Решение по делу № 3а-357/2019 от 14.11.2019

Дело № 3а-357/2019

УИД 76OS0000-01-2019-000353-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль                                                   2 декабря 2019 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,

при секретаре Амелиной Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маркелова Сергея Николаевича об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,

установил:

Маркелов С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 870 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажные наземные, подземные и полуподземные гаражи – стоянки, гаражные комплексы, открытые автостоянки, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 566 000 рублей.

Заявление обосновано тем, что Маркелов С.Н. является собственником указанного земельного участка и плательщиком земельного налога. Административным истцом проведена оценка рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету, выполненному ООО «Ярэксперт» (далее – Отчет), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 24 июля 2015 года составляет 566 000 рублей.

Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости, установленная на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля – Залесского Ярославской области, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года № 704-п, составляет по состоянию на 24 июля 2015 года 1 136 550, 60 рубля.

В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности Ткачев К.В. административный иск поддержал.

Административные ответчики Управление Росреестра по Ярославской области и ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра в письменных отзывах на административный иск оставили его разрешение на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в письменном отзыве на административный иск просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на отсутствие в материалах дела достоверных доказательств размера рыночной стоимости земельного участка, определенной на дату установления его кадастровой стоимости.

Административный ответчик Правительство Ярославской области, заинтересованное лицо мэрия города Ярославля своих представителей в судебное заседание не направили, правовой позиции по заявленным требованиям в письменном виде не представили суду.

Заслушав представителя административного истца, свидетеля ФИО 1 исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление Маркелова С.Н. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях – статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

Суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Поскольку оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость земельного участка установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применят положения Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Судом установлено, что Маркелову С.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 870 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажные наземные, подземные и полуподземные гаражи – стоянки, гаражные комплексы, открытые автостоянки, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 390, пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

     В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Решением муниципалитета города Ярославля от 07.11.2005 года N 146 на территории города Ярославля установлен земельный налог, налоговые ставки земельного налога установлены в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога являются публичными. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Маркелов С.Н. в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Земельный участок административного истца с кадастровым номером не вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля - Залесского Ярославской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года № 704-п.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером является 24 июля 2015 года.

Согласно положениям части 1 и части 2 статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определялась на 24 июля 2015 года в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, действовавшими до 28 февраля 2019 года, на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года № 704-п.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2015 года составила 1 136 550, 60 рубля

Административным истцом представлен Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2015 года установлена в размере    566 000 рублей.

В результате исследования Отчета, с учетом показаний оценщика ФИО 1 допрошенной судом в качестве свидетеля, суд приходит к выводу о том, что Отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Оценщиком рассчитана рыночная стоимость объекта сравнительным подходом, в ходе которого оценщик подбирала объекты-аналоги с известными ценами их предложений; сравнивала их с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляла различия объектов по этим факторам и корректировала цену объектов – аналогов по выявленным различиям.

Все выводы оценщика полно и подробно в Отчете изложены, подтверждены сведениями об оцениваемом земельном участке и об объектах – аналогах, обоснованность данных выводов сомнений не вызывает.

В возражениях на Отчет Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области приводит доводы о том, что оценщиком при отборе аналогов неверно определен сегмент рынка, к которому относится земельный участок административного истца: оценщик отнесла данный участок к сегменту рынка земельных участков производственно – складского назначения, тогда как верным при отборе объектов – аналогов было выбирать земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок.

В связи с этим, Департамент в возражениях приводит сведения о двух объектах, предложения о продаже которых имелись на дату оценки и которые имели вид разрешенного использования, связанный с размещением объектов автотранспорта.

Суд не находит оснований согласиться с данными возражениями и полагает, что сегмент рынка, к которому относятся земельные участки административного истца, в целях расчета их рыночной стоимости определен оценщиком верно.

Из Отчета об оценке и из дополнительных пояснений оценщика ФИО 1 данных ею в судебном заседании, следует, что земельные участки административного истца имеют назначение, связанное с хранением автомобилей в личных целях, тогда как земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок, предполагают оказание платных услуг по хранению автомобилей иных владельцев.

Суд находит данные выводы оценщика верными, они полностью соответствуют тем видам разрешенного использования, которые имеют оцениваемые объекты.

В свою очередь, доводы Департамента обоснованности данных выводов не опровергают.

Кроме того, в дополнительных письменных пояснениях оценщиком приведены сведения о рыночной стоимости 1 кв.метра земельных участков для размещения временных автостоянок. Анализ данной информации указывает на то, что полученная в Отчете величина рыночной стоимости объекта административного истца сопоставима со стоимостью данных объектов.

Заинтересованное лицо указывало также на нарушение оценщиком пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N 611, что выразилось в отсутствии анализа сведений обо всех предложениях с земельными участками, относящимися к рынку земельных участков производственно – складского назначения, которые имелись на дату оценки.

В подтверждение своих доводов заинтересованное лицо приводит сведения о двух предложениях по продаже земельных участков, имеющихся в общедоступных источниках.

Указанные предложения в дополнительных письменных пояснениях и в судебном заседании проанализированы оценщиком:

Так, извещение о продаже земельного участка на улице <адрес> не содержит всех сведений о его ценообразующих факторах; данный участок не идентифицирован оценщиком на публичной кадастровой карте. В связи с этим, не имеется возможности сопоставить его с объектом оценки, определить необходимость или отсутствие таковой для корректировки его цены.

Земельный участок по адресу: <адрес>, не сопоставим с объектом оценки по виду его разрешенного использования, поскольку предназначен для обслуживания автотранспорта

Приведенные доводы оценщика лицами, участвующими в деле, не опровергнуты.

Кроме того, суд принимает во внимание также то обстоятельство, что возражения Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в части неучета тех или иных объектов, сведения о продаже которых имелись на дату оценки, не являются доказательством несоответствия Отчета законодательству об оценочной деятельности, так как согласно пунктам 11 и 24 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N 611, оценщик исходит из принципа достаточности объема исследований. Доказательств того, что исследованного оценщиком объема рынка и использованных аналогов в расчетах было недостаточно, материалы дела не содержат.

Исследование Отчета, с учетом замечаний, принесенных на него заинтересованным лицом, указывает на то, что процесс отбора аналогов, применение к их ценам корректировок полно и подробно изложены в Отчете и являются обоснованными. Оснований полагать, что описанная выше процедура оценки привела к недостоверным выводам относительно величины рыночной стоимости земельного участка административного истца, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований не доверять выводам Отчета и установленной в нем величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости 566 000 рублей.

В связи с этим, рыночная стоимость земельного участка административного истца подлежит установлению в размере, определенном Отчетом.

Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении него рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Маркелова С.Н. подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения Маркелова С.Н. с настоящим административным иском в суд – 14 ноября 2019 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Маркелова Сергея Николаевича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 870 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – многоэтажные наземные, подземные и полуподземные гаражи – стоянки, гаражные комплексы, открытые автостоянки, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 566 000 (пятьсот шестьдесят шесть тысяч) рублей.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 566 000 (пятьсот шестьдесят шесть тысяч) рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 14 ноября 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                    Е.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2019 года

3а-357/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Маркелов Сергей Николаевич
Ответчики
Правительство Ярославской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Мэрия г. Ярославля
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Щеголькова Елена Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
16.11.2019Регистрация административного искового заявления
16.11.2019Передача материалов судье
16.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
16.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2019Судебное заседание
28.11.2019Судебное заседание
12.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее