Решение по делу № 3а-13/2020 от 17.12.2019

Дело № 3а-13/2020

70OS0000-01-2019-000137-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 февраля 2020 г. Томский областной суд в составе

председательствующего Петровского М.В.

при секретаре Пензиной О.С.,

рассмотрев в судебном заседании в городе Томске административное дело по административному иску Ильенка Александра Сергеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области и Администрации Томской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Ильенок А.С. через интернет - портал «Электронное правосудие» обратился в Томский областной суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование - Управление Росреестра) по Томской области и Администрации Томской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером /__/, площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/ в размере его рыночной стоимости 3035564 рубля 40 копеек.

В обоснование административным истцом указано, что он является собственником вышеуказанного земельного участка; кадастровая стоимость земельного участков значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.

Определением от 10 января 2020г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование – ФГБУ «ФКП Росреестра) в лице филиала по Томской области, в качестве заинтересованного лица - муниципальное образование «Моряковское сельское поселение» в лице Администрации Моряковского сельского поселения.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В письменных отзывах на административный иск представитель Управления Росреестра по Томской области оставил разрешение спора на усмотрение суда; представитель ФГБУ «ФКП Росреестра», считая, что учреждение не является надлежащим ответчиком, просила в удовлетворении требований к данному учреждению отказать, решение относительно требований административного истца оставила на усмотрение суда; административный ответчик Администрация Томской области и заинтересованное лицо «Моряковское сельское поселение» в лице Администрации Моряковского сельского поселения отзыв не представили.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 3 августа 2018 г. №334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019 г. (статья 3 этого Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г.

Судом установлено, что административному истцу с 25 января 2010 г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером /__/ (свидетельство о государственной регистрации права от 15 августа 2013 г.).

Постановлением Администрации Томской области от 23 августа 2011 г. №251а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 24 декабря 2008 г. №263а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области», утверждены удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости в разрезе видов объединений.

В связи с этим актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области от 14 января 2013 г. утверждена кадастровая стоимость вышеназванного объекта недвижимости по состоянию на 11 января 2013 г. в размере 22620074 рубля 80 копеек; указанные сведения внесены в ЕГРН 14 января 2013 г.

Административный иск подан 17 декабря 2019 г.

При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 11 января 2013 г. согласуются с приведенным выше нормативными положениями, в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.

Согласно абзацу первому статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Оспариваемые результаты кадастровой оценки внесены в государственный кадастр недвижимости 14 января 2013 г., административное исковое заявление подано по истечении указанного выше срока, в связи с чем судом поставлен на обсуждение участников судебного разбирательства вопрос о восстановлении срока обращения в суд.

Рассмотрев данный вопрос, суд пришел к выводу о наличии оснований для восстановления срока, так как в течение пятилетнего срока кадастровая стоимость административными органами не пересматривалась, а обращение в суд является правом налогоплательщика.

К случаям, когда пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению (статья 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), данный не относится.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен отчет № 345/19-С, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью «Бизнес-Оценка», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ по состоянию на 11 января 2013 г. составляет 3035564 рубля 40 копеек.

Данный отчет отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; представители административных ответчиков и заинтересованного лица не привели какие-либо возражения относительно формы отчета или его содержания, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, установленной в отчетах, о назначении судебной экспертизы не заявили.

При таких обстоятельствах суд полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ может быть установлена на вышеуказанную дату в размере его рыночной стоимости, составляющей 3035564рубля 40 копеек.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 17 декабря 2019 г.

Доводы административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» об отказе в удовлетворении административного иска к этому учреждению не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 38, статьей 47 и часть 3 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Как указано выше, постановлением Администрации Томской области от 23 августа 2011 г. №251а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 24 декабря 2008г. №263а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области» утверждены удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости в разрезе видов объединений.

В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015г. №П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» указанное учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В связи с этим кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области от 14 января 2013 г.

Таким образом, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области является надлежащим ответчиком по настоящему административному делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Ильенка Александра Сергеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области и Администрации Томской области удовлетворить:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ в размере его рыночной стоимости равной 3035564 (три миллиона тридцать пять тысяч пятьсот шестьдесят четыре) рубля 40 копеек по состоянию на 11 января 2013 г.;

датой подачи заявления считать 17 декабря 2019г.;

на решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

3а-13/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ильенок Александр Сергеевич
Ответчики
Управление Росреестра по ТО
Суд
Томский областной суд
Судья
Петровский Максим Васильевич
Дело на сайте суда
oblsud.tms.sudrf.ru
17.12.2019Регистрация административного искового заявления
18.12.2019Передача материалов судье
19.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2020Подготовка дела (собеседование)
24.01.2020Подготовка дела (собеседование)
24.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2020Судебное заседание
07.02.2020Судебное заседание
11.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2020Дело оформлено
26.05.2020Дело передано в архив
07.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее