Дело №2-725/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2013 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кигана С.В.,
при секретарях Дворцовой В.Б.,
представителя истца Андреевой Ю.А.,
представителя ответчика Молотковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Просяник И.С. к Государственному учреждению «1967 Отделение морской инженерной службы» о признании права на приватизацию и признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Просяник И.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «1967 Отделение морской инженерной службы» (далее - ГУ «1967 ОМИС») о признании права на приватизацию и признании права собственности на жилое помещение по адресу: город Мурманск, улица ***, дом ***, жилое помещение ***. В обоснование требований указала, что с 09 апреля 1993 года зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении. В 2012 году истец обратилась в ГУ «1967 ОМИС» и в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявлением о приватизации жилого помещения, однако в заключении договора приватизации отказано, так как данное жилое помещение расположено в общежитии и относится к федеральной собственности. Полагает, что данный отказ является незаконным, так как жилое помещение, которое она занимает, утратило статус специализированного, поскольку, в соответствии с законом, подлежало передаче в муниципальную собственность. Просила суд признать за ней право на приватизацию жилого помещения *** в доме *** по улице *** в г. Мурманске, и признать право собственности в порядке приватизации на вышеуказанное жилое помещение.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием представителя.
Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ 1967 ОМИС в судебном заседании полагала, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку жилое помещение является общежитием и не подлежит приватизации. Поддержала позицию, изложенную в мотивированном отзыве. Пояснила, что здание по ул.***, д. *** в г.Мурманске закреплено на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным учреждением «Военно-морское строительное управление «Севвоенморстрой» - дочерним предприятием государственного унитарного предприятия «Северо-Западное строительное управление Министерства Обороны Российской Федерации». Таким образом, ГУ «1967 ОМИС» не обладает какими-либо полномочиями в отношении здания общежития, в связи с чем, у него отсутствует право передавать федеральную собственность в собственность граждан. С момента постройки предназначение и статус спорного жилого помещения не изменялись. Факт передачи из ведомственной в муниципальную собственность не может служить основанием изменения статуса жилого помещения. Не оспаривала законность вселения истца в спорное жилое помещение. При этом полагала, что истцом утрачено право проживания в спорном жилом помещении, выделенном ему, в связи с работой в организации, входящей в структуру Минобороны России, поскольку на сегодняшний день данных о том, что истец имеет отношение к Минобороны России, не имеется.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Мурманской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направил отзыв (л.д.36-38).
Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил отзыв, в котором указал, что здание общежития по ул.***, д.*** в г.Мурманске является федеральной собственностью и закреплен за ГУ «1967 ОМИС» на праве оперативного управления, отнесен к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации (л.д. 43-44).
Представитель третьего лица - ГУПТИ Мурманской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, представил отзыв (л.д.32).
Представители третьих лиц ГУП «Севвоенморстрой» - дочернего предприятия государственного унитарного предприятия «Северо-Западное строительное управление Министерства Обороны Российской Федерации», Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, возражений не представили.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года №1541-1, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Судом установлено, что Просяник И.С. постоянно зарегистрирована с 09 апреля 1993 года по месту жительства по адресу: г. Мурманск, ул.***, д.***, жилое помещение №*** (л.д. 9, 136).
Жилое помещение, обозначенное на плане третьего этажа дома №*** по улице *** за №**, является изолированным и состоит из жилой комнаты площадью 19,5 кв.м., и вспомогательных помещений: кухни площадью 5,4 кв.м., ванной комнаты площадью 2,6 кв.м., туалета площадью 1,0 кв.м., прихожей площадью 4,5 кв.м. (л.д. 12-13).
В соответствии с решением Исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов №294-6 от 30 декабря 1987 года, в эксплуатацию было введено общежитие №*** по улице *** в городе Мурманске. Указанному объекту был присвоен городской почтовый адрес: город Мурманск, улица ***, дом ***.
Здание, расположенное по адресу: г.Мурманск, ул.***, д.***, является общежитием, находится в федеральной собственности, реестровый номер ***, дата присвоения реестрового номера – 20 февраля 2008 года, закреплено за ГУ «1967 ОМИС» на праве оперативного управления, отнесено к имуществу Вооруженных Сил РФ.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации и пунктом 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года №***, предусмотрено, что управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 года №61-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 года) определено, что имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения.
Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25 ноября 1996 года №1592, поручено Правительству Российской Федерации, в соответствии с реальной социально-экономической и военно-политической обстановкой в государстве, в срок до 01 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации №1131 от 06 октября 1999 года (действовавшее до 14 июля 2006 года) «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность», которым определены объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, в том числе жилищный фонд (социального пользования).
Порядок передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность определен постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года №235.
Из выписки из реестра федерального имущества от 11 сентября 2009 года следует, что указанное здание было передано в собственность Российской Федерации на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 и в настоящее время находится в Федеральной собственности (л.д. 20).
Таким образом, указанное здание общежития должно было быть передано в собственность либо субъекта Российской Федерации, либо в муниципальную собственность, однако этого сделано не было, в нарушение действующего на тот период времени законодательства.
В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно данной норме, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития, в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма жилого помещения в общежитиях заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Пунктом 6 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42, определено, что к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчёта не менее 6 кв.м. жилой площади на 1 человека.
В силу пункта 12 Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно пункту 14 Правил, орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.
Судом установлено, что, в связи с обязанностью передать здание по улице ***, дом *** в городе Мурманске в муниципальную собственность либо в собственность субъекта Российской Федерации, им был утрачен статус общежития. Доказательств того, что после вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, жилое помещение №***по указанному адресу в установленном законом порядке включено в число специализированных, суду не представлено.
Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилого фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договорам социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Материалами дела подтверждается, что в настоящее время здание по адресу: город Мурманск, улица ***, дом ***, являющееся федеральной собственностью, ранее находившееся у ГУП ВМСУ «Севвоенморстрой» на праве хозяйственного ведения, закреплено на праве оперативного управления за ГУ «1967 ОМИС».
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», жилое помещение №***, расположенное в доме *** по улице *** в городе Мурманске, утратило статус общежития и, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», указанное жилое помещение подлежит приватизации.
Законность вселения истца в спорное жилое помещение участвующими в деле лицами не оспаривалась и подтверждена представленными в адрес суда документами.
Судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено Просянику С.А. на основании договора найма жилого помещения, в связи с трудовыми отношениями (л.д.11). Жилое помещение в общежитии по адресу: город Мурманск, улица ***, дом ***, было предоставлено нанимателю (Просяник С.А.) на срок - «постоянно». Как следует из материалов дела и пояснений представителя истца, с 09 апреля 1993 года истец в качестве члена семьи нанимателя постоянно зарегистрирована и проживает по адресу: город Мурманск, улица ***, дом *** (л.д. 9, 136), что представителем ответчика не оспаривалось.
При этом доводы ответчика, о том, что истец утратил право пользования жилым помещением, суд находит несостоятельными, поскольку, в силу статьи 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», истец не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в соответствии с нормой, предусматривающей, что граждане, которые проживают в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, закрепленное Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года, по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в Законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права, соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Доказательств того, что истец не имеет права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, ответчиком суду не представлено, а судом не добыто.
При этом суд полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ГУ 1967 ОМИС, поскольку объект недвижимого имущества, расположенный в городе Мурманске по улице ***, дом ***, закреплен за ГУ 1967 ОМИС на праве оперативного управления.
То обстоятельство, что ГУ 1967 ОМИС не предпринимает мер к государственной регистрации права оперативного управления, не является основанием для признания его ненадлежащим ответчиком по делу либо замене ответчика.
Занимаемое истцом жилое помещение является изолированным, состоит из жилой комнаты и вспомогательных жилых помещений, соответствует требованиям СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», введенным в действие Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16 мая 1989 года №78, и СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятым и введенным в действие Постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 года №109, установленным для квартир в многоквартирных домах, предусмотренных для проживания граждан.
Истец ранее свое право на приватизацию жилых помещений не использовала, указанное обстоятельство подтверждено материалами дела и не оспаривалось ответчиком (л.д. 14, 15,17, 18, 42).
Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требование истца о передаче в ее собственность в порядке приватизации жилого помещения №***, расположенного в доме *** по улице *** в городе Мурманске, и признания за ней права собственности на указанное жилое помещение, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Просяник И.С. к Государственному учреждению «1967 Отделение морской инженерной службы» о признании права на приватизацию и признании права собственности на жилое помещение - удовлетворить.
Признать за Просяник И.С. право на приобретение в собственность в порядке приватизации изолированного жилого помещения №***в доме *** по улице *** в городе Мурманске.
Признать за Просяник И.С. право собственности на изолированное жилое помещение, расположенное на третьем этаже дома *** по улице *** в городе Мурманске, обозначенное на поэтажном плане за №***, общей площадью 33 кв.м., состоящее из комнаты жилой площадью 19,5 кв.м., и вспомогательных помещений: кухни площадью 5,4 кв.м., ванной комнаты площадью 2,6 кв.м., туалета площадью 1,0 кв.м., коридора площадью 4,5 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья С.В. Киган