Дело № 2-47/2022
УИД 70RS0002-01-2021-004281-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2022 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Родичевой Т.П.,
помощник судьи Андросюк Н.С., при секретаре Ильиной И.Н.,
с участием представителя истца Думлер Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Томский политехнический техникум» о возложении обязанности обеспечить оборудование входа в здание специальным сооружением, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильным группам населения,
установил:
прокурор Ленинского района г. Томска, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Томский политехнический техникум» (далее – ОГБПОУ «Томский политехнический техникум»), в котором с учетом уточнения заявленных требований просит обязать ответчика не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оборудование входа в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Смирнова, д. 44, специальным сооружением, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильным группам населения, в том числе, инвалидам, пользующимся креслами-колясками.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что прокуратурой Ленинского района г. Томска осуществлен мониторинг соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильным группам населения к объектам социальной инфраструктуры. ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» является образовательным учреждением, образовательная деятельность осуществляется по адресу: г. Томск, ул. Смирнова, д. 44. Услугами ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» непрерывно пользуется неопределенный круг лиц. Предусмотренная действующим законодательством система гарантий направлена на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. На момент проверки, проведенной прокуратурой района 11.08.2021, 01.10.2021 установлено, что вход в здание образовательного учреждения оборудован ступеньками, что полностью исключает возможность доступа инвалидов, пользующихся креслами-колясками, к данному объекту. Беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями к объекту социальной инфраструктуры надлежащим образом на момент проведения проверки не обеспечен. Таким образом, ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» обязано при осуществлении своей деятельности обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения путем установки на входе в здание специального сооружения, обеспечивающего беспрепятственный доступ в здание. В целях устранения указанного нарушения 13.08.2021 прокурором района внесено представление, вместе с тем, в установленный законом срок нарушение закона не устранено, действенных мер по урегулированию ситуации не принято. Неисполнение ответчиком требований законодательства об обеспечении маломобильным группам населения доступности к объектам социального и иного назначения затрудняет и делает невозможным доступ неопределенному кругу граждан с ограниченными возможностями (инвалидам) к объекту социального назначения, тем самым нарушаются их права на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их конституционных прав и свобод.
Определением Ленинского районного суда г. Томска от 03.11.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент профессионального образования Томской области.
Определением Ленинского районного суда г. Томска от 24.11.2021 (протокольным) к участию в деле в качестве соответчика привлечена Томская область в лице администрации Томской области.
Определением Ленинского районного суда г. Томска от 11.01.2022 (протокольным) произведена замена ответчика Томской области в лице администрации Томской области на Томскую область в лице Департамента профессионального образования Томской области.
Определением Ленинского районного суда г. Томска от 07.02.2022 принят отказ прокурора Ленинского района г. Томска от исковых требований к Томской области в лице администрации Томской области, Томской области в лице Департамента профессионального образования о возложении обязанности не позднее 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» для осуществления мероприятий по обеспечению мероприятий по оборудованию входа в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Смирнова, д. 44, специальным сооружением, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильным группам населения, в том числе, инвалидам, пользующихся креслами-колясками; производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель истца старший помощник прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г. в судебном заседании заявленные требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» Лапа М.Л., действующая на основании доверенности № 42 от 15.12.2021 сроком на 1 год, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие. В представленном письменном отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Однако в связи с тем, что устройство пандуса требует финансовых и временных затрат в связи с необходимостью разработки проектно-сметной документации, проверки правильности применения сметных нормативов, при этом, строительство пандуса по техническим основаниям возможно после таяния снега, просила определить срок для совершения действия по оборудованию специальным сооружением входа в здание по адресу: г. Томск, ул. Смирнова, д. 44, до 31.10.2022.
Представитель третьего лица Департамента профессионального образования Томской области Сукач А.А., действующий на основании доверенности от 16.11.2021 № 65-6294 сроком на 1 год, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства спора, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. В представленном письменном отзыве указал, что Законом Томской области «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» не предусмотрены бюджетные ассигнования на оборудование специальным сооружением, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильным группам населения, пользующимся креслами-колясками, входа в здание по адресу: г. Томск, ул. Смирнова, д.44, в связи с чем ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» не сможет произвести такие расходы в 2021 году за счет средств областного бюджета. Относительно последующих финансовых годов указал, что выделение ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» соответствующих бюджетных ассигнований зависит также от иных участников бюджетного процесса, в состав которых входят, в том числе, Департамент финансов Томской области и Законодательная Дума Томской области. Кроме того, в принятии соответствующих решений участвует Департамент архитектуры и строительства Томской области, формируемая им межведомственная комиссия, а также формируемая Губернатором Томской области бюджетная комиссия.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья (статья 41), провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2), гарантирована государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (статья 45), социальная защита и социальное обеспечение отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72).
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов государства-участники, в число которых входит и РФ, принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
В статье 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» закреплено понятие социальной защиты инвалидов, под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества
Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Частью 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено, что положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Вместе с тем, указание на применение положений ч. 1 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или реконструированным объектам не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, в связи с чем действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Так, в силу п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, подпунктом «а» пункта 3 которого предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден Свод правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», согласно п.п. 4.4, 6.1.1 которого в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации. В общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» является профессиональной образовательной организацией, ее основной целью деятельности является подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, для реализации которой учреждение осуществляет образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования. Учредителем учреждения является Томская область, которая является собственником имущества учреждения. От имени Томской области функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Департамент профессионального образования Томской области. Имущество учреждения является государственной собственностью Томской области и принадлежит учреждению на праве оперативного управления. Источниками формирования имущества Учреждения в денежной и иных формах являются: субсидии, предоставляемые Учреждению из областного бюджета на финансовое обеспечение им государственного задания и на иные цели; доходы Учреждения, полученные от осуществления приносящей доходы деятельности; добровольные имущественные взносы и пожертвования; другие, не запрещенные законом поступления (пункты 1.1, 1.4, 1.5, 2.1, 2.2, 3.1, 3.4 Устава ОГБПОУ «Томский политехнический техникум»).
На основании поручения прокуратуры г. Томска прокуратурой Ленинского района г.Томска проведена выездная проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов при осуществлении деятельности по оказанию образовательных услуг ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» по адресу: г. Томск, ул. Смирнова, д. 44. На момент проведения визуального обследования 11.08.2021 вход в помещение по указанному адресу не оборудован способом, обеспечивающим доступ в помещение маломобильных категорий граждан. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 11.08.2021 и приложенными к нему фотоматериалами.
В целях устранения данного нарушения 13.08.2021 в адрес ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» прокурором Ленинского района г. Томска вынесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, в котором выставлено требование принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и недопущению подобных нарушений впредь, а о результатах принятых мер в месячный срок сообщить прокурору.
17.09.2021 ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» в адрес прокурора Ленинского района г. Томска направлено письмо № 1377 о рассмотрении представления, в котором сообщено, что техникумом утвержден План мероприятий по обеспечению архитектурной доступности зданий профессиональных образовательных организаций и общежитий для обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья трех нозологических групп (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата) на 2021-2026 годы, где в числе прочих мероприятий предусмотрен монтаж пандуса в срок до конца августа 2023 года.
Из акта проверки от 01.10.2021 с приложенными фотоматериалами следует, что на момент проведения визуального обследования 01.10.2021 вход в помещение ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» по адресу: г. Томск, ул. Смирнова, 44, по-прежнему не оборудован специальным сооружением, обеспечивающим доступ в помещение маломобильных категорий граждан.
Таким образом, в ходе проведенной прокурорской проверки на соблюдение требований законодательства о защите прав инвалидов при осуществлении деятельности по оказанию образовательных услуг ОГБПОУ «ТПТ» по адресу: г. Томск, ул. Смирнова, д. 44, установлено, что беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями к объекту социальной инфраструктуры надлежащим образом на момент проведения проверки не обеспечен. Данное обстоятельство сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости обеспечения маломобильным группам населения, в том числе, инвалидам, пользующимся креслами-колясками, беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» путем оборудования входа в здание по адресу: г.Томск, ул. Смирнова, д. 44, специальным сооружением, поскольку отсутствие условий для беспрепятственного доступа нарушает права неопределенного круга лиц – детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в связи с чем исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска подлежат удовлетворению.
Относительно заявленного прокурором Ленинского района г. Томска срока по обеспечению оборудования входа в здание образовательного учреждения специальным сооружением, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильным группам населения, – 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит обоснованным, достаточным для исполнения, в связи с чем требование в указанной части также подлежит удовлетворению.
Ссылка представителя ответчика ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» на обстоятельства наличия значительных временных и финансовых затрат, требующихся для совершения действий по оборудованию входа в здание специальным сооружением, не принимается судом во внимание как не подкрепленная какими-либо доказательствами. При этом, исполнение обязанности по несению бремени содержания государственного имущества, в том числе, по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, законодатель не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия необходимых финансовых ресурсов.
Кроме того, суд обращает внимание, что ответчик впоследствии не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда при наличии соответствующих доказательств, подтверждающих невозможность его исполнения в установленный судом срок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 196-199, 193 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Томский политехнический техникум» о возложении обязанности обеспечить оборудование входа в здание специальным сооружением, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильным группам населения удовлетворить.
Обязать областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Томский политехнический техникум» не позднее 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оборудование входа в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Смирнова, д. 44, специальным сооружением, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильным группам населения, в том числе, инвалидам, пользующимся креслами-колясками.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий: Т.П. Родичева
Мотивированный текст решения суда составлен 14.02.2022.