Дело № 2 - 564 /2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Комив составе председательствующего судьи Слободянюк Т.А.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
с участием помощника прокурора Питашука Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Визинга
02 ноября 2011 года дело по иску прокурора Сысольского района к администрации МО МР «Сысольский» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сысольского района, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов Киневой Е.М., обратился в суд с иском к администрации МО МР «Сысольский» о предоставлении жилого помещения. В заявлении прокурор указал, что прокуратурой Сысольского района рассмотрено обращение Киневой Е.М. по факту не предоставления жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании помощник прокурора Сысольского района РК Питашук Д.М. поддержал заявленные прокурором требования в полном объеме. Просит обязать администрацию МО МР «Сысольский» предоставить Киневой Е.М. вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на условиях договора социального найма, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, общей площадью не менее 33 кв. м.
Привлеченная к участию в деле в качестве истца Кинева Е.М. требования прокурора поддержала.
Представитель администрации МО МР «Сысольский» (по доверенности) Беляев А.Н. с требованиями прокурора не согласился. Суду пояснил, что согласно постановлению администрации муниципального района «Сысольский» от 28.04.2011 № 4/220 «О включении граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма» истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, номер очередности учетного дела за №___. Кроме того, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, является полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами субъекта РФ и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением порядка наделения их соответствующими полномочиями. Размер субвенций, предоставленный Республикой Коми органу местного самоуправления, не позволяет в полном объеме обеспечить детей-сирот жилыми помещениями, в связи с чем администрация МР «Сысольский» является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Просит в иске отказать.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Кинева Е.М., **** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать – ,,,,, умерла ****, отец – ,,,,, в отношении дочери лишен родительских прав решением Сысольского федерального районного суда от ****.
В **** Кинева Е.М. окончила <____> №___ <____> Республики Коми на базе основного общего образования с получением начального профессионального образования.
Согласно информации Агентства Республики Коми по социальному на основании приказа Агентства РК по соцразвитию от 05.11.2009 № 1626 Кинева Е.М. состояла на учете в Агентстве Республики Коми по социальному развитию в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда в Республике Коми под №___.
В 2011 году в связи с принятием Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» документы на Киневу Е.М. Агентством РК по соцразвитию были переданы в администрацию МО МР «Сысольский» с целью постановки ее на учет.
Согласно материалам учетного дела №___ установлено, что в списке категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда Кинева Е.М. состоит на учете по<____>.
Сысольский отдел Управления Росреестра по Республике Коми письмом от **** №___ уведомил об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах Киневой Е.М. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В соответствии с ч. 3 указанной статьи малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
На основании п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно положениям ст. 8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Из ст. 13 ЖК РФ следует, что к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Закона РК № 54-РЗ от 04.07.2006 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются гражданам льготных категорий на основании решений уполномоченных органов по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Коми № 54-РЗ определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным Кодексом (ст.1, 10 Закона).
Согласно ст. 1 Закона РК от 22.11.2010 № 139-РЗ" О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" с 01 января 2011 года органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В настоящее время полномочия по предоставлению жилых помещений сиротам в порядке реализации имеющихся у них льгот на территории Сысольского района возложены на администрации муниципальных образований муниципальных районов.
Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения суд считает необходимым возложить на администрацию МО МР «Сысольский», при этом доводы, изложенные в возражениях на иск, не могут быть приняты во внимание, так как право Киневой Е.М., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на льготу в виде получения жилья из муниципального жилищного фонда вне очереди, не может быть поставлено в зависимость от выделения бюджетом Республики Коми средств на эти цели.
В судебном заседании ответчиком не представлены доказательства того, что Киневой Е.М. предоставлено жилое помещение в порядке реализации ст. 57 ЖК РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании вышеизложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению, при определении размера жилого помещения, которое следует предоставить Киневой Е.М., суд учитывает положения ст.10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Сысольского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Сысольский» предоставить Киневой Е.М. жилое помещение в с. Визинга Сысольского района Республики Коми на условиях социального найма вне очереди на состав семьи 1 человек, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено представление в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы и представления через Сысольский районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 07 ноября 2011 года.
Судья Т.А. Слободянюк
Копия верна.
Судья Т.А.Слободянюк