Дело №2-3421/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Емельяново 14 сентября 2015 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.,
при секретаре Рудикове С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева Н.В. об обжаловании решения МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Васильева Н.В. обратилась в суд с заявлением об обжаловании решения МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в п.г.т.Емельяново, площадью <данные изъяты> кв.м. согласно прилагаемой к заявлению план-схеме. Согласно ответу МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» <адрес>, заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку согласно утвержденным правилам землепользования и застройки, документам градостроительного зонирования, генеральному плану застройки и развития территории, к испрашиваемому земельному участку отсутствует самостоятельный подъезд. Заявитель считает указанный ответ незаконным, просит признать отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать Васильева Н.В. схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории.
В судебное заседание Васильева Н.В., не явилась, была извещена, доверила представлять свои интересы представителю.
В судебном заседании представитель заявителя – ФИО3 (действующий по доверенности) поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.
В судебном заседании представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» - ФИО4, действующая по доверенности, заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ (действующей на день обращения заявителя в орган местного самоуправления) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2).
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
Таким образом, процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов:
подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;
заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Действующим на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 39-189Р утверждено Положение о порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования <адрес> (далее - Положение, утвержденное <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 39-189Р), в соответствии с которым рассмотрение заявлений по вопросам утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в процессе образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возлагается на МКУ "УправЗем" (п. 3.2).
Отдел архитектуры, входящий в МКУ "УправЗем", рассматривает заявление, после чего руководитель МКУ "УправЗем" утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории или готовит мотивированный отказ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в течение 30 дней со дня поступления заявления (п. 5.1.1.).
Пунктом 5.1.2. Положения, утвержденного <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 39-189Р, определен перечень необходимых документов, предоставляемых заявителем для утверждения схемы.
Согласно пункту 5.2. Положения, утвержденного <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 39-189Р, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является отсутствие документов, указанных в п. 5.1.2 настоящего Положения, несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Васильева Н.В. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 4 года земельного участка в <адрес>, площадью 800 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, согласно прилагаемой схемы( кадастровый номер соседнего земельного участка №
Письмом и.о. начальника отдела архитектуры МКУ "УправЗем" от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было сообщено, что согласно утвержденным правилам землепользования и застройки, документам градостроительного зонирования, генеральному плану застройки и развития территории, к испрашиваемому земельному участку отсутствует самостоятельный проезд, в связи с чем, данный участок предоставлению для заявленных целей не подлежит.
Вместе с тем, в материалы дела органом, чьи действия оспариваются, не представлены доказательства отсутствия самостоятельного подъезда к испрашиваемому заявителем земельному участку.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, достоверно свидетельствующих об отсутствии самостоятельного подъезда к испрашиваемому земельному участку, тогда как ст. 249 ГПК РФ предусмотрена обязанность именно МКУ "УправЗем" как органа местного самоуправления, принявшего оспариваемое решение, по доказыванию законности принятого решения, суд полагает возможным согласиться с заявленными требованиями, признав незаконным отказ и.о. начальника отдела архитектуры МКУ "УправЗем" в предоставлении земельного участка заявителю.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными действия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», выраженные в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Васильева Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу вернуться к рассмотрению заявления Васильева Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева