№ 2-1559/2021
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«12» апреля 2021 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,
при секретаре Шутовой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ичетовкина А.Н. к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Отделу социальной защиты населения в Малопургинском районе об оспаривании отказа в выдаче удостоверения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, просил признать отказ Отдела социальной защиты населения в Малопургинском районе в выдаче удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в -Дата- ФИО1 незаконным, обязать Министерство социальной политики и труда УР принять решение о выдаче истцу удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в -Дата- ФИО1., обязать Отдел социальной защиты населения в Малопургинском районе оформить и выдать истцу удостоверение члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в -Дата- ФИО1 Требования мотивировал тем, что истец является сыном ФИО1.- участника ликвидации последствий радиационной катастрофы на Чернобыльской АЭС в -Дата-, умершего -Дата-. До смерти отца истец проживал с ним совместно и вел общее хозяйство по адресу .... Отец получал компенсацию на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с учетом истца в соответствии с ч.1 ст.15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон). Истец в соответствии с ч.2 ст. 15 Закона обратился в Отдел социальной защиты населения в Малопургинском районе о выдаче удостоверения, однако в выдаче удостоверения истцу было отказано. Отдел социальной защиты населения в Малопургинском районе свой отказ мотивировал тем, что согласно письма Минсоцзащиты РФ от 06 сентября 1994 года №1-3421-18 «О членах семьи граждан, погибших или умерших инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986-1987гг., имеющих право на льготы и компенсации» к вышеуказанным членам семьи относятся родители, проживавшие совместно, вдова (вдовец), не вступившие в повторный брак, независимо от возраста и факта нахождения на иждивении, дети до достижения возраста 18 лет (учащиеся - до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не дольше достижения 23 лет). Поскольку истец достигла возраста 31 год, следовательно, права на получение мер социальной поддержки на истца не распространяется. Истец полагает отказ в выдаче удостоверения незаконным.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил п.1 исковых требований, просил признать отказ Отдела социальной защиты населения в Малопургинском районе от -Дата- № в выдаче удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году ФИО1 незаконным.
В судебное заседание не явился ответчик Отдел социальной защиты населения в Малопургинском районе, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
В судебном заседании истец Ичетовкин А.Н., представитель истца ФИО2., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные изложенному в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики ФИО3., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала в полном объеме, указала на законность и обоснованность принятого решения, поскольку истец достиг 31 год, права на получение мер социальной поддержки на истца как ребенка не распространяется.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав стороны, считает исковые требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ичетовкин А.Н., -Дата- рождения является сыном ФИО1. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении.
Согласно удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в -Дата-, выданного -Дата-, ФИО1 является участником ликвидации последствий радиационной катастрофы на Чернобыльской АЭС в -Дата- и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
ФИО1 умер -Дата-
Истец обратился в Отдел социальной защиты населения в Малопургинском районе с вопросм о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС как сыну умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в -Дата-.
На основании письма № от -Дата- Отделом социальной защиты населения в Малопургинском районе истцу сообщено, что правовые основания для выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС как сыну умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в -Дата- отсутствуют. Ответ мотивирован тем, что в соответствии с п. 2 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России №, Минсоцразвития России №, Минфина России № от -Дата- вышеуказанное удостоверение выдаётся членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно письму Минсоцзащиты РФ от -Дата- № «О членах семьи граждан, погибших или умерших инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС -Дата-., имеющих право на льготы и компенсации» к вышеуказанным членам семьи относятся: родители, проживавшие совместно, вдова (вдовец), не вступившие в повторный брак, независимо от возраста и факта нахождения на иждивении, дети до достижения возраста 18 лет (учащиеся - до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не дольше достижения 23 лет). На момент подачи обращения Ичетовкин А.Н. достиг возраста 31 года. Таким образом, отсутствуют правовые основания для выдачи вышеуказанного удостоверения.
Целями и задачами Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее- Закон РФ №1244- 1) являются защита прав и интересов, а также определение государственной политики в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, а также членов их семей.
В соответствии с частью 4 ст. 14 Закона РФ №1244- 1 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Согласно ч. 2 ст. 15 Закона РФ №1244- 1 предусматривает, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно ч.5 ст. 15 Закона РФ №1244- 1 Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В определении Конституционного Суда РФ N 1085-О-П от 16 декабря 2008 года указано, что возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией.
Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права. В равной мере недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида-чернобыльца права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.
По смыслу ч. 4 ст. 15 Закона РФ №1244- 1, действующей в системной связи с ч. 5 той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утверждены Приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006 (далее- Порядок №728).
Исходя из положений подп. «г» п. 2 Порядка №728 удостоверение выдается членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона.
Согласно п.3 Порядка №728 оформление и выдача удостоверения производится органами в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации - инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан, указанных в пункте 2 Порядка (кроме перечисленных в абзаце втором настоящего пункта).
В силу п. 5 Порядка №728 членам семьи, указанным в пункте 2 Порядка, уполномоченным органом выдается удостоверение, которое оформляется на бланке удостоверения согласно Приложению N 1. При этом удостоверение оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, фотография в удостоверение не вклеивается, а на ее месте делается надпись черными чернилами «Посмертно» и заверяется гербовой печатью уполномоченного органа.
Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, указанные в пункте 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина);
свидетельство о смерти;
свидетельство о браке;
паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);
документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).
Согласно п. 6 Порядка №728 в необходимых случаях от граждан, обращающихся за получением удостоверения, могут быть затребованы документы, подтверждающие родственные связи с лицом, имеющим право на получение данного удостоверения; доверенность на получение удостоверения, выданная в установленном порядке; свидетельство об усыновлении; иные документы, удостоверяющие личность и содержащие указание на гражданство.
В соответствии с письмом Минсоцзащиты РФ от 06 сентября 1994 года №1-3421-18 «О членах семьи граждан, погибших или умерших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также умерших инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 - 1987 гг., имеющих право на льготы и компенсации» к членам семьи погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов, на которых распространялись компенсации и льготы, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 18 июня 1992 года), а также умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 - 1987 гг. относятся:
родители, проживавшие совместно, вдова (вдовец), не вступившие в повторный брак, - независимо от возраста и факта нахождения на иждивении;
дети до достижения возраста 18 лет (учащиеся - до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не дольше достижения 23 лет).
Указанные лица имеют право на компенсации и льготы, предусмотренные пунктами 3, 4, 12 - 15, 19 - 23, 25 части первой статьи 14 и пунктами 3, 7 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1 соответственно (письмо МЧС России, Минтруда РФ и МСЗР от 03.08.94 N 19-5-39/1-2924-18).
На день обращения с заявлением о выдаче спорного удостоверения истец как сын умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, достиг возраста 31 года, соответственно не относится к числу лиц, имеющим право на льготы и компенсации, указанные в ст. 14 Закона РФ № 1244-1.
Доводы истца о том, что при жизни отец получал компенсацию на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с учетом истца в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона РФ №1244-1, суд не считает возможным положить в основу решения, удовлетворяющего исковые требования.
Согласно ч.1 ст. 15 Закона РФ №1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона.
Согласно п.3 ч.1 ст. 13 Закона РФ №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Согласно п.3 ч.1 ст. 14 Закона РФ №1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Исходя из анализа вышеизложенных норм закона, суд приходит к выводу, что меры социальной поддержки в соответствии с Законом РФ №1244-1 предоставляются только лицам, имеющим специальное удостоверение, так как назначение мер социальной поддержки подзаконный нормативный акт (Порядок) напрямую связывает с наличием удостоверения.
Исходя из этого льгота по оплате за жилое помещение и пользование коммунальными услугами, установленная ст. 14 Закона РФ №1244-1, на членом семьи граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, не распространяется.
Вне зависимости от того, предоставлялась ли компенсация по оплате жилого помещения и расходов на оплату коммунальных услуг умершему ФИО1., истец правом на предоставление данной компенсации не обладает.
Данные выводу суда согласуются с Определением Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 N 186-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Стойчевой Светланы Борисовны на нарушение ее конституционных прав положениями частей первой и второй статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с п.7 Порядка №728 уполномоченный орган принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения.
При этом согласно п.8 Порядка №728 решение об отказе в выдаче удостоверения не может быть принято, если заявителем соблюдены условия, указанные в пунктах 4 или 5 настоящего Порядка. Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения оформляется распоряжением руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа.
Согласно Положения о Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства УР от 01.12.2017 N 506, Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики осуществляет функции уполномоченного исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики по оформлению и выдаче удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в соответствии с законодательством.
Отдел социальной защиты населения в Малопургинском районе является территориальным органом Минсоцполитики УР и самостоятельным юридическим лицом согласно Постановление Правительства УР от 10.10.2006 N 108 «О территориальных органах Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики».
Согласно положения о территориальных органах Минсоцполитки УР, Отдел социальной защиты населения в Малопургинском районе в соответствии с законодательством совместно с Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики участвует в осуществлении деятельности по вопросам оформления и выдачи удостоверений (дубликатов удостоверений) гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации.
Согласно Административного регламента Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Оформление и выдача специального удостоверения (дубликата удостоверения) единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного приказом Минсоцполитики УР от 11.03.2016 N 53 (далее- Административный регламент).
Согласно Административного регламента:
при личном обращении заявителя (его представителя) в Министерство или территориальный орган специалист Министерства (специалист территориального органа) дает подробную информацию о порядке предоставления государственной услуги, разъясняет вопросы, вызывающие наибольшие трудности (п.16),
предоставление государственной услуги осуществляется Министерством и территориальным органом по месту жительства заявителя (п.21),
Министерство принимает решение о выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) либо решение об отказе в выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) (п.22);
Территориальный орган информирует граждан о порядке предоставления государственной услуги;
осуществляет прием и проверку документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и направляет документы в Министерство;
оформляет и выдает заявителю (его представителю) удостоверение (дубликат удостоверения) (п.23),
для выдачи удостоверения территориальному органу по месту жительства заявителя необходимы следующие документы (сведения), представляемые заявителем или его представителем самостоятельно в подлинниках или в копиях с предъявлением оригиналов, в электронной форме через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", государственную информационную систему Удмуртской Республики "Портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг:
1) заявление по форме согласно приложению 2 к настоящему Административному регламенту;
2) паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (иные основные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации); для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении;
3) согласие на обработку персональных данных по форме согласно приложению 2 к Порядку и условиям оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным приказом от 11 апреля 2006 года N 228/271/63н;
4) документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы) в зонах радиоактивного загрязнения: выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, или иные документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения (п.34),
основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие у заявителя права на получение государственной услуги в соответствии с законодательством (п.45).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом разъяснены сторонам процессуальные права и обязанности, распределено бремя доказывания, в соответствии с которым истец обязан был доказать, в том числе, факт обращения к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения.
Однако истцом доказательства обращения к ответчикам с заявлением о выдаче удостоверения суду не представлены.
Ответ территориального органа, данный истцу -Дата-, фактически является ответом на обращение истца, а не на заявление, поданное в соответствии с Административным регламентом.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что требования Ичетовкина А.Н. к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Отделу социальной защиты населения в Малопургинском районе об оспаривании отказа в выдаче удостоверения, понуждении принять решение о выдаче удостоверения, оформить и выдать удостоверение не подлежат удовлетворению, поскольку у истца отсутствует право на получение спорного удостоверения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Ичетовкина А.Н. к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Отделу социальной защиты населения в Малопургинском районе об оспаривании отказа в выдаче удостоверения, понуждении принять решение о выдаче удостоверения, оформить и выдать удостоверение - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г. Ижевска.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 30 апреля 2021 года.
Судья Сентякова Н.А.