Дело № 2-2145/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Литвиненко С.К.,
при секретаре Граматчиковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 22 декабря 2014 года дело по иску Занина А.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ********** Республики Коми о зачислении периода работы в общий трудовой стаж,
У С Т А Н О В И Л:
Занин А.В. обратился в суд с иском к ответчику с требованием обязать включить в общий трудовой стаж период отбывания наказания по приговору Печорского городского народного суда Коми АССР от **.**.**. в виде исправительных работ с **.**.**. по **.**.**. В обоснование требований указал, что **.**.**. он был осужден Печорским городским народным судом Коми АССР по **** УК РСФСР к **** исправительных работ по месту работы, с удержанием ****% из заработной платы в доход государства. Наказание отбывал по месту основной работы – Печорский дистанции сигнализации и связи Северной железной дороги в качестве электромонтера связи мастерских дистанции, и с предприятия не увольнялся. Наказание было отбыто полностью.
В соответствии с редакцией ст. 94 ИТК РСФСР, действовавшей в период отбывания наказания, время отбывания наказания в виде исправительных работ не засчитывалось в общий трудовой стаж.
Законом РФ от 12.06.1992г. №2988-1 «О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, УК РСФСР и УПК РСФСР» были внесены изменения в ст. 94 ИТК РСФСР, которыми были устранены ограничения в части включения периода отбывания наказания в виде исправительных работ в общий трудовой стаж.
Часть 4 ст.30 Федерального закона от 27.11.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает периоды, включаемые в общий трудовой стаж, и определяет его как продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002 года.
В соответствии с ч.9 ст.30 Федерального закона от 27.11.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По мнению истца, период отбывания наказания в виде исправительных работ по месту работы, с удержанием ****% из заработной платы в доход государства с **.**.**. по **.**.**., должен быть включен в общий трудовой стаж.
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения в суд.
В судебном заседании истец, на требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела. Прислали письменный отзыв, в котором требования истца не признают и просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д.13-14).
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что по приговору Печорского городского народного суда Коми АССР от **.**.**. истец в период с **.**.** по **.**.** отбывал наказание в виде исправительных работ по месту работы (л.д.9).
Указанный период не был зачтен в его общий и непрерывный трудовой стаж, о чем имеется соответствующая справка, уточняющая стаж работы в РКС (МКС), необходимый для назначения льготной пенсии.
Доводы истца, о необходимости включения данного периода в общий трудовой стаж, дающий право для назначения пенсии, так как он работал по основному месту работы, а измененное законодательство предоставило возможность включения данного периода в общий трудовой стаж, судом отклоняются по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.
В соответствии с пунктом 6 раздела II вышеуказанных Правил, который называется "Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж", основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Наказание в виде исправительных работ до вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливалось Уголовным кодексом РСФСР (статья 27) и отбывалось осужденными, как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведавшими исполнением данного вида наказания, в порядке, определяемом Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.
По общему правилу, которое устанавливалось статьей 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке.
Однако, при условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда в порядке, который устанавливался статьей 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
Истец пояснил, что первую трудовую книжку он утерял, потом восстанавливал. С заявлением в суд, о зачете периода исправительных работ в трудовой стаж, в порядке, предусмотренном статьей 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, не обращался, так как был молод, и о пенсии не задумывался.
Из справки, уточняющей стаж работы в РКС (МКС), необходимый для назначения льготной пенсии, следует, что трудовая деятельность истца с 23.02.1979г. по 23.02.1980г. является периодом исправительных работ по месту работы (л.д.4-5).
В суд для решения вопроса о включении времени отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж в порядке статьи 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, истец не обращался, соответствующего определения суда не имеется, что и не оспаривается истцом.
Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" часть 4 статьи 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР изложена в новой редакции, согласно которой время отбывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2989-1 указанный Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением изменений в статью 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР.
Поскольку ни сам Закон Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2988-1, ни Постановление Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие указанного Закона Российской Федерации, не содержат указаний о придании Закону обратной силы, время отбывания исправительных работ без лишения свободы подлежит включению в общий трудовой стаж осужденного в том случае, когда этот период работы имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2988-1, а именно, после 21 июля 1992 г. - даты официального опубликования настоящего Закона.
Занин А.В. отбывал наказание в виде исправительных работ с **.**.** по **.**.** г., и в соответствии с действующей на тот момент редакцией части 4 статьи 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий и непрерывный трудовой страж осужденного не засчитывалось независимо от того, уплачивались или нет за осужденного взносы на государственное социальное страхование.
Таким образом, требования истца не основаны на законе, и удовлетворению не подлежат.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на которых истец настаивал в ходе судебного заседания (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Занина А.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ********** Республики Коми о зачислении в общий трудовой стаж периода отбывания наказания по приговору Печорского городского народного суда Коми АССР от **.**.**. в виде исправительных работ с **.**.**. по **.**.**. работы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья - С.К. Литвиненко
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2014 года.