Решение по делу № 2-493/2020 ~ М-140/2020 от 30.01.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Краснокамск    ДД.ММ.ГГГГ

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шабуниной К.С.,

при секретаре Фроловой О. В.,

с участием прокурора Лукащук Н.С., истца Ермаковой В.А., представителя ответчика Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому городскому округу и Нытвенскому муниципальному району Рябовой Г.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску Ермаковой Валентины Александровны, к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому городскому округу и Нытвенскому муниципальному району об установлении факта работы в годы Великой Отечественной Войны,

установил:

Ермакова В.А. обратилась в суд с требованиями об установлении факта работы в тылу в период Великой Отечественной Войны. В обоснование требований указала, что в период ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, будучи подростком, работала в совхозе на сельскохозяйственных работах. Однако документов, подтверждающих данный факт, у неё не сохранилось. Установление факта работы в тылу во время Великой Отечественной Войны необходимо для установления статуса Ветерана Великой Отечественной Войны.

Истец в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, пояснила, что факт работы в совхозе на сельскохозяйственных работах подтверждается свидетельскими показаниями, архивные данные спорного периода работы не сохранились, очевидцы на данный момент умерли, показания свидетелей оформлены в письменном виде, удостоверены печатью и подписью должностного лица. Истец на протяжении двадцати лет не может установить факт работы в тылу.

    Представитель ответчика Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому городскому округу и Нытвенскому муниципальному району в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований заявителя.

Представитель третьего лица УПФР в г. Краснокамске Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Мнения по заявленным требованиям не выразил.

Прокурор в заключении полагал возможным удовлетворить исковые требования Ермаковой В.А. в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ермаковой В.А. по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Батькова Валентина Александровна родилась в ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> (л.д. 5).

ДД.ММ.ГГГГ года Батькова Валентина Александровна изменила фамилию на «Ермакова» в связи с заключением брака (актовая запись № ).

Из Справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом образования исполнительного комитета г. Краснокамска следует, что Ермакова В.А. обучалась в средней школе № 1 и выезжала на сельскохозяйственные работы в период Великой Отечественной Войны 1942, 1943, 1944 гг. (л.д. 6).

Согласно протоколу опроса свидетеля ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. при комиссии по пенсионным вопросам Краснокамского горсобеса от ДД.ММ.ГГГГ года № , установлено, что Ермакова В.А. работала в период обучения в средней школе № 1 в колхозе на сельскохозяйственных работах с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ гг. (л.д. 8-9).

Согласно сведениям, представленным МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», архивные данные, содержащие информацию об обучении Ермаковой (Батьковой) В.А. в средней школе № 1, а так же о том, что она принимала участие в сельскохозяйственных работах в годы Великой Отечественной Войны не сохранились.

Согласно справке МБУ «Архив Краснокамского городского округа» подтвердить стаж Ермаковой В.А. в период с 1941-1945 гг. по документам, находящимся на муниципальном хранении не представляется возможным, ввиду отсутствия сведений о Батьковой, Ермаковой В.А. в документах объединённого архивного фонда, поскольку эти данные в архив не передавались.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии. Целью Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 года N 507 "О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей" предусматривалось, что на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС в порядке мобилизации привлекались лица в возрасте от 14 лет и старше, а также учащиеся 6 - 10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ, студенты техникумов и ВУЗов. При этом привлечение на сельскохозяйственные работы учащихся школ, техникумов и ВУЗов производилось лишь в летнее время. Под трудоспособным населением понимались и несовершеннолетние дети с 14 лет, учащиеся 6 - 10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ в летнее время, то есть на период летних каникул. В приведенных нормах права отсутствовал прямой запрет на привлечение к сельскохозяйственным работам детей более младшего возраста на период каникул.

Согласно п. "ж" ст. 110 Закона РФ от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в РФ" размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящим Законом, повышается на 50% минимального размера пенсии по старости гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года).

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением: периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

Как установлено ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны, в частности, отнесены лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (п. 4).

Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 20 Федерального закона "О ветеранах").

Анализ вышеприведенных актов свидетельствует, что при решении вопроса о зачете в стаж для назначения пенсии периода работы в колхозе является наличие доказательств выполнения этой работы, а не возраст заявителя. Ограничение возможности зачета периода работы в стаж в зависимости от возраста заявителя законом не предусмотрено, следовательно, установление по свидетельским показаниям стажа работы в период войны несовершеннолетним лицам, не достигшим работоспособного возраста, допускается, с учетом утраты архивных данных.

Согласно статье 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшей до 1 января 2002 года, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

Ограничение возможности зачета периода работы в стаж в зависимости от возраста заявителя Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не предусмотрено. Исходя из положений статьи 89 этого Закона, в общий трудовой стаж включается любая работа по трудовому договору, а в статье 97 предусмотрена возможность подтверждения трудового стажа при утрате документов свидетельскими показаниями.

При таких обстоятельствах, юридически значимым, при решении данного вопроса является наличие доказательств выполнения этой работы, а не возраст заявителя.

Установленные в законодательстве того времени запреты по приему в члены колхоза несовершеннолетних накладывали ограничения и имели негативные последствия при их несоблюдении для работодателей, но не для работников, принятых на работу и фактически осуществлявших трудовую деятельность. Иное толкование и применение законодательства повлекло бы неправомерное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Невозможность документального подтверждения стажа о работе в колхозах непосредственно в годы войны и сразу после нее вызвано трудностями военного времени, о чем свидетельствует и Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 2123 "О повышении пенсии в соответствии с пунктом "ж" статьи 110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", которым было установлено, что повышение пенсии, гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 г. включительно, производить без истребования доказательств времени работы, определенных статьями 96 и 97 названного Закона.

В спорный период Ермакова (Батькова) В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла возраста 14 лет, проживала в данном населенном пункте, обучалась в Средней школе № 1 г. Краснокамска, показаниями свидетелей подтверждается, что заявитель в указанный период времени работала в совхозе в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от ДД.ММ.ГГГГ , период составляет не менее 6 месяцев. Иные сведения в архив не передавались. На основании совокупности представленных доказательств, не доверять которым суд оснований не находит, суд приходит к выводу об установлении факта работы Ермаковой В.А. в совхозе на сельскохозяйственных работах в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

решил :

Исковые требования Ермаковой Валентины Александровны удовлетворить.

Установить факт работы Ермаковой Валентины Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в тылу в период Великой Отечественной Войны в течение 9 месяцев.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 Шабунина К.С.

2-493/2020 ~ М-140/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ермакова Валентина Александровна
Прокурор г.Краснокамска
Ответчики
Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому городскому округу и Нытвенскому муниципальному району
Другие
ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Краснокамске Пермского края
Суд
Краснокамский городской суд Пермского края
Судья
Шабунина Кристина Станиславовна
Дело на странице суда
krasnokam--perm.sudrf.ru
30.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2020Передача материалов судье
04.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.03.2020Предварительное судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
10.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2020Дело оформлено
15.10.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее