Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3048/2018 ~ М-3051/2018 от 13.09.2018

        № 2-3048/2018

        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2018 года                         г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Царева В.М.
при секретаре Славцовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании действий незаконными и о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании действий незаконными и о понуждении к совершению действий, мотивируя требования тем, что прокуратурой проведена проверка по факту введения, ограничения режима потребления электрической энергии в отношении МУП «ЖКХ» Минусинского района. Проверкой установлено, что между МУП «ЖКХ» Минусинского района и ПАО «Красноярскэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУП «ЖКХ» поступило уведомление от ПАО «Красноярскэнергосбыт» в котором указано, что задолженность МУП «ЖКХ» за потреблённый энергоресурс составляет 10 787 436,75 рублей, и что МУП «ЖКХ» ДД.ММ.ГГГГ необходимо произвести самостоятельно полное ограничение режима потребления электрической энергии объектов по объектам: Котельная <адрес>, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУП «ЖКХ» самостоятельно ввело ограничение режима потребления электроэнергии. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ персоналом МУП «ЖКХ» была проведена проверка наличия напряжения на вводных устройствах и готовности к подаче электроэнергии на котельные МУП «ЖКХ». По результатам проверки установлено, что напряжение на вышеуказанных объектах отсутствует. В ходе прокурорской проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по заявке ПАО «Красноярскэнергосбыт» работниками ПАО «МС» - «К» произведено полное отключение электроэнергии на указанные выше объекты, что подтверждается приложенными к исковому заявлению актами. Установленное на перечисленных выше котельных электрооборудование является важнейшим звеном, участвующим в технологическом процессе производства и. транспортировки тепловой энергии от источника генератора тепловой энергии (котлы) до конечного потребителя. И такие процессы, как дробление, подача угля в топки котлов, поддув воздуха, вентиляция удаления отработанных газов, сетевые насосы, которые осуществляют движение теплоносителя в теплосетях, электрокотлы для прямого подогрева теплоносителя в электрокотельных в соответствии с технологическим процессом, и иных технологических процессов, требуют подачи электроэнергии. Указанные котельные, обслуживаемые МУП «ЖКХ», обеспечивают горячим водоснабжением и отоплением жилые дома, учебные учреждения, и другие объекты социального назначения (количество объектов по каждой котельной указано в приложении). Отключение электроэнергии в вышеуказанных учреждениях влечёт рост социальной напряженности, а также может стать причиной чрезвычайных ситуаций и повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан. При этом большая часть населения, получающая горячую воду, отопление, посредством указанных котельных, задолженности за потребленные коммунальные ресурсы не имеют, в связи с чем, являются добросовестными потребителями. Действия энергоснабжающей организации по введению ограничения режима потребления электрической энергии ПАО «Красноярскэнергосбыт» являются незаконными. Законодательством закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения прав на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40). В отношении граждан, добросовестно производящих платежи, невозможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи коммунальных ресурсов из-за наличия долга между организациями, состоящими в технологической цепочке, связанной с потреблением тепловой энергии и поставкой горячей воды. Электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи в жилой фонд отопления, горячего водоснабжения и ограничение ее подачи исключает возможность обеспечения отоплением, горячим водоснабжением, надлежащего качества граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, что создает неблагоприятные для них последствия. Указанное свидетельствует о необоснованном и неоправданном нарушении ПАО «Красноярскэнергосбыт» прав граждан, введенные ограничения несоразмерны последствиям их введения, поскольку касаются не только хозяйственной деятельности МУП «ЖКХ», но и напрямую затрагивают интересы лиц, своевременно и добросовестно оплачивающих, используемые топливно-энергетические ресурсы. Кроме того, ограничение поставки электроэнергии на вышеуказанные котельные препятствует осуществлению полноценного ремонта и обслуживаниякотельной в целях подготовки к очередному отопительному периоду 2018-2019гг., что создаёт угрозу срыва отопительного сезона, а также влечет угрозу жизни и здоровью людей, создает предпосылки для неблагоприятных экономических, экологических, социальных последствий. Просит суд признать незаконными действия Минусинского межрайонного отделения ПАО «Красноярскэнергосбыт» по введению ограничения режима потребления электроэнергии МУП «ЖКХ» Минусинского района.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования в части признания незаконными действия Минусинского межрайонного отделения ПАО «Красноярскэнергосбыт» по введению ограничения режима потребления электроэнергии МУП «ЖКХ» Минусинского района, поддержал, в части требований о понуждении незамедлительно отменить ограничение режима потребления электроэнергии МУП «ЖКХ» Минусинского района и подать электроэнергию на котельные: Котельная <адрес>е; Котельная <адрес>; <адрес> <адрес>, ввод , ввод ; <адрес>. Отказался в связи с добровольным их исполнением.

Представитель ответчика с заявленными исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что действия ПАО «Красноярскэнергосбыт» осуществлены в рамках действующего законодательства, в части, касающейся социально значимых объектов предусмотрена определенная процедура, которая соблюдена в отношении МУП «ЖКХ» Минусинского района. Требования о подаче электроэнергии исполнены добровольно.

Представитель третьего лица Администрации Минусинского района заявленные исковые требованиями поддержала.

Представитель третьего лица МУП «ЖКХ» Минусинского района заявленные исковые требованиями поддержала.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Конституцией РФ гарантировано соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В силу статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно п.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В силу ч.1 ст. 38 Федерального закона РФ от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об
электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» запрещаются действие (бездействие) занимающего доминирующее
положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 121 Правилами предоставления коммунальных
услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и
жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N
354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.

Согласно п. 3 Обзора Верховного Суда РФ по отдельным вопросам судебной
практики о применении законодательства о защите прав потребителей при
рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ
1.02.2012, действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 27.09.2018) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии" утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии; изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 27.09.2018) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии" дано понятие "потребитель" - потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

В силу п. 11, обслуживание гарантирующим поставщиком потребителей (покупателей) осуществляется в соответствии со следующими требованиями: возможные последствия нарушения обязательств по оплате электрической энергии в виде введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а по запросу потребителя - размер задолженности по оплате электрической энергии.

В силу п. 43, обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.

Согласно п.16. Потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку существо спора касается прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Минусинского района, правомочие прокурора на предъявление в суд иска в интересах неопределенного круга лиц судом не ставится под сомнение.

Судом установлено, что 31.03.2015 года между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и МУП «ЖКХ» Минусинского района был заключен договор энергоснабжения .

На основании указанного договора ответчик ОАО «Красноярскэнергосбыт» осуществляет поставку электрической энергии на находящуюся в ведении МУП «ЖКХ» Минусинского района электрокотельные, расположенные в Минусинском районе, в том числе по объектам: Котельная <адрес> Котельная <адрес>; Котельная <адрес>; Котельная <адрес> Котельная, <адрес>, основное питание, резервное питание; Котельная <адрес>; Котельная, <адрес> ввод , ввод; Котельная, <адрес> Котельная <адрес> Котельная, <адрес>; Котельная, <адрес> Котельная, <адрес> Электрокотельная, <адрес>, ввод , ввод ; Котельная, <адрес>; Котельная, <адрес>.

Полученная на этой электрокотельных с помощью электроэнергии тепловая энергия в виде отопления и горячего водоснабжения на основании договоров теплоснабжения поставляется МУП «ЖКХ» Минусинского района физическим лицам – жителям, указанных населенных пунктов.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУП «ЖКХ» самостоятельно ввело ограничение режима потребления электроэнергии, что подтверждается актами об ограничении режима потребления.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ персоналом МУП «ЖКХ» была проведена проверка наличия напряжения на вводных устройствах и готовности к подаче электроэнергии на котельные МУП «ЖКХ», которой установлено, что напряжение на вышеуказанных объектах отсутствует.

В ходе прокурорской проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по заявке ПАО «Красноярскэнергосбыт» работниками ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго», в связи с нарушением потребителями условий договора энергоснабжения, в части оплаты потребленной электрической энергии, произведено полное отключение электроэнергии на указанные объекты, что подтверждается представленными актами.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями участников судебного заседания, материалами дела.

Как следует из Устава МУП «ЖКХ» Минусинского района основными целями его деятельности является обеспечение населения и иных потребителей тепловой энергией, водоснабжение населения и иных потребителей (п.2.1).

В силу чего МУП «ЖКХ» Минусинского района относится к такой категории потребителей, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (статья 40).

Действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

На основании изложенного доводы стороны ответчика нельзя признать убедительными, неисполнение обязательств МУП «ЖКХ» Минусинского района перед ПАО «Красноярскэнергосбыт» само по себе не может приводить к нарушению прав третьих лиц со стороны ПАО «Красноярскэнергосбыт» с учетом того, что ограничение режима потребления в данном случае может привести к негативным социальным последствиям.

    При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В части требований о понуждении незамедлительно отменить ограничения режима потребления электроэнергии МУП ЖКХ Минусинского района и подать электроэнергию на котельные гражданское дело подлежит прекращению в связи с его добровольным исполнением и отказом истца в связи с этим от иска и принятием отказа от иска судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании незаконными действий по введению ограничения режима потребления электроэнергии – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ПАО «Красноярскэнергосбыт» по введению ограничения режима потребления электроэнергии МУП «ЖКХ» <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

В части требований о понуждении незамедлительно отменить ограничение режима потребления электроэнергии МУП «ЖКХ» Минусинского района и подать электроэнергию на котельные: Котельная <адрес> Котельная <адрес>; Котельная <адрес> <адрес> котельная, <адрес>; Котельная <адрес> Котельная <адрес> Котельная школы, <адрес> Котельная <адрес> Котельная, <адрес>, основное питание, резервное питание; Котельная <адрес>; Котельная, <адрес>, стр.1б, ввод , ввод; Котельная, <адрес> Котельная <адрес>; Котельная, <адрес>; Котельная, <адрес>; Котельная, <адрес> Электрокотельная, <адрес>, ввод , ввод ; Котельная, <адрес>; Котельная, <адрес>. Гражданское дело прекратить в связи с его добровольным исполнением и отказом истца от иска.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 10 октября 2018 года.

Председательствующий:                    В.М.Царев

2-3048/2018 ~ М-3051/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минусинский межрайонный прокурор
неопределенный круг лиц
Ответчики
ПАО" Красноярскэнергосбыт "
Другие
МУП " ЖКХ" МИнусинского района
Администрация Минусинского района
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Царев Владимир Михайлович
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
13.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2018Передача материалов судье
17.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2018Подготовка дела (собеседование)
21.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2018Судебное заседание
05.10.2018Судебное заседание
10.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее