РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
адрес 17 мая 2021 года
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи фио,
с участием прокурора фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-893/2021 по административному исковому заявлению фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N120-ПП «Об утверждении Правил землепользования и застройки адрес» в редакции постановлений Правительства Москвы от 2 ноября 2018 года N 1339-ПП, от 5 марта 2020 года N 171-ПП, обязании внести изменения в нормативный правовой акт,
у с т а н о в и л:
Правительством Москвы 28 марта 2017 года принято постановление N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес", подписанное Мэром Москвы и опубликованное на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 14 апреля 2017 года (далее - постановление N 120-ПП).
Согласно разделу "Введение" Правил землепользования и застройки адрес (далее также Правила землепользования и застройки адрес, Правила), являющихся приложением к постановлению N 120-ПП, Правила содержат общую часть и территориальную часть. Общая часть Правил оформлена в виде текстовых материалов и включает положения о порядке применения Правил и внесения в них изменений. Территориальная часть Правил оформлена в виде текстовых и графических материалов и включает градостроительные регламенты и карты градостроительного зонирования территории адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 2 ноября 2018 года N 1339-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г.N 120-ПП» в книге 12 в подразделах «пункта 121» в «территориальной зоне» в строке «иных показателях» предусмотрено размещение «мансарды – 26500 кв.м» (т. 2 л.д. 71-72).
Постановлением Правительства Москвы от 5 марта 2020 года N 171-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г.N 120-ПП» в книге 12 в подразделах «пункта 121» в «территориальной зоне» в строке «иных показателях» предусмотрено размещение «мансарды апартаменты – 26500 кв.м» (т. 2 л.д. 73-74).
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений требований просят признать недействующим постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес" в редакции указанных постановлений в книге 12 в подразделах «пункта 121» в «территориальной зоне» в строке «иных показателях»: «мансарды – 26500 кв.м» и «мансарды апартаменты – 26500 кв.м» соответственно, а также обязать Правительство Москвы внести изменения в указанные нормативные правовые акты в строке «иные показатели» указать «чердак».
В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на нарушение своих прав на общее имущество многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель административных истцов фио уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству адрес фио возражал против удовлетворения иска, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, сами по себе не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленные в материалы дела возражения.
Представители заинтересованных лиц Комитета государственного строительного надзора адрес, ООО «Марьино Строй» поддержали позицию Правительства Москвы.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные письменные материалы дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от дата № 190-ФЗ и определению Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 № 468-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации.
Согласно пункту 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, включающие в себя устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4.1. статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки города федерального значения Москвы утверждаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти адрес.
Согласно статье 7 Закона адрес от 25.06.2008 № 28 "Градостроительный кодекс адрес" (далее - Градостроительный кодекс адрес) к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относится организация разработки и утверждение правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Градостроительного кодекса адрес разработка правил землепользования и застройки может осуществляться единовременно применительно ко всей территории адрес или поэтапно применительно к частям территории адрес.
Во исполнение требований статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 36 Градостроительного кодекса адрес проведена процедура публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки.
В соответствии с требованиями Закона адрес от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах адрес» постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года № 120-ПП подписано Мэром Москвы, официально опубликовано, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона адрес от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы».
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом адрес, постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес", постановлением Правительства Москвы от 17.05.2018 N 457-ПП "Об утверждении Порядка направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки адрес", а также иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для рассмотрения вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая осуществляет подготовку заключения, содержащего рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменений или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Согласно части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
В силу положений статьи 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
В соответствии со статьей 8 Закона адрес от 06.11.2002 № 56 "Об организации местного самоуправления в адрес" вопросы градостроительного зонирования не являются вопросами местного значения, из чего следует осуществление данных полномочий органами государственной власти адрес (кроме городских адрес и Щербинка).
Статьей 36 Градостроительного кодекса адрес установлено, что предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки адрес направляются в городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки (далее - Городская комиссия), которая осуществляет подготовку заключения, содержащего рекомендации о внесении в соответствии изменений или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет указанное заключение в уполномоченный орган исполнительной власти адрес, который принимает решение о подготовке проекта изменений правил землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
При рассмотрении данного дела судом установлено, что предложения ОАО "Марьинская птицефабрика" о внесении изменений в правила землепользования и застройки адрес были рассмотрены Городской комиссией на заседании от 07.09.2018, по итогам которого было подготовлено и направлено в Москомархитектуру заключение с рекомендациями о внесении изменений в правила землепользования и застройки адрес.
С учетом вышеуказанного заключения Москомархитектурой издано распоряжение от 09.04.2018 № 204 "О подготовке проекта внесения изменения в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории по адресу: адрес, ОАО "Марьинская птицефабрика" (кад. № 77:17:0000000:9710), адрес" (т. 2 л.д. 110), на основании которого подготовлен проект внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес.
В соответствии с частью 8 статьи 36 ГрК Москвы (ред. от 28.06.2017) публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки организуют и проводят городская комиссия (в случаях, предусмотренных нормативным правовым актом Правительства Москвы) и окружные комиссии в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Конституционный Суд РФ в определении от 15.07.2010 N 931-0-0 указывает на то, что публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
По проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес была проведена процедура публичных слушаний, по итогам которой оформлены протокол от 31.07.2018 № 66/1 и заключение по результатам публичных слушаний от 03.08.2018, опубликованные в установленном порядке (т. 2 л.д. 145).
Согласно ст. 19 Закона адрес от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Правовые акты Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом адрес и Законом адрес от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах адрес".
Официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно ч. 5 ст. 20 Закона адрес от 08.07.2009 № 25 постановления Правительства Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в самом постановлении Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2018 N 1339-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП" в правила землепользования и застройки адрес внесены изменения, оспариваемые по настоящему делу.
Постановление Правительства Москвы от 02.11.2018 N 1339-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы 1Шр:/Лу\м\у.то8.ги и вступило в силу 02.11.2018. Кроме того, данное постановление опубликовано в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 62, 13.11.2018.
По состоянию на дату издания оспариваемого постановления ГрК РФ не предусматривал обязательную государственную регистрацию нормативного правового акта об утверждении изменений в правила землепользования и застройки.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление издано и введено в действие в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Как следует из ч. 5 ст. 33 ГрК РФ, решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки либо об отказе во внесении изменений по своей правовой природе является решением о целесообразности.
При этом исходя из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти.
Также были рассмотрены Городской комиссией на заседании от 13.12.2019 предложения ООО "Марьинострой" о внесении изменений в правила землепользования и застройки адрес, по итогам которого было подготовлено и направлено в Москомархитектуру заключение с рекомендациями о внесении изменений в правила землепользования и застройки адрес.
С учетом вышеуказанного заключения Москомархитектурой издано распоряжение от 25.12.2019 № 1318 "О подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории по адресу: адрес птицефабрика ОАО, вблизи адрес (кад. № 77:17:0000000:9710), адрес" (т. 2 л.д. 113), на основании которого подготовлен проект внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес.
В соответствии с частью 3.3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях внесения изменений в правила землепользования и застройки в случае однократного изменения видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и (или) в случае однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовка предусмотренного частью 4 настоящей статьи заключения комиссии не требуются.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что проведение публичных слушаний или общественных обсуждений по данному проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес не требовалось.
Проект внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес утвержден постановлением Правительства Москвы от 05.03.2020 № 171-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП" и опубликован в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 14, 10.03.2020.
Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес" в оспариваемых редакциях принято, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Порядок и процедура принятия оспариваемых постановлений административными истцами не оспаривались.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований и по этим основаниям.
В соответствии с п. 2, 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. В свою очередь функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Согласно части 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы является генеральный план города федерального значения Москвы.
Генеральный план адрес утвержден Законом адрес от 05.05.2010 № 17 "О Генеральном плане адрес" с учетом изменений, внесенных Законом адрес от 15.03.2017 N 10 "О внесении изменений в Закон адрес от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане адрес", в соответствии с которым рассматриваемая территория расположена в границах общественно-жилой функциональной зоны, из чего следует отсутствие противоречия оспариваемого постановления Правительства Москвы Генеральному плану горда Москвы.
Статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регулирует прядок оформления разрешения на строительство и не относится к подготовке и утверждению правил землепользования и застройки и изменений в них.
В частях 1, 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определен состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме принадлежит, принадлежащего им на праве общей долевой собственности. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Вместе с тем, принятие Правительством Москвы оспариваемых постановлений не влияет на права на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, не влечет прекращения права собственности на объекты недвижимости и погашения записей о правах на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Поскольку статьи 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируют гражданско-правовые отношения, касающиеся недействительности сделок, и их последствия, суд считает несостоятельными доводы административных истцов о несоответствии постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес" в оспариваемых редакциях указанным нормам права.
Не могут быть приняты судом во внимание и доводы представителя административных истцов, касающиеся содержания заключенных договоров долевого участия, в том числе, предмета указанных договоров, поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела подлежат проверке нормативные правовые акты в порядке абстрактного нормоконтроля, а споры о содержании гражданско-правовых договоров подлежат рассмотрению в ином судебном порядке.
Таким образом, доводы административных истцов являются их субъективным мнением, основанном на неверном толковании норм материального права, а указание на нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов носит характер предположений и не подтверждается материалами дела.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят Правительством Москвы в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации предусматривает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.1998 г. N 16-П).
Понуждение ответчиков к совершению указанных в административном исковом заявлении действий на внесение изменений в нормативный правовой акт является ограничением права федеральных органов государственной власти на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что оснований для внесения изменений в оспариваемые нормативные акты не имеется.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░, ░░░, ░░░, ░░░, ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 2017 ░░░░ N120-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░ 2018 ░░░░ N 1339-░░, ░░ 5 ░░░░░ 2020 ░░░░ N 171-░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░
1