Дело №2а-129/2020
УИД 69RS0009-01-2020-000232-78
В окончательной форме решение составлено 22 июля 2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Зубцовский районный суд Тверской области, в составе председательствующего судьи Худякова В.А.,
при секретаре Буряковой Е.В.,
с участием истца Тимошенко С.Н. и его представителя Богдановой О.Г.,
представителя ответчика Зимбицкой М.А.,
в открытом судебном заседании 16 июля 2020 г. в г. Зубцове Тверской области, рассмотрев гражданское дело по иску Тимошенко ФИО10 к Администрации Зубцовского сельского поселения Тверской области, к Главе Администрации Зубцовского сельского поселения, к Министерству социальной защиты населения Тверской области и Министерству строительства Тверской облласти о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности восстановить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании права на получение жилищного сертификата
установил:
Тимошенко С.Н. обратился в суд с административным иском к Администрации Зубцовского сельского поселения Тверской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности восстановить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании права на получение жилищного сертификата.
В качестве заинтересованного лица по делу было привлечено Министерство строительства Тверской области.
В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он относится к категории выехавших из зоны отселения по обязательному отселению.
В основании иска Тимошенко С.Н. указал, что он является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
Проживает со своей матерью Тимошенко Е.Д. в д. <адрес>.
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения от 17 мая 2017 г. №55 он был признан нуждающимся в получении жилого помещения и постановлением №56 от 17 мая 2017 г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения за номером 27 в списке общей очереди.
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения №6 от 09 января 2020 г. он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Истец полагает, что данное решение является незаконным, поскольку он в соответствии со ст.13 и п.1 ч.1 ст.15 Законом РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке установленных Правительством РФ.
Он обратился с заявлением о выдаче ему жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программ «Жилище на 2015-2020 годы».
На основании решения межведомственной комиссии он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Административный истец считает, что решение об исключении его из числа нуждающихся в жилом помещении противоречит положения ч.1 ст.56 ЖК РФ и специальных норм, регламентирующих порядок предоставления мер социальной поддержки лицам подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Административный истец Тимошенко С.Н. иск поддержал, пояснив, что он был включен в очередь на получение жилищного сертификата, как лицо, подлежащее принудительному отселению из зоны заражения Чернобольской АЭС. Он проживает в жилом доме, принадлежащем его матери, поскольку иного жилого помещения в собственности не имеет. При подходе его очереди на получение жилищного сертификата его сняли с очереди на получение жилищного сертификата.
Его представитель Богдановой О.Г. полагала, что исключение её доверителя из очереди на право получения жилищного сертификата незаконно, поскольку противореит положения стст.13 и 17 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Представитель ответчика Администрация Зубцовского сельского поселения Зимбицкая М.А. исковые требования в части признания незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Граждане-участники ликвидации радиационных катастроф» не признала, пояснив, что в 2017 г. Тимошенко С.Н. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, также он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по категории «Граждане-участники ликвидации радиационных катастроф». По получении из Министерства строительства Тверской области выписки из протокола заседания рабочей группы он был снят с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по категории «Граждане-участники ликвидации радиационных катастроф». Тимошенко С.Н. продолжает стоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в Администрации Зубцовского района.
Глава Администрации Зубцовского сельского поселения на рассмотрение дела не явился.
Ответчики Министерство социальной защиты населения Тверской области и Министерства строительства Тверской области просят дело рассмотреть в отсутствие своих представителей.
В представленном отзыве Министерство социальной защиты населения Тверской области указывает, что является не надлежащим ответчиком.
Министерство строительства Тверской области возражает против удовлетворения исковых требований, полагая, что Тимошенко С.Н. не является нуждающимся в получении жилого помещения, поскольку проживает в жилом доме со своей матерью, относящийся к членам семьи. Общая площадь дома больше нормы предоставления. Кроме того Тимошенко С.Н. не предоставил обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в котором он с матерью проживает.
Положениями ч.3 ст.49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст.52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч.3 ст.52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью настоящей статьи (ч.2 ст.56 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ №1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6); граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7); граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11).
В соответствии с п.7 ст.17 указанного Закона гражданам, указанным в п. 6 ч.1 ст.13 настоящего Закона гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
То есть закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает систему социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153 были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее Правила).
Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (п. 2 Правил).
Так согласно подп. «е» п.5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
Пунктом 16 Правил определено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы в отношении граждан, указанных в «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил признаются следующие граждане, постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина (подп. «а» п.17 Правил).
Из положений п. 16 (2) следует, что в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «е» п.5 настоящих Правил, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Постановление Правительства Тверской области от 10 февраля 2017 г. №27-пп Министерство строительства Тверской области было определено как уполномоченный орган, осуществляющим на территории Тверской области организацию работы по реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Из установленных судом обстоятельств следует, что Тимошенко С.Н. с 19 декабря 1994 г. проживает с матерью Тимошенко Е.Д. в жилом доме по адресу <адрес> <адрес> (л.д.17, 21 ).
Указанный жилой дом принадлежит Тимошенко Е.Д. на праве собственности. Его площадь составляет 67,2 кв.м. (л.д.23).
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от 17 мая 2017 г. №55 и №56 Тимошенко С.Н. на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на учет, в качестве нуждающегося в получении жилого помещения (л.д.24-26).
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от 20 июня 2017 г. №73 Тимошенко С.Н. был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы» (л.д.30-31).
Тимошенко обратился с заявлением о выдаче ему в 2019 г. сертификата по категории граждане подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.32).
Рабочей группой по организации работы выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов от 19 декабря 2019 г. было отказано в выдаче жилищного сертификата в виду того, что Тимошенко С.Н. проживал в жилом помещении с членом своей семьи матерью Тимошенко Е.Д. в принадлежащем ей жилом доме и не предоставил обязательство об отчуждении жилого дома и земельного участка (л.д.49-52).
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от 09 января 2020 г. №9 Тимошенко С.Н. снят с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по категории «Граждане - участники ликвидации последствий радиационных катастроф, пострадавших в результате аварий, и приравненных к ним лица» (л.д.37).
Таким образом, с учетом размера занимаемой Тимошенко С.Н. площади жилого помещения и отсутствие обязательства об отчуждении жилого дома и земельного участка, он не может считаться нуждающимся в жилом помещении, поскольку им обеспечен.
В связи с чем правомерен отказ Министерства строительства Тверской области о выдаче ему сертификата на получение жилого помещения и правомерно решение Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «Граждане - участники ликвидации последствий радиационных катастроф, пострадавших в результате аварий, и приравненных к ним лица»
Доводы, изложенные в отзыве Министерства строительства Тверской области о том, что в удостоверение Тимошенко С.Н. об отнесение его к категории граждан выехавших из зоны по обязательному отселению, что не соответствует положениям ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определяющей категорию граждан которым предусмотрены меры социальной поддержки, суд находит не состоятельной.
Так в своём постановлении Конституционный суд РФ №40-П от 13 декабря 2017 г. указал, что независимо от того, в каком порядке граждане покинули территорию зоны отчуждения и зоны отселению – в порядке эвакуации, переселения ли добровольно, они относятся к лицами, подвергшихся воздействию радиации, на которых в этой связи распространяется положения Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Факт проживания в момент аварии на Чернобыльской АЭС Тимошенко С.Н. не оспаривается и подтвержден судом при рассмотрении данного дела.
На основании изложенного, руководствуясь стс.194-199 ГПК РФ, Зубцовский районный суд Тверской области
решил:
в удовлетворении исковых требований Тимошенко ФИО11 к Администрации Зубцовского сельского поселения Тверской области, к Главе Администрации Зубцовского сельского поселения, к Министерству социальной защиты населения Тверской области и Министерству строительства Тверской облласти о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности восстановить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании права на получение жилищного сертификата отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в срок в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья В.А.Худяков
Дело №2а-129/2020
УИД 69RS0009-01-2020-000232-78
В окончательной форме решение составлено 22 июля 2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Зубцовский районный суд Тверской области, в составе председательствующего судьи Худякова В.А.,
при секретаре Буряковой Е.В.,
с участием истца Тимошенко С.Н. и его представителя Богдановой О.Г.,
представителя ответчика Зимбицкой М.А.,
в открытом судебном заседании 16 июля 2020 г. в г. Зубцове Тверской области, рассмотрев гражданское дело по иску Тимошенко ФИО10 к Администрации Зубцовского сельского поселения Тверской области, к Главе Администрации Зубцовского сельского поселения, к Министерству социальной защиты населения Тверской области и Министерству строительства Тверской облласти о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности восстановить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании права на получение жилищного сертификата
установил:
Тимошенко С.Н. обратился в суд с административным иском к Администрации Зубцовского сельского поселения Тверской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности восстановить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании права на получение жилищного сертификата.
В качестве заинтересованного лица по делу было привлечено Министерство строительства Тверской области.
В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он относится к категории выехавших из зоны отселения по обязательному отселению.
В основании иска Тимошенко С.Н. указал, что он является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
Проживает со своей матерью Тимошенко Е.Д. в д. <адрес>.
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения от 17 мая 2017 г. №55 он был признан нуждающимся в получении жилого помещения и постановлением №56 от 17 мая 2017 г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения за номером 27 в списке общей очереди.
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения №6 от 09 января 2020 г. он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Истец полагает, что данное решение является незаконным, поскольку он в соответствии со ст.13 и п.1 ч.1 ст.15 Законом РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке установленных Правительством РФ.
Он обратился с заявлением о выдаче ему жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программ «Жилище на 2015-2020 годы».
На основании решения межведомственной комиссии он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Административный истец считает, что решение об исключении его из числа нуждающихся в жилом помещении противоречит положения ч.1 ст.56 ЖК РФ и специальных норм, регламентирующих порядок предоставления мер социальной поддержки лицам подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Административный истец Тимошенко С.Н. иск поддержал, пояснив, что он был включен в очередь на получение жилищного сертификата, как лицо, подлежащее принудительному отселению из зоны заражения Чернобольской АЭС. Он проживает в жилом доме, принадлежащем его матери, поскольку иного жилого помещения в собственности не имеет. При подходе его очереди на получение жилищного сертификата его сняли с очереди на получение жилищного сертификата.
Его представитель Богдановой О.Г. полагала, что исключение её доверителя из очереди на право получения жилищного сертификата незаконно, поскольку противореит положения стст.13 и 17 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Представитель ответчика Администрация Зубцовского сельского поселения Зимбицкая М.А. исковые требования в части признания незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Граждане-участники ликвидации радиационных катастроф» не признала, пояснив, что в 2017 г. Тимошенко С.Н. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, также он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по категории «Граждане-участники ликвидации радиационных катастроф». По получении из Министерства строительства Тверской области выписки из протокола заседания рабочей группы он был снят с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по категории «Граждане-участники ликвидации радиационных катастроф». Тимошенко С.Н. продолжает стоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в Администрации Зубцовского района.
Глава Администрации Зубцовского сельского поселения на рассмотрение дела не явился.
Ответчики Министерство социальной защиты населения Тверской области и Министерства строительства Тверской области просят дело рассмотреть в отсутствие своих представителей.
В представленном отзыве Министерство социальной защиты населения Тверской области указывает, что является не надлежащим ответчиком.
Министерство строительства Тверской области возражает против удовлетворения исковых требований, полагая, что Тимошенко С.Н. не является нуждающимся в получении жилого помещения, поскольку проживает в жилом доме со своей матерью, относящийся к членам семьи. Общая площадь дома больше нормы предоставления. Кроме того Тимошенко С.Н. не предоставил обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в котором он с матерью проживает.
Положениями ч.3 ст.49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст.52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч.3 ст.52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью настоящей статьи (ч.2 ст.56 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ №1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6); граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7); граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11).
В соответствии с п.7 ст.17 указанного Закона гражданам, указанным в п. 6 ч.1 ст.13 настоящего Закона гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
То есть закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает систему социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153 были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее Правила).
Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (п. 2 Правил).
Так согласно подп. «е» п.5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
Пунктом 16 Правил определено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы в отношении граждан, указанных в «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил признаются следующие граждане, постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина (подп. «а» п.17 Правил).
Из положений п. 16 (2) следует, что в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «е» п.5 настоящих Правил, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Постановление Правительства Тверской области от 10 февраля 2017 г. №27-пп Министерство строительства Тверской области было определено как уполномоченный орган, осуществляющим на территории Тверской области организацию работы по реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Из установленных судом обстоятельств следует, что Тимошенко С.Н. с 19 декабря 1994 г. проживает с матерью Тимошенко Е.Д. в жилом доме по адресу <адрес> <адрес> (л.д.17, 21 ).
Указанный жилой дом принадлежит Тимошенко Е.Д. на праве собственности. Его площадь составляет 67,2 кв.м. (л.д.23).
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от 17 мая 2017 г. №55 и №56 Тимошенко С.Н. на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на учет, в качестве нуждающегося в получении жилого помещения (л.д.24-26).
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от 20 июня 2017 г. №73 Тимошенко С.Н. был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы» (л.д.30-31).
Тимошенко обратился с заявлением о выдаче ему в 2019 г. сертификата по категории граждане подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.32).
Рабочей группой по организации работы выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов от 19 декабря 2019 г. было отказано в выдаче жилищного сертификата в виду того, что Тимошенко С.Н. проживал в жилом помещении с членом своей семьи матерью Тимошенко Е.Д. в принадлежащем ей жилом доме и не предоставил обязательство об отчуждении жилого дома и земельного участка (л.д.49-52).
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от 09 января 2020 г. №9 Тимошенко С.Н. снят с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по категории «Граждане - участники ликвидации последствий радиационных катастроф, пострадавших в результате аварий, и приравненных к ним лица» (л.д.37).
Таким образом, с учетом размера занимаемой Тимошенко С.Н. площади жилого помещения и отсутствие обязательства об отчуждении жилого дома и земельного участка, он не может считаться нуждающимся в жилом помещении, поскольку им обеспечен.
В связи с чем правомерен отказ Министерства строительства Тверской области о выдаче ему сертификата на получение жилого помещения и правомерно решение Администрации Зубцовского сельского поселения Зубцовского района о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «Граждане - участники ликвидации последствий радиационных катастроф, пострадавших в результате аварий, и приравненных к ним лица»
Доводы, изложенные в отзыве Министерства строительства Тверской области о том, что в удостоверение Тимошенко С.Н. об отнесение его к категории граждан выехавших из зоны по обязательному отселению, что не соответствует положениям ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определяющей категорию граждан которым предусмотрены меры социальной поддержки, суд находит не состоятельной.
Так в своём постановлении Конституционный суд РФ №40-П от 13 декабря 2017 г. указал, что независимо от того, в каком порядке граждане покинули территорию зоны отчуждения и зоны отселению – в порядке эвакуации, переселения ли добровольно, они относятся к лицами, подвергшихся воздействию радиации, на которых в этой связи распространяется положения Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Факт проживания в момент аварии на Чернобыльской АЭС Тимошенко С.Н. не оспаривается и подтвержден судом при рассмотрении данного дела.
На основании изложенного, руководствуясь стс.194-199 ГПК РФ, Зубцовский районный суд Тверской области
решил:
в удовлетворении исковых требований Тимошенко ФИО11 к Администрации Зубцовского сельского поселения Тверской области, к Главе Администрации Зубцовского сельского поселения, к Министерству социальной защиты населения Тверской области и Министерству строительства Тверской облласти о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности восстановить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании права на получение жилищного сертификата отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в срок в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья В.А.Худяков