследство, вступила во владение и управление земельным участком, владеет земельным участком как своим собственным, пользуется им, косит сено, вспахивает его, распоряжается им как своей собственностью, несет бремя по сохранению от посягательства других лиц. Просит установить факт принятия наследства Андриевской Л. М., <дата обезличена> года рождения, открывшегося после смерти Андриевского А. К., <дата обезличена> года рождения, умершего <дата обезличена> года, состоявшего из наследственного имущества, земельной доли площадью <данные изъяты> га., в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории: <адрес обезличен>. Признать за Андриевской Л. М. право собственности на земельную долю площадью <данные изъяты> га., в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории: <адрес обезличен>.
Истец Андриевская Л.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении.
Представитель ответчика, Соболева В.В., полагала, заявленные требования Андриевской, подлежат удовлетворению.
Администрация <данные изъяты> муниципального образования, надлежащим образом извещенные, в судебное заседание своего представителя не направили, причины не явки их представителя, суду не известны.
Нотариус Усть-Удинского нотариального округа Иркутской области, К.Л.В., допрошенный в качестве специалиста, суду пояснил, что оформить наследство состоявшего из наследственного имущества, земельной доли через нотариуса невозможно, поскольку в свидетельстве о праве на указанную земельную долю не определены границы земельной доли, не произведено межевание земельного участка, отсутствует кадастровый учет, т.е. земельный участок не оформлен надлежащим образом, доля не выделена, в связи с чем свидетельство о праве на наследство выдать не возможно.
Свидетель С.М.П. суду пояснила, что истица ей знакома, проживают в одной деревне. Муж Андриевской умер в <дата обезличена> году. У него был земельный участок ( земельная доля), на котором они косили сено. После смерти мужа Андриевская продолжает обрабатывать земельный участок, косит сено.
Свидетель С.а.П. суду пояснил, что с Андриевской Л.М. они проживают в одной деревне, муж Андриевской умер в <дата обезличена> году, у него была земельная доля. После смерти мужа земельной долей земельного участка пользуется Андриевская, косит сено.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные письменные доказательства суд, считает установленными следующие обстоятельства:
Согласно свидетельства на право собственности на землю серия № <обезличено>, регистрационная запись № <обезличено> от <дата обезличена>, Андриевский А.К., <дата обезличена> года рождения приобретает право общей долевой собственности на землю по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> га. Кадастровый номер совхоза «<данные изъяты>» - № <обезличено>, земли сельхозназначения, сельскохозяйственных угодий <данные изъяты> га, из них пашни, <данные изъяты> га.
Указанный документ сторонами не оспаривается, так же сторонами не оспаривается что доля Андриевского А.К. в общей долевой собственности на земельный участок составляет <данные изъяты> га, в том числе пашня <данные изъяты> га.
Согласно справке, выданной главой администрации <данные изъяты> сельского поселения, Андриевская Л.М. фактически приняла наследство после смерти мужа Андриевского А.К., умершего <дата обезличена> состоящего из земельного участка общей площадью <данные изъяты> га из земель сельскохозяйственного назначения. Андриевская Л.М. владеет имуществом наследодателя, в полной мере пользуется земельным участком: косит сено, несет бремя по его содержанию, использует по целевому назначению – для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии со ст.ст. 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина, объявление судом гражданина умершим. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно свидетельства о смерти № <обезличено>, Андриевский А. К., <дата обезличена> года рождения умер <дата обезличена>, произведена запись за № <обезличено>.
Из представленной информации нотариуса Усть-Удинского нотариального округа Иркутской области, установлено, что наследственное дело на имущество умершего <дата обезличена> Андриевского А. К., не заводилось.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, что со смертью Андриевского А.К. открылось наследство, днем открытия наследства является <дата обезличена>.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследниками по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142-1145, 1148 ГК РФ.
В соответствии ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно свидетельства о заключении брака, Андриевский А. К. и Толмачева Л. М. заключили брак <дата обезличена>, о чем в книге регистрации актов о заключении барка произведена запись за № <обезличено>. После заключения брака фамилия жене присвоена – Андриевская.
Таким образом, судом установлено, что со смертью Андриевского А.К. открылось наследство, наследниками первой очереди по закону после его смерти является его жена Андриевская Л. М., что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами. Других наследников не имеется.
Согласно ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
В соответствии со ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как установлено в судебном заседании, Андриевская Л.М. пользуется долей земельного участка после смерти своего мужа Андриевского А.К. принимала и продолжает принимать меры по сохранению имущества в виде земельного участка, вступила во владение и управление земельным участком, обрабатывает землю, засевает земельный участок, косит сено, т.е. фактически приняла наследство после смерти своего мужа, состоящее из наследственной массы в виде земельной доли площадью <данные изъяты> га, в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории: <адрес обезличен>.
В соответствии с ч.2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось.
Таким образом, Андриевская Л.М. приняла все наследство после смерти мужа Андриевского А.К.
Сведений о принятии наследственного имущества иными лицами, суду не представлено.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое Андриевской Л.М. наследство признается принадлежащей ей со дня открытия наследства, независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании права собственности на земельную долю площадью <данные изъяты> га., в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории: <адрес обезличен>, подлежат удовлетворению.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, проанализировав все доказательства в судебном заседании в своей совокупности, представленные в суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд считает необходимым удовлетворить требования Андриевской Л.М. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░., ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░., ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.