Решение по делу № 3а-152/2020 от 03.12.2019

Дело ***а-152/2020

УИД 68OS0***-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** ***

Тамбовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ледовских И.В.

при секретаре Сурмалян И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матея Н. С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ***, Комитету по управлению имуществом *** и Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Матей Н.С. обратился в Тамбовский областной суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на дату их оценки согласно отчетам оценщика ООО «Оценка+» об оценке *** от ***, в частности:

- земельного участка с кадастровым номером *** на *** в размере 2 611 614 руб. и на *** - 1 779 204 руб.;

- объекта недвижимости с кадастровым номером *** на *** в размере 2 541 321 руб.;

- объекта недвижимости с кадастровым номером *** на *** в размере 1 447 740 руб.;

-объекта недвижимости с кадастровым номером *** на *** в размере 3 007 650 руб..

В обоснование требований указав, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость этих объектов, определенную оценщиком, что влечет нарушение прав административного истца как плательщика земельного налога и налога на имущество.

В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. 23 и *** в суд поступило письменное заявление административного истца о рассмотрении дела без его участия и об уточнении требований с учетом результатов судебной экспертизы.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в своих письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие, в связи с чем, с учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело рассмотрено в их отсутствие.

В письменных возражениях представитель административных ответчиков Комитета по управлению имуществом *** и *** государственного бюджетного учреждения «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по доверенностям Канина Н.А. возражала против удовлетворения изначально предъявленных требований, поскольку отклонение величины рыночной стоимости является существенным и вызывает сомнения в достоверности определения оценщиком рыночной стоимости объектов оценки, которую считала заниженной.

В письменном отзыве административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** (далее – Управление Росреестра по ***) просило в удовлетворении предъявленных к нему требований отказать по процессуальным основаниям, ссылаясь на то, что не является надлежащим административным ответчиком по делу.

Заинтересованное лицо Администрация *** в письменном заявлении возражало против удовлетворения административного искового заявления.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от *** № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) и частью 1 статьи 22 Федерального закона от *** № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности, в том числе, путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из материалов дела следует, что административному истцу с 2016 года на праве собственности принадлежат:

- земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под нежилыми зданиями, для производственной деятельности, расположенный по адресу: ***;

- объект недвижимости с кадастровым номером *** площадью *** кв.м., назначение – нежилое, наименование – производственный корпус, количество этажей – 2, расположенный по адресу: ***;

- объект недвижимости с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., назначение – нежилое, наименование –склад-модуль, количество этажей – 1, расположенный по адресу: ***;

- объект недвижимости с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., назначение– нежилое помещение, наименование - нежилое, расположенный на 1 и 2 этажах по адресу: ***.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

Являясь собственником вышеуказанных земельного участка и объектов недвижимости, и соответственно налогоплательщиком как земельного налога, так и налога на имущество, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в силу статьи 390 и статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 закона *** от *** ***-З «Об установлении единой даты начала применения на территории *** порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», административный истец вправе оспаривать их кадастровую стоимость.

Земельный участок административного истца вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории ***, чья кадастровая стоимость утверждена Постановлением *** от *** *** «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории ***» по состоянию на *** в размере 11 179 249 руб. 20 коп., и в последующем - приказом Комитета по управлению имуществом *** от *** *** «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории ***» по состоянию на *** в размере 6 021 143 руб. 52 коп..

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами 68:27:0000138:62, 68:27:0000138:66 и 68:27:0000138:69 вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории ***, чья кадастровая стоимость утверждена приказом Комитета по управлению имуществом *** от *** *** «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории ***» по состоянию на ***, в следующих размерах:

- объекта с кадастровым номером *** - 9 940 684 руб. 70 коп.;

- объекта с кадастровым номером *** - 7 383 303 руб. 20 коп.;

- объекта с кадастровым номером *** – 11 479 819 руб. 45 коп..

Указанное обстоятельство никем не оспаривается и подтверждается как вышеуказанными нормативными правовыми актами, так и выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Оспаривая кадастровую стоимость, административный истец представил выполненные оценщиком ООО «Оценка+» отчеты об оценке *** от ***, в соответствии с которыми рыночная стоимость вышеуказанных объектов составила:

- земельного участка на *** - 2 611 614 руб., на *** - 1 779 204 руб.;

- объекта с кадастровым номером *** на *** 2 541 321 руб.;

- объекта с кадастровым номером *** на *** 1 447 740 руб.;

-объекта с кадастровым номером *** на*** 3 007 650 руб..

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Исследовав отчеты оценщика, суд находит выводы оценщика об итоговой рыночной стоимости объектов оценки вызывающими сомнения в их объективности, поскольку при определении стоимости земельного участка использовал информацию об объекте-аналог ***, расположенном по адресу: ***, информация о продаже которого на праве собственности и площадью 25 соток оценщиком не подтверждена и противоречит общедоступным сведениям Единого государственного реестра недвижимости о регистрации в отношении участка, расположенного по указанному адресу права аренды (субаренды), и площадь которого 2100 кв.м..

Кроме этого, в отчете ***-О/1 содержится два объявления о продаже участка по адресу: ***, на дату предложения - *** стоимостью 770 000 руб., и на дату предложения ноябрь 2015 года стоимостью 700 000 руб., при оценщик при расчете использовал информацию о стоимости этого участка в 700 000 руб. на дату предложения - август 2016 года, что не соответствует этим объявлениям. При расчете стоимости объектов недвижимости (зданий и помещений) оценщиком использовалась методика расчета, при которой из величины стоимости, полученной при сравнительном и доходном подходах необоснованно исключается величина стоимости доли земельного участка в отсутствие документально подтвержденных

сведений о включении стоимости доли земельного участка в стоимость предложения объектов-аналогов, предлагаемых к продаже и аренде.

В ходе судебного разбирательства по делу назначена судебная экспертиза, по результатам которой получено экспертное заключение эксперта ООО «Экспертное бюро ***» Мамонтова О.А. от *** ***-ЭЗ, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости административного истца составляет:

- земельного участка с кадастровым номером *** на *** 2 930 384 руб. и на *** – 2 536 580 руб.;

- объекта недвижимости с кадастровым номером *** на *** в размере 3 462 676 руб.;

- объекта недвижимости с кадастровым номером *** на *** в размере 2 183 684 руб.;

-объекта недвижимости с кадастровым номером *** на *** в размере 3 864 971 руб..

Оценивая экспертное заключение эксперта, суд приходит к выводу, что экспертное заключение является подробным, и в отличие от отчетов оценщиков - мотивированным и обоснованным, подготовлено лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, на основе результатов анализа рынка недвижимости ***, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, в связи с чем, ставить выводы эксперта под сомнение оснований не имеется.

При проведении экспертом оценки объектов оценки подробно описан процесс оценки, подходы и методы оценки, определен сегмент рынка, к которому принадлежат объекты оценки и факторы, влияющие на их стоимость.

В экспертном заключении содержится информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении рыночной стоимости, и авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии распечаток объявлений.

Достоверность изложенных экспертом сведений, как об объектах оценки, которые был предметом экспертного осмотра, так и об объектах-аналогах в ходе судебного разбирательства не опровергнута.

Каких-либо возражений относительно данного экспертного заключения либо ходатайства о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, и оснований для назначения таковой по инициативе суда не установлено.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В связи с чем, суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, учитывая вышеуказанные недостатки отчетов оценщика, считает экономически и юридически обоснованным определить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной экспертом в своем заключении, с чем административный истец выразил согласие, уточнив административные исковые требования.

Доводы Управления Росреестра по *** о том, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не имеет никакого отношения к государственной кадастровой оценке, несостоятельны и противоречат положениям, действующим на момент утверждения оспариваемых результатов кадастровой стоимости, в частности статей 13, 17, 24.11 Закона об оценочной деятельности; пунктов 1 и 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***; пунктов 1 и 7 Положения об Управлении Росреестра по ***, утвержденного Приказом Росреестра от *** ***; Приказов Росреестра от *** № П/93, от *** № П/210; пунктов 1 и 12 Устава ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденного приказом Росреестра от *** № П/331; подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от *** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», части 3 статьи 6 Федерального закона от *** № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 3 Федерального закона от *** № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым названный государственный орган осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 КАС РФ является надлежащим административным ответчиком.

Учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пунктах 24, 28 вышеуказанного постановления и факт внесения на момент принятия решения суда сведений о кадастровой стоимости земельного участка административного истца, утвержденной вступившим в силу *** Приказом Комитета по управлению имуществом *** от *** *** в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, суд считает необходимым установить также период действия определенной судом кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на ***.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Матея Н. С., поданное в *** ***, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на *** в размере 2 930 384 руб., периодом ее действия до внесения в государственный реестр недвижимости сведений об очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по состоянию на *** в размере 2 536 580 руб..

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на ***, а именно:

- объекта с кадастровым номером *** – 3 462 676 руб.;

- объекта с кадастровым номером *** – 2 183 684 руб.;

- объекта с кадастровым номером *** - 3 864 971руб..

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Ледовских И.В.

Мотивированное решение изготовлено ***.

Судья Ледовских И.В.

3а-152/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Матей Николай Степанович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области
ТОГБУ "ЦОКСОН"
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области
Другие
Администрация Тамбовской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области
Администрация г. Моршанска Тамбовской области
Малина Мария Александровна
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Ледовских Ирина Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
03.12.2019Регистрация административного искового заявления
04.12.2019Передача материалов судье
05.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2020Судебное заседание
28.04.2020Производство по делу возобновлено
28.04.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.09.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
28.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее