Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7245/2015 ~ М-6304/2015 от 22.07.2015

Дело № 2-6879/31-2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2015 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Керна А.С., Горелова О.О. о признании отказов Администрации Петрозаводского городского округа в принятии решения об утверждении схемы расположения земельных участков и в предварительном согласовании предоставления земельных участков незаконным,

                                                   у с т а н о в и л:

Керн А.С. и Горелов О.О. обратились в суд с заявлением об оспаривании решений Главы Петрозаводского городского округа по их заявлениям о предварительном согласовании предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для дальнейшего предоставления в собственность членам многодетной семьи, утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , рассмотрении предложений об изменении границ территориальной зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами <адрес>. Заявителям письмами от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельных участков и предварительном согласовании предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство отказано. Письмами от ДД.ММ.ГГГГ на требования об изменении границ территориальной зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами <адрес> сообщено, что аналогичные предложения в ДД.ММ.ГГГГ рассматривались комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г.Петрозаводска и были отклонены. Заявители просят признать недействительными решения Главы Петрозаводского городского округа Республики Карелия, изложенные в письмах от ДД.ММ.ГГГГ на имя Горелова О.О. и № на имя Керн А.С., содержащие отказ в утверждении схемы расположения земельных участков и предварительном согласовании предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство; обязать Главу Петрозаводского городского округа Республики Карелия принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков по заявлениям Керна А.С. и Горелова О.О. от ДД.ММ.ГГГГ и утвердить прилагаемую к заявлению схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

В судебном заседании заявители и их представитель Кусакин Б.В. требования поддержали.

Глава Петрозаводского городского округа в суд представителя не направил, согласно возражениям на заявление с жалобами не согласен.

Суд, заслушав заявителей, их представителя, исследовав материалы гражданского дела, полагает заявления подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Керн А.С. и Горелов О.О. имеют право на первоочередное приобретение земельного участка как члены многодетных семей без процедуры торгов, указанное обстоятельство заинтересованным лицом не оспорено. Ими выбрано местоположение земельных участков <адрес>, где были ранее сформированы и предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для дальнейшего предоставления в собственность членам многодетной семьи, утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , площадью <данные изъяты> кв.м. для дальнейшего предоставления в собственность членам многодетной семьи после изменения вида разрешенного использования участка, рассмотрении предложений об изменении границ территориальной зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в районе <адрес>.

Глава Администрации Петрозаводского городского округа на заявления Керна А.С. и Горелова О.О. от ДД.ММ.ГГГГ направил им письма от ДД.ММ.ГГГГ с сообщением о том, что аналогичные предложения (об изменении границ территориальной зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами <адрес>) в ДД.ММ.ГГГГ рассматривались комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г.Петрозаводска и были отклонены. ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к письмам от ДД.ММ.ГГГГ направлены письма, которыми отказано в утверждении схемы расположения земельных участков и предварительном согласовании предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство со ссылкой на то, что порядок предоставления заявителям в собственность земельных участков определен Законом РК от 30.11.2011 года №1560-ЗРК, что исключает применение порядка, на который в заявлении ссылаются заявители, предусмотренный ст. 39.14 ЗК РФ. Испрашиваемые земельные участки находятся в рекреационной зоне прибрежных территорий, в перечне основных видов разрешенного использования земельных участков указанной зоны такой вид разрешенного использования как «индивидуальные жилые дома» отсутствует. Поскольку Администрация не считает возможным внесение изменений в Правила землепользования и застройки Петрозаводского городского округа в части изменения рекреационной зоны прибрежных территорий за зону застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, не усматривается оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Письменный отказ также содержит ссылку на пп. 14 ст. 39.16 ЗК РФ как на основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка (установленное разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении).

Отказ Главы Петрозаводского городского округа и Администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельных участков препятствует реализации прав заявителей на получение земельных участков.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 258 ГПК РФ).

Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, к ним отнесено предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно п.19 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), предоставление земельных участков указанным гражданам осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, вправе обеспечить подготовку и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно указанным гражданам при отсутствии заявления заинтересованного лица.

Соответствующий Закон Республики Карелия от 30.11.2011 N 1560-ЗРК (ред. от 07.04.2014) «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия принят ЗС РК до внесения изменений в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) комплексных изменений, в том числе в части предоставления возможности предварительного согласования предоставления земельного участка, соответственно возможность такого согласования не предусматривает.

Согласно подлежащей применению к данному спорному правоотношению статье 39.14 ЗК РФ установлен следующий порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов:

подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из ряда приведенных оснований, в том числе того, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования в случае не соответствия видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Согласно статья 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из указанных оснований, в том числе: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Обжалуемые заявителями ответы Главы Петрозаводского городского округа на их обращения от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют приведенным выше нормам права. Указание на то, что положения ст. 39.14 ЗК РФ в отношении заявителей не подлежат применению в связи с действием на территории Республики Карелия Закона РК от 30.11.2011 года №1560-ЗРК основаны на ошибочном толковании закона по приведенным выше основаниям. То обстоятельство, что, испрашиваемые земельные участки находятся в рекреационной зоне прибрежных территорий, в перечне основных видов разрешенного использования земельных участков указанной зоны такой вид разрешенного использования как «индивидуальное строительство» отсутствует, само по себе не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Письменные отказы содержат ссылку на пп. 14 ст. 39.16 ЗК РФ как на основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка (установленное разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении). Из приведенных выше норм права следует, что это основание исключено из перечня оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Из ответов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фактически требование заявлений от ДД.ММ.ГГГГ о внесение изменений в Правила землепользования и застройки Петрозаводского городского округа в части изменения рекреационной зоны прибрежных территорий на зону застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами <адрес> и утверждении схемы расположения земельного участка не рассматривались, решение по ним не принималось, основания отказа в удовлетворении заявлений в части этих требований не обозначены. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обращения заявителей от ДД.ММ.ГГГГ частично не рассмотрены в том порядке, который предусмотрен для разрешения этих обращений, частично вынесен без учета изменений земельного законодательства. С учетом установленного земельным законодательством принципа открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков, отказ в удовлетворении заявлений Керна А.С. и Горелова О.О. не может носить произвольный, немотивированный характер. Земельный кодекс Российской Федерации определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости немотивированного отказа в предоставлении земельных участков, тем более, что такой отказ не содержит предусмотренных законом оснований для отказа в его удовлетворении. При таких обстоятельствах принятые Главой Петрозаводского городского округа решения, оформленные письмами от ДД.ММ.ГГГГ на имя Горелова О.О. и на имя Керн А.С., а также письмами от ДД.ММ.ГГГГ на имя заявителей, суд находит незаконным, нарушающим законные права заявителей.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», применимого по аналогии к регулированию схожих отношений по рассмотрению заявлений Керна А.С. и Горелова О.О., при рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Объективные препятствия для совершения указанных действий Администрацией не приведены, заявления по существу не рассмотрены, предусмотренные законом основания для отказа не приведены, в связи с чем суд считает возможным удовлетворить заявленные требования и обязать Администрацию устранить нарушение прав заявителя путем рассмотрения заявлений Керна А.С. и Горелова О.О. от ДД.ММ.ГГГГ по существу в установленный для их разрешения законом срок с момента вступления решения суда в законную силу. Восстановление нарушенных прав путем понуждения Главы Петрозаводского городского округа Республики Карелия принять решение о предварительном предоставлении земельных участков по заявлениям Керна А.С. и Горелова О.О. от ДД.ММ.ГГГГ (в заявлениях ошибочно указано от ДД.ММ.ГГГГ года) и утверждении прилагаемой к заявлениям схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории суд находит преждевременным, поскольку в связи с безосновательным отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка предложенные к утверждению схемы земельных участков заинтересованным лицом не были проверены на предмет соответствия закону (ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ), решения об этом не выносились и не оформлялись.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу заявителей подлежит взысканию расходы по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 254-258ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными отказы Администрации Петрозаводского городского округа в принятии решений об утверждении схемы расположения земельных участков и в предварительном согласовании предоставления земельных участков по заявлениям Керн А.С., Горелова О.О. от ДД.ММ.ГГГГ года.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа рассмотреть по существу заявления Керн А.С., Горелова О.О. от ДД.ММ.ГГГГ года.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа расходы по оплате государственной пошлины в пользу Керн А.С., Горрелова О.О. по <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Тарабрина Н.Н.

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 199 ГПК РФ 14.08.2015 года

2-7245/2015 ~ М-6304/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Керн Алексей Святославович
Другие
Глава Петрозаводского городского окуруга
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
22.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2015Передача материалов судье
22.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2015Судебное заседание
14.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее