УИД № 66RS0008-01-2018-002640-31
Дело № 12-15/2019
РЕШЕНИЕ
город Нижний Тагил 01 февраля 2019 года
Судья Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области Иванова И.А.,
с участием помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Бызова А.В., защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу – Якима А.А.,
рассмотрев на основании ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу Елесиной М.В. на постановление о назначении административного наказания № 34/195 от 04 декабря 2018 года, вынесенное главным государственным санитарным врачом по городу Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, городу Нижняя Салда, городу Кировград и Невьянскому району, начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе Б.Ю.Я.., которым должностное лицо – заведующая детским садом № <данные изъяты> – структурного подразделения Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждение детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида Елесина М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
04 декабря 2018 года постановлением № 34/195 главного государственного санитарного врача по городу Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, городу Нижняя Салда, городу Кировград и Невьянскому району, начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе Б.Ю.Я. заведующая детским садом № <данные изъяты> – структурного подразделения Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждение детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида Елесина М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Как следует из постановления о назначении административного наказания от 04 декабря 2018 года, должностным лицом установлено, что 19 ноября 2018 года по результатам проведенной прокуратурой Дзержинского района города Нижний Тагил совместно со специалистами территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области проверки структурного подразделения МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида – детского сада № <данные изъяты>, расположенного в городе Нижний Тагил по <данные изъяты>, выявлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, а именно: заведующей детского сада анализ питания детей не проводится, на момент проверки документарные подтверждения контроля за организацией питания воспитанников в дошкольной образовательной организации и анализа выполнения норм по продуктам питания отсутствовали, что является нарушением п. 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Не согласившись с вынесенным постановлением, заведующая детского сада № <данные изъяты> Елесина М.В. обратилась с жалобой в суд, в которой указала, что организация питания в детском саду осуществляется на основании муниципального контракта от 01 сентября 2017 года на оказание услуги по предоставлению питания воспитанникам с ООО «<данные изъяты>», в обязанности которого входит предоставление услуг по организации питания с полным циклом производства воспитанников, что включает в себя обработку продуктов питания и их реализацию на пищеблоке образовательного учреждения. Закупка продуктов, из которых готовятся блюда, также отнесена к компетенции питающей организации, которая в соответствии с положениями контракта обязана оказывать услуги надлежащего качества. Детский сад не участвует в закупке сырья и продуктов питания, из которых готовятся блюда, не может должным образом установить и провести анализ продуктов питания, что отнесено к обязанностям питающей организации, которая следит за должным их качеством и нормативными показателями. Ведомости выполнения норм продуктового набора составляет непосредственно ООО «<данные изъяты>» и предоставляются в детский сад ежемесячно. Анализ продуктов питания проводится заведующим и сотрудниками бракеражной комиссии на основании представленных ведомостей. Помимо анализа ведомостей выполнения норм продуктового набора, бракеражной комиссией ежедневно ведется проверка готовых блюд, в том числе на соответствие с примерным десятидневным меню. Документальные доказательства, подтверждающие обеспечение надлежащего контроля организации питания воспитанников детского сада № <данные изъяты>, были предоставлены в период проведения проверки. Полагает, что в отношении нее необоснованно было вынесено обжалуемое постановление, поскольку ею предпринимается исчерпывающий комплекс мер и условий по созданию надлежащего контроля за организацией питания воспитанников детского сада, материалами дела ее вина в умышленном совершении вмененного правонарушения не подтверждена, в связи с чем полагает обжалуемое постановление подлежащим отмене в связи с отсутствием состава правонарушения.
В судебное заседание заявитель Елесина М.В. не явилась, была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.
Защитник Елесиной М.В. по доверенности – Яким А.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении, дополнительно указав, что в детском саде № <данные изъяты> имеется бракеражная комиссия, которая надлежащим образом следит за питанием воспитанников. Она осуществляет ежедневный анализ блюд. Питающая организация организует питание с полным циклом и несет ответственность за нарушение санитарных норм и правил. Учреждением продукты питания не закупаются, в связи с чем полагает, что контроль за сроком их годности также лежит на питающей организации. Контроль заведующей заключатся в отслеживании соответствия питания путем запроса ведомостей, ежедневного контроля качества блюд и соответствие их примерному десятидневному меню. Также указал, что имеется экспертное заключение, согласно которого все нормы по питанию в данном детском саду соблюдены. В ходе проведения проверки проверяющим предоставлялись журналы регистрации, технологические карты меню, бракеражный журнал.
Прокурор в судебном заседании указал, что вина должностного лица - заведующей детского сада № <данные изъяты> Елесиной М.В. в совершении вмененного административного нарушения нашла свое подтверждение в ходе проведенной проверки, оснований для отмены постановления не имеется. Также указал, что в анализ питания входит, помимо контроля соответствия норм потребления продуктов питания, качества готовой продукции, а также ее соответствия примерному десятидневному меню, контроль за качеством продуктов питания, сроком их хранения. Полагает, что заведующей должен вестись ежедневный контроль за сроками годности продуктов питания, поскольку в данном детском саду выявлено наличие на пищеблоке продуктов питания с истекшим сроком хранения.
Выслушав прокурора, защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, а также дополнительно представленные заявителем, полагаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностному лицу – заведующей детским садом № <данные изъяты> – структурного подразделения МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида - Елесиной М.В. в вину вменяется нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, что влечет ответственность по ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу п. 1 ст. 24 указанного Федерального закона, в организациях отдыха и оздоровления детей дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13)».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.1.3049-13 направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях.
Пункт 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 закрепляет, что руководитель дошкольной образовательной организации является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает необходимые условия для соблюдения санитарных правил, исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования учреждения.
Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Поскольку при осуществлении своей деятельности у МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида одной из основных целей является охрана жизни и здоровья детей, в силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное юридическое лицо обязано соблюдать вышеуказанные санитарные правила.
На основании приказа от 17 января 2014 года Елесина М.В. является заведующей детским садом № <данные изъяты> – структурного подразделения МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида, в связи с чем она, как руководителя структурного подразделения дошкольного образовательного учреждения, является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения санитарных правил, в том числе обеспечивает необходимые условия для соблюдения санитарных правил.
Как следует из материалов дела, в связи с размещением в сети «Интернет» информации о нарушениях санитарного законодательства при организации и предоставлении воспитанникам дошкольных образовательных организаций питания, на основании распоряжения № 02-32-2018 прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Г.С.Ю. от 13 ноября 2018 года сотрудниками прокуратуры Дзержинского района города Нижний Тагил совместно со специалистами Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области 19 ноября 2018 года проведена внеплановая проверка в отношении ООО «<данные изъяты>», оказывающий услуги по организации питания с полным циклом производства воспитанников структурного подразделения МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида – детский сад № <данные изъяты> по адресу: город Нижний Тагил, <данные изъяты>.
Проверка проведена уполномоченными лицами в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
По результатам проверки Территориальным отделом Роспотребнадзора по Свердловской области была составлена справка, согласно которой в ходе проверочных мероприятий выявлены следующие нарушения:
- на пищеблоке детского сада не соблюдаются сроки хранения пищевых продуктов, а именно: в холодильнике на складе хранился пакет Кефира «Маслозавод Нытвенский» (1л) с датой изготовления 28.10.2018 г. и сроком хранения, установленным предприятием-изготовителем, 7 суток; три пакета кефира «Маслозавод Нытвенский» (3л) с датой изготовления 12.11.2018 г. и сроком хранения, установленным предприятием-изготовителем, 7 суток; две банки Капусты морской маринованной ООО «Полуфабрикаты» (1кг каждая) с датой изготовления 16.10.2018 г. и сроком годности до 16.11.2018 г.; два куска сыра без упаковки производителя, маркировка даты вскрытия сыра отсутствовала, в результате чего не представилось возможным оценить срок его годности, что является нарушением п. 4 ст. 5, п.п. 7, 12 ст. 17 TP ТС 021/2011, п. 7.11 СП 2.3.6.1079-01;
- нарушаются санитарные правила ведения «Журнала бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок»: на момент проверки в журнале указано поступление кефира 29.10.2018 и его полная реализация в этот же день, фактически - 1 литр кефира не реализован и хранился на пищеблоке, что является нарушением п. 14.1 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- пищеблок детского сада оборудован двух секционным жарочным шкафом, на момент проверки для приготовления суфле из печени использовалась одна секция, в которую помещен один из трех противней, остальные два противня стояли на столе «ПФ», во второй секции жарочного шкафа хранились сковороды, со слов повара, вторая секция работает плохо, поэтому не эксплуатируется; один из трех противней с полуфабрикатом стоит в горячем цеху при комнатной температуре в среднем от 50 до 60 мин, что может привести к ухудшению качества приготавливаемого блюда и является нарушением п. 13.1. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- производственная раковина в овощном цехе не оборудована воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки, что является нарушением п. 13.9 СанПиН 2.4.1.3049-13, п. 3.8 СП 2.3.6.1079-01;
- нарушаются санитарные правила ведения «Журнала учета температурного режима холодильного оборудования»: на момент проверки не обеспечен ежедневный контроль за температурой в холодильниках, журнал не заполнялся с 13.11.2018 г., что является нарушением п. 14.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- нарушаются санитарные требования к хранению очищенных овощей: на момент проверки в овощном цехе в тазу хранилась очищенная морковь, не замоченная в холодной воде для предотвращениях ее потемнения и высушивания, что является нарушением п. 14.16.1. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- нарушаются санитарные требования к хранению суточной пробы: на момент проверки суточная проба хранилась в холодильнике при температуре +12С (регистрировал контрольный термометр), вместо хранения по санитарным правилам при температуре не более +6С, что является нарушением п. 14.24 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- на пищеблоке детского сада не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены сотрудниками: на момент проверки возле раковины для мытья рук в горячем цехе отсутствовало одноразовое бумажное полотенце, что является нарушение п. 4.1 СП 2.3.6.1079-01;
- на момент проверки на складе лампа не оборудована влагопылезащитным плафоном, отсутствовала защитная арматура, что является нарушением п. 4.15 СП 2.3.6.1079-01;
- не соблюдаются требования к санитарному содержанию оборудования на пищеблоке: на момент проверки холодильник для хранения размороженной рыбы не промыт, видны следы крови, что является нарушением п. 6.4. СП 2.3.6.1079-01.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для возбуждения заместителем прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил К.Н.Н. дела об административном правонарушении в отношении Елесиной М.В., предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которого заведующей детского сада № <данные изъяты> - структурного подразделения МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида не проводится анализ питания воспитанников, на момент проверки документарные подтверждения контроля за организацией питания в детском саду и анализа выполнения норм по продуктам питания отсутствовали, о чем 30 ноября 2018 года вынесено соответствующее постановление.
Фактические обстоятельства дела и виновность заведующей детского сада № <данные изъяты> Елесиной М.В. в совершении административного правонарушения также подтверждаются: требованием о предоставлении специалиста территориального отдела Роспотребнадзора для проведения проверки от 02 ноября 2018 года; решением прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил от 13 ноября 2018 года о проведении проверки; рапортом помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Н.А.М. о результатах проведенной проверки; справкой территориального отдела Роспотребнадзора за № 660912/37-9521-2018 о выявленных в дестком саду № <данные изъяты> нарушений.
Указанные доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, должностное лицо административного органа в своем постановлении от 04 декабря 2018 года пришел к правильному выводу о виновности заведующей детского сада № <данные изъяты> - структурного подразделения МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида Елесиной М.В. в совершении административного правонарушения и правильно квалифицировал ее действия по ч. 1 ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, и в силу требований ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Так, исходя из смысла положений ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, государственные органы, доказывая вину лица, должны установить совокупность двух фактов: у лица имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом; данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
В судебном заседании установлено, что питание воспитанников детского сада № <данные изъяты> осуществляет ООО «<данные изъяты>» на основании муниципального контракта от 20 июля 2017 года.
С момента исполнения контракта в детском саду функционирует бракеражная комиссия, которая исполняет контрольные функции качества питания воспитанников, а именно: проводится анализ продуктов питания на основании ежемесячно представляемых ООО «<данные изъяты>» ведомостей выполнения норм продуктового набора, ежедневно ведется проверка готовых блюд, в том числе на соответствие с примерным десятидневным меню, в подтверждение чего представлены журнал бракеража готовой продукции пищеблока, журнал регистрации получения блюд, десятидневное меню с приложением технологических карт.
Вместе с тем, как должностными лицами государственных органов, так и судом не было установлено, что заведующей Елесиной М.В. были приняты все зависящие от нее меры для соблюдения санитарных-эпидемиологических норм, направленных на надлежащий контроль за организацией питания воспитанников.
Так, при наличии в детском саду журнала бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, ответственное должностное лицо детского сада имеет возможность проверить количество использованных продуктов и истечение срока годности определенных пищевых продуктов. В случае выявления нарушений санитарно-эпидемиологических норм, в данном случае сроков хранения пищевых продуктов, требований к технологическому и холодильному оборудованию, выявления несоответствия наличествующих и использованных продуктов, нарушение личной гигиены сотрудников пищеблока, руководитель дошкольного образовательного учреждения обязан указать питающей организации на выявленные нарушения, в том числе вести претензионную работу.
О ведение заведующей детским садом с ООО «<данные изъяты>» претензионной работы по нормам, качеству питания, хранения на пищеблоке продуктов и истекшим сроком годности, а также нарушению требований к технологическому и холодильному оборудованию и личной гигиены сотрудников пищеблока Елесиной М.В. и ее защитником не указывается, документально не подтверждается, что свидетельствует о ненадлежащем контроле за организацией питания воспитанников и анализа выполнения норм по продуктам питания.
О нарушении норм питания воспитанников свидетельствует выявление продукции – 1 литра кефира «Маслозавод Нытвенский» с датой изготовления 28 октября 2018 года, который, согласно сведениям, указанным в журнале бракеража скоропортящейся продукции, поступил в детский сад 29 октября 2018 года в объеме 3 литров и в полном объеме реализован (фактически реализовано 2 литра кефира).
Доводы заявителя и ее защитника о том, что ООО «<данные изъяты>», осуществляющее организацию питания с полным циклом производства воспитанников, что включает в себя закупку продуктов питания, их обработку и реализацию на пищеблоке образовательного учреждения, в соответствии с положениями контракта обязано оказывать услуги надлежащего качества, не освобождает руководителя дошкольной образовательной организации от контроля за организацию и полноту выполнения санитарных правил при организации питания воспитанников.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности вынесенного административным органом постановления, жалоба не содержит, суду не представлено.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу должностного лица, не усматривается.
Наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч. 1 ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На момент рассмотрения жалобы оснований к прекращению производства по делу, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Существенных нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены вынесенного по делу постановления не имеется.
На основании изложенного и в соответствии со ст.30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление о назначении административного наказания № 34/195 от 04 декабря 2018 года, вынесенное главным государственным санитарным врачом по городу Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, городу Нижняя Салда, городу Кировград и Невьянскому району, начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе Б.Ю.Я., которым должностное лицо – заведующая детским садом № <данные изъяты> – структурного подразделения Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждение детский сад «<данные изъяты>» комбинированного вида Елесина М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, – оставить без изменения, жалобу Елесиной М.В. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня получения (вручения) копии решения.
Судья: