ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2013 года город Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Жильчинской Л.В.,
при секретаре Булсунаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4650/13 по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутский торговый дом", Управляющей компании Обществу с ограниченной ответственностью "Спектр", Сампилову М. Ц. о признании незаконным использование юридическим лицом адреса в качестве места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, присуждении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 17 по Иркутской области обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Иркутский торговый дом", УК ООО "Спектр", Сампилову М.Ц., указав в его обоснование, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 02.10.2008 № ПК-20-04/251 создана Межрайонная Инспекция ФНС России № 17 по Иркутской области. Пунктом 4 данного приказа на МИФНС России № 17 по Иркутской области возложены функции по осуществлению государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств) и отдельные функции по учету налогоплательщиков на территории г. Иркутска, г. Шелехова, г. Усолье-Сибирского, г. Свирска, г. Черемхово, г. Саянска, г. Зимы, г. Бодайбо, Шелеховского, Слюдянского, Эхирит-Булагатского, Баяндаевского, Боханского, Осинского, Иркутского, Ольхонского, Качугского, Жигаловского и Усть-Удинского, Усольского, Черемховского, Аларского, Нукутского, Заларинского, Куйтунского, Зиминского, Балаганского, Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов Иркутской области.
МИФНС России № 17 по Иркутской области, как регистрирующий орган, в соответствии с Положением об Инспекции, утвержденного распоряжением УФНС России по Иркутской области от 07.02.2013 года № 07-04-09/4, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Единый государственный реестр юридических лиц в силу ст. 4 Закона № 129-ФЗ является общедоступным федеральным информационным ресурсом. Той же нормой права на регистрирующие органы возложена обязанность обеспечить единство и сопоставимость сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, адресом местонахождения ООО «Иркутский торговый дом» является <адрес обезличен>. Собственником же помещения по указанному адресу является генеральный директор ООО "Нефтеснаб" -Аносов Н.В. Между ООО "Нефтеснаб" и ООО «Иркутский торговый дом» договорных правоотношений не существует, гарантийных писем Аносов Н.В. ООО «Иркутский торговый дом» не выдавал; Аносов Н.В. не является ни руководителем, ни учредителем общества. Следовательно, у ООО «Иркутский торговый дом» отсутствуют правовые основания для указания в своих учредительных документах в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа адрес: <адрес обезличен>.
Презумпция добросовестности заявителя, установленная законодателем в Законе № 129-ФЗ, не означает, что заявитель может по своему усмотрению злоупотреблять правом на государственную регистрацию.
В силу положений ст. 1 ГК РФ, ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, п. 1 ст. 10 ГК РФ, предусматривает недопустимость злоупотребления правом при осуществлении гражданских прав.
В настоящее время в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся заведомо ложные сведения в отношении адреса места нахождения единоличного исполнительного органа ООО «иркутский торговый дом».
Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы МИФНС России № 17 по Иркутской области, как регистрирующего органа, создает препятствия для Инспекции в осуществлении обязанности по обеспечению единства и сопоставимости (достоверности) сведений содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, равно как обеспечению их совместимости с иными федеральными информационными системами.
Учитывая общедоступность информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, регистрация заведомо ложных сведений недопустима.
Помимо того, что отражение в Едином государственном реестре юридических лиц заведомо ложной информации об адресе ООО «Иркутский торговый дом» нарушает права Инспекции на реализацию своих полномочий в качестве регистрирующего органа, но также напрямую затрагивает интересы собственника помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
Перечисленные доказательства свидетельствуют о том, что ни само Общество, ни его единоличный исполнительный орган не имеют права пользования помещением по адресу: <адрес обезличен>.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы должны контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
Согласно п. 5 ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы вправе требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований.
В соответствии с данными, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, должностным лицом ООО «Иркутский торговый дом» является Управляющая компания ООО "Спектр".
На основании изложенного, и в соответствии со ст. 12 ГК РФ, ст. 5 Закона № 129-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», истец просит признать незаконным использование ООО «Иркутский торговый дом» в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа адрес: <адрес обезличен>, и обязать ООО «Иркутский торговый дом» представить в МИФНС России № 17 по Иркутской области заявление по форме Р13001 для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с адресом места нахождения единоличного исполнительного органа Общества, с приложением необходимых документов.
Представитель истца Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца в порядке требований ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Представитель ответчика ООО «Иркутский торговый дом», ответчик УК ООО "Спектр", Сампилов М.Ц. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили и не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, либо об отложении дела слушанием. Возражений на иск не представили.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя истца, полагавшего возможным в случае неявки ответчика в судебное заседание рассмотреть дело в порядке заочного производства, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>, представленной налоговым органом, местонахождением юридического лица ООО «Иркутский торговый дом» является: <адрес обезличен>.
Как видно из материалов дела, должностным лицом Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области специалистом 3 класса Пахомовой Н.А. в соответствии с положениями ст. ст. 28.3, 27.8 КоАП РФ, в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, произведен осмотр по адресу: <адрес обезличен>. По результатам осмотра установлено, что по адресу: <адрес обезличен>, указанному в учредительных документах ООО «Иркутский торговый дом», Общество не находится. Данное обстоятельство объективно подтверждается протоколом осмотра (обследования), составленного <Дата обезличена> № <Номер обезличен>.
Из представленного суду свидетельства о государственной регистрации права № <адрес обезличен> от <Дата обезличена> видно, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, является ООО "Иркутская нефтяная снабженческая компания".
Из протокола допроса свидетеля Аносова Н.В., составленного <Дата обезличена> года, усматривается, что в принадлежащем на праве собственности ООО "Иркутская нефтяная снабженческая компания" нежилом помещении по адресу: ООО "Иркутская нефтяная снабженческая компания", ООО "Иркутский торговый дом" не находится, какие-либо договорные отношения с указанным юридическим лицом у Аносова Н.В., как Генерального директора ООО "Нефтеснаб" отсутствуют.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся заведомо ложные сведения в отношении адреса места нахождения единоличного исполнительного органа ООО «Иркутский торговый дом», а учитывая общедоступность информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, регистрация заведомо ложных сведений недопустима.
Следовательно, по мнению суда, нашло свое подтверждение в материалах дела утверждение истца о том, что ни само Общество, ни его единоличный исполнительный орган не имеют права пользования помещением по адресу: <адрес обезличен>.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
Согласно п.п. «в» п. 1 п. 5 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2011 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо обязано представлять в регистрирующий орган сведения об адресе месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.
В силу п. 5 ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы вправе требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований.
Должностным лицом ООО «Иркутский торговый дом», как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, является УК ООО "Спектр".
Статьей 25 Федерального закона № 129-ФЗ от <Дата обезличена> «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ за непредставление в регистрирующий орган сведений, представление которых является обязательным, предусмотрена административная ответственность должностных лиц.
Однако, <Дата обезличена> Инспекцией на основании ст. 4.5 КоАП РФ отказано в возбуждении административного производства в отношении руководителя ООО «Иркутский торговый дом» Сампилова М.Ц., в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, судом в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что ООО «Иркутский торговый дом» обязанность, возложенную на него ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2011 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не исполнило, по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, не находится, сведения о фактическом месте нахождения скрывает, суд находит законными и обоснованными требования истца о признании незаконным использование ООО «Иркутский торговый дом» в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа адрес: <адрес обезличен>, и понуждении ООО «Иркутский торговый дом» представить в МИФНС России № 17 по Иркутской области заявление по форме Р13001 для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с адресом места нахождения единоличного исполнительного органа Общества, с приложением необходимых документов.
Каких-либо иных доказательств в силу требований ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, опровергающих выводы суда, сторонами не представлено.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, в связи с удовлетворением исковых требований, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере .... рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области удовлетворить.
Признать незаконным использование Обществом с ограниченной ответственностью "Иркутский торговый дом" в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа - адрес: <адрес обезличен>.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Иркутский торговый дом" представить в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области заявление по форме Р13001 для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанные с адресом места нахождения единоличного исполнительного органа Общества, с приложением необходимых документов.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Иркутский торговый дом" в доход государства государственную пошлину в размере ....) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В. Жильчинская