12-164/2016
Р Е Ш Е Н И Е
гор. Красноуфимск 01 декабря 2016 года
Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе судьи Серебренниковой Л.И., при секретаре Токманцевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по жалобе исполняющей обязанности заведующей отделения лучевой диагностики ГБУЗ СО «Красноуфимская районная больница» Ахтямовой Д. А. на постановление начальника отдела государственного надзора по Свердловской области УМТУ Росстандарта Муллаярова М.Р. от <дата> № М,-
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением начальника государственного надзора по Свердловской области УМТУ Росстандарта Муллаярова М.Р. от <дата> № М и.о.заведующей отделения лучевой диагностики ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» Ахтямова Д.А. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за то, что в период с <дата> по <дата>, в отделении лучевой диагностики ГБУЗ СО «Красноуфимская районная больница» по адресу: <адрес>, допустила применение средства измерений – дозиметра рентгеновского излучения ДРК-1 заводской № №, дата поверки 4 <адрес>., межповерочный интервал 1 год, место применения – отделение лучевой диагностики кабинет №, контролирует дозу рентгеновского излучения, что является нарушением ч.1 ст. 9, ч.1, ч.4 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (со ссылкой на п.1 ст.1 указанного закона). В результате применения средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку возможны отрицательные последствия недостоверных результатов измерений. Применение средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не гарантирует правильность, достоверность и сопоставимость результатов измерений, что нарушает законные интересы общества и государства. Вина Ахтямовой Д.А. в совершении правонарушения усматривается в бездействии и ненадлежащем исполнении должностных обязанностей за соответствием осуществляемой деятельности требованиям действующего законодательства об обеспечении единства измерений.
Ахтямова Д.А. не согласилась с постановлением и принесла на него жалобу, в которой просит постановление отменить, поскольку до начала проверки Росстандарта не знала и не могла знать о том, что на нее возложены обязанности по учету в отделении лучевой диагностики средств измерения на предмет их периодических проверок, так как с приказом главного врача ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» от <дата> № была ознакомлена только <дата>. Кроме того, полагает, что не является надлежащим должностным лицом, в связи с чем не может быть субъектом административной ответственности.
В судебном заседании Ахтямова Д.А. поддержала доводы поданной ею жалобы в полном объеме и просила ее удовлетворить, постановление о привлечении ее к административной ответственности отменить. Также указала, что после издания главным врачом больницы приказа от <дата> никаких изменений, касающихся ответственности за средства измерений, в ее должностную инструкцию не вносилось. План учебных занятий по метрологии в больнице разрабатывала главная медицинская сестра ФИО4, однако, ее лично на занятия ни разу не приглашали.
Должностное лицо Уральского МТУ Росстандарта в судебное заседание не явилось, в представленном суду ходатайстве просят рассмотреть дело без участия своего представителя, полагая, что постановление по делу об административном правонарушении от <дата> № М в отношении Ахтямовой Д.А. вынесено обоснованно и законно.
Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы Ахтямовой Д.А., приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 года N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обеспечении единства измерений", целями настоящего Федерального закона являются, в том числе, установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 9 названного выше закона от 26.06.2008 года N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015), в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Из положений ч.1 и ч.4 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 года N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015), средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).
Средства измерений поглощенной дозы, мощности дозы фотонного излучения, применяемые для радиационного контроля на рабочих местах персонала, включены в Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 года № 250.
Дозиметры рентгеновского излучения клинические включены в Перечень медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в отношении которых проводятся испытания, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.08.2012 года № 89н, а также они включены в Перечень типов средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений федеральными бюджетными учреждениями – государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.11.2013 года № 1304.
Из материалов дела следует, что приказом руководителя Уральского МТУ Росстандарта Михеевой С.В. № от <дата> приказано провести плановую выездную проверку юридического лица ГБУЗ СО «<адрес> больница» по адресу: <адрес>, с целью оценки соответствия осуществляемой деятельности требованиям Федерального закона от <дата> № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Проверка проведена в соответствии с № Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год, утвержденным Приказом ФИО1 от <дата> №, согласованного с Генеральной прокуратурой РФ. Срок проведения проверки установлен с <дата> по <дата>. Копия приказа получена лично главным врачом ГБУЗ СО «<адрес> больница» ФИО6 <дата>, с указанным приказом главный врач ГБУЗ СО «<адрес> больница» ФИО6 ознакомлен <дата>, о чем имеется его подпись.
Актом проверки № от <дата> в ГБУЗ СО «Красноуфимская районная больница» зафиксированы нарушения требований ч. 1 ст. 9, ч. ч. 1, 4 ст. 13 Федерального закона от <дата> № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области здравоохранения, выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда установлено применение ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» средств измерений не прошедших в установленном порядке поверку, в том числе, дозиметра рентгеновского излучения ДРК-1 заводской № ед.СИ, дата поверки 4 <адрес>., межповерочный интервал 1 год, место применения отделение лучевой диагностики кабинет №, контролирует дозу рентгеновского излучения. С актом проверки ознакомлен и его копию получил <дата> главный врач ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» ФИО6
<дата> главному врачу ГБУЗ СО «<адрес> больница» ФИО6 выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований ч.1 ст.9 ч.ч.1, 4 ст. 13 ФЗ от <дата> № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в срок до <дата>, с <дата> предписано запретить применение дозиметра рентгеновского излучения ДРК-1 заводской № ед.СИ, дата поверки 4 <адрес>., межповерочный интервал 1 год, место применения отделение лучевой диагностики кабинет №, контролирует дозу рентгеновского излучения, до устранения выявленных нарушений.
Согласно выпискам из приказов от <дата> №-к и от <дата> №-к, Ахтямова Д.А. с <дата> принята в отделение лучевой диагностики на должность врача-рентгенолога; с <дата> временно переведена на должность заведующего отделением лучевой диагностики, на период до выхода на работу ФИО7
В материалах дела об административном правонарушении имеется также копия приказа главного врача ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» ФИО6 от <дата> № «О метрологическом обеспечении подразделений ГБУЗ СО «Крсноуфимская РБ» на 2016 год», в соответствии с которым организационное руководство по метрологическому обеспечению, координации и контроль за деятельностью метрологической службы больницы возложен на заместителя главного врача по лечебной части ФИО8, оперативный и технический учет средств измерений в целом по больнице возложен на главную медсестру ФИО4, по отделения – на старших медсестер, в отделении лучевой диагностики – на Ахтямову Д.А.; этим же приказом ответственность за качество измерений, состояние измерительных приборов, находящихся в эксплуатации, своевременность проведения работ по проверке средств измерений возложена на заведующих отделениями и старших медсестер отделений. Ответственность за метрологическое обеспечение средств измерений приказано внести в функциональные обязанности и отразить в должностных инструкциях. Сведений об ознакомлении Ахтямовой Д.А. с данным приказом в представленных суду материалах дела об административном правонарушении нет.
Согласно приложенному Ахтямовой Д.А. к жалобе листу ознакомления медицинских работников с приказом главного врача ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» от <дата> №, 14 медицинских работников ознакомлены с ним <дата>, 3 – <дата>, 3 - без указания даты ознакомления. Ахтямова Д.А. с названным приказом ознакомлена <дата> и указала, что с приказом не согласна, поскольку не обладает знаниями в этой области, обучение не проходила.
Из протокола об административном правонарушении № М/<адрес> от <дата> следует, что <дата>, при рассмотрении материалов плановой выездной проверки (акт № от <дата>) установлено, что в период с <дата> по <дата> в отделении лучевой диагностики ГБУЗ СО «<адрес> больница» по адресу: 623300, <адрес>, Ахтямова Д.А. допустила применение средства измерений: - дозиметра рентгеновского излучения ДРК-1 заводской № ед.СИ, дата поверки 4 <адрес>., межповерочный интервал 1 год, место применения отделение лучевой диагностики кабинет №, контролирует дозу рентгеновского излучения,, что является нарушением ч.1 ст. 9, ч.1,4 ст. 13 ФЗ от <дата> № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования единства измерений при осуществлении деятельности в области здравоохранения. В протоколе имеется объяснение Ахтямовой Д.А., согласно которому доза рентгеновского облучения измеряется и отражается автоматически в каждом протоколе исследования; сама она работает в должности и.о.зав.ОЛД временно на период декретного отпуска заведующей, ранее поверки не проводились; соответствующего обучения по организации работы ОЛД не получала; замечания приняты к сведению, будут устранены.
Суд находит обоснованными доводы Ахтямовой Д.А. в той части, что в период с <дата> по <дата>, вмененный ей в обвинение, ответственность за метрологическое обеспечение средств измерений на Ахтямову Д.А. фактически не была возложена, поскольку надлежащих доказательств этому в материалах дела нет, а имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении доказательства, в частности, приказ главного врача ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» от <дата> №, не может являться таковым, поскольку сведений о том, что ФИО2 была с ним своевременно ознакомлена, в материалах дела нет.
Из представленной Ахтямовой Д.А. к жалобе копии сертификата № от <дата> следует, что ФИО4 прошла обучение на курсах повышения квалификации «Метрологическое обеспечение здравоохранения».
Также Ахтямовой Д.А. к жалобе приложен «Учебно-тематический план занятий внутрибольничного обучения старших медицинских сестер организации и проведению метрологической службы в лечебно-профилактических учреждениях», из которого следует, что указанные занятия проводятся для старших медицинских сестер ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ», работающих в отделениях и филиалах больницы. Согласно приведенным выше приказам о назначении на должность, Ахтямова Д.А. старшей медицинской сестрой отделения больницы не является.
Также суду представлена копия должностной инструкции инженера по обслуживанию медицинского оборудования ФИО9, утвержденная главным врачом ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» ФИО6 <дата>, согласно которой на него возложены обязанности по осуществлению разработки перспективных и текущих планов (графиков) различных видов ремонта медицинского оборудования, а также мер по улучшению их эксплуатации и обслуживания, контроль выполнения утвержденных планов (графиков); проверка технического состояния оборудования, качества ремонтных работ, а также приемка вновь поступающего в организацию оборудования, в необходимых случаях оформление документации на списание пришедшего в негодность оборудования или передача его другим организациям и др.
Должностная инструкция Ахтямовой Д.А. в материалах дела об административном правонарушении отсутствует.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Ахтямова Д.А. является должностным лицом, однако, доказательств совершения ею административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей суду не представлено и в материалах дела не содержится, в связи с чем состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях Ахтямовой Д.А. отсутствует, а обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление № М от <дата>, не доказаны.
Судом установлено, что в период с <дата> по <дата>, который вменен Ахтямовой Д.А., на нее не были возложены обязанности по контролю за соответствием осуществляемой деятельности требованиям действующего законодательства об обеспечении единства измерений, в связи с чем она не может быть признана надлежащим должностным лицом, подлежащим административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как не является субъектом административной ответственности.
На основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В связи с изложенным, постановление начальника отдела государственного надзора по <адрес> ФИО1 М.Р. от <дата> № М в отношении исполняющей обязанности заведующей отделения лучевой диагностики ГБУЗ СО «<адрес> больница» Ахтямовой Д.А. подлежит отмене за отсутствием в ее действиях состава вмененного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника отдела государственного надзора по <адрес> ФИО1 М.Р. от <дата> № М в отношении исполняющей обязанности заведующей отделения лучевой диагностики ГБУЗ СО «<адрес> больница» Ахтямовой Д. А. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Ахтямовой Д. А. состава вмененного ей административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) его копии.
Судья Серебренникова Л.И.