Решение по делу № 2-227/2018 ~ М-223/2018 от 19.10.2018

Дело № 2- 227/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2018 года                       с. Кочево Пермский край

Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи И.В.Шерстюкова,

при секретаре Мясниковой Н.Н.,

с участием: прокурора Кучевасова А.П.,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Коноваловой О.О.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации «Кочевское сельское поселение» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Чеботкова К.Н.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ММО МВД России «Кочевский» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Сизова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Кочевского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» о признании бездействия по организации безопасности дорожного движения незаконным, возложении обязанности принять меры по оформлению паспорта автомобильной дороги Кочево - Акилово, обустройству тротуаров на участке автомобильной дороги Кочево - Акилово 1 км. 200м + 1 км. 600 м.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кочевского района Пермского края обратился с иском к администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения. В обосновании исковых требований указано следующее.

Прокуратурой Кочевского района Пермского края совместно с сотрудниками ГИБДД МО МВД России «Кочевский» по жалобе ФИО1 проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения по <адрес> Кочевского муниципального района Пермского края.

11 июля 2018 в ходе прокурорской проверки установлено, что на автомобильной дороге Кочево-Акилово 2 км. <адрес> Кочевского муниципального района Пермского края с левой стороны дороги в некоторых местах отсутствуют и повреждены тротуары, которые не соответствуют требованиям национальных стандартов.

Согласно ч.1 ст. 41 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на охрану жизни, здоровья. Одним из основных принципов обеспечения дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, что закреплено в Федеральном законе от 10.12.1995 года № 195-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии со ст. 24 Закона, граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам РФ.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.20.03 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Пунктами 5 и 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного     значения     вне     границ     населенных     пунктов     в     границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения" дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, "технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 22 названного Закона предусмотрено, что на всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 утверждены такие Правила, согласно пункту 1.1 которых иные нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Согласно п. 4.5.1.1. «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст (далее-ГОСТ Р 52766-2007), тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 человек в сутки.

В силу п.п. 4.5.1.3, 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 метра. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 метра.

В соответствии СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» СП 42.13330.2016 свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию Существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.

Настоящий свод правил направлен на обеспечение градостроительными средствам и безопасности и устойчивости развития муниципальных образований, охрану здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, сохранение памятников истории и культуры, защиту территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера; а также на создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения (МГН), в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства.

Требования настоящего свода правил с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.

Согласно данной норме по всей территории населенного пункта, осуществляют основные транспортные и пешеходные связи, а также связь территории жилой застройки с общественным центром, выходят на внешние дороги.

В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на лиц. осуществляющих содержание автомобильных дорог, возложена обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам с целью обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» тротуары относятся к дорожным сооружениям как элементам обустройства автомобильных дорог.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом илидоговором.

Право     собственности     Кочевского     муниципального     района автомобильную дорогу Кочево-Акилово подтверждается Свидетельством государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

П. 2.5     ст.     9     Устава     Кочевского     муниципального     района предусматривает, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Кочевского муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст. 58 Устава администрация муниципальной района осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в граница муниципального района, муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов границах муниципального района, и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Безопасность дорожного движения изначально является сферой интересов неопределенного круга лиц и направлена на охрану жизни здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов Обеспечение безопасности дорожного движения достигается комплексом законодательно предусмотренных мер, в том числе обустройством тротуаров Непринятие данных мер администрацией      Кочевского муниципального района и администрацией Кочевского сельского поселения, к полномочиям которых это отнесено автоматически затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, от поддержания исковых требований к администрации Кочевского сельского поселения отказался, просил признать бездействие администрации Кочевского муниципального района по организации безопасности дорожного движения незаконным и возложении обязанности принять меры к оформлению технического паспорта на автомобильную дорогу Кочево - Акилово в соответствии с требованиями Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации», приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 г. № 160 в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда и обустроить тротуары на автомобильной дороге Кочево - Акилово 1 км 200м + 1 км 600 м в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Не согласился с доводами ответчика относительно того, что тротуары в населенном пункте должны быть обустроены администрацией сельского поселения, поскольку предметом иска является обустройство автомобильной дороги, которая проходит через населенный пункт, правовыми актами предусмотрена обязанность владельца автомобильной дороги обеспечить обустройство всех элементов дороги, тротуар и пешеходная дорожка являются частью автомобильной дороги, тем самым, обязанность по оборудованию тротуара возложена на владельца автомобильной дороги, которым является администрация муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края». Ответчик не правильно понимает правовые нормы, на которые ссылается, оправдывая бездействия, не принятие мер ставит под угрозу жизнь и безопасность пешеходов как участников дорожного движения.

Представитель ответчика администрации муниципального образование «Кочевский муниципальный район Пермского края» по доверенности в части исковых требований о проведении паспортизации автомобильной дороги Кочево - Акилово, исковые требования признала, пояснив, что технический паспорт на автомобильную дорогу «Кочево - Акилово», км. 0 +000 - км. 24 + 260 составлен по состоянию на 01.01.2001 года, не учитывает изменения законодательства, требования к обустройству дороги, а также состояние дороги, в связи с чем требуется провести паспортизацию автомобильной дороги. В части исковых требований о возложении обязанности оборудования тротуаров исковые требования не признала. В 2018 году в целях улучшения ситуации по безопасности дорожного движения в соответствии с муниципальной программой «Развитие дорожного хозяйства в Кочевском муниципальном районе 2018 г.» проводился ремонт автомобильной дороги Кочево - Акилово и подъезд к пос. Октябрьский, построен пешеходный мостик для перемещения пешеходов в пос. Октябрьский и в направлении <адрес> вне черты населенного пункта, проведена процедура по размещению муниципального заказа по определению подрядчика по строительству пешеходного моста для пешеходов в направлении <адрес> вне черты населенного пункта. Обслуживание пешеходных тротуаров вдоль <адрес> не входит в компетенцию администрации Кочевского муниципального района, так как существующая пешеходная дорожка располагается за пределами полосы отвода автодороги Кочево - Акилово, ссылаясь на часть 2 статьи 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 461-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменений в закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, закреплена за сельскими поселениями Пермского края. В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года, № 196-ФЗ дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Полагает, что реконструкция тротуаров по <адрес> относится к дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта Кочевского сельского поселения. В паспорте автомобильной дороги Кочево - Акилово в разделе ведомости наличия тротуаров, тротуары не установлены, на балансе Кочевского муниципального района не состоят. К вопросам местного значения в соответствии с пунктом 5 и 1 статьи 15 Федерального закона № 131 к вопросам местного значения муниципального района относится только дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог вне границ населенных пунктов, <адрес> в границах населенного пункта <адрес>, поэтому должностными лицами администрации муниципального района не предусматривалось обеспечение контроля за обеспечением безопасности пешеходов по тротуарам вдоль <адрес> в <адрес>. Содержание паспорта дороги зависит от задания заказчика, предложений подрядчика.

     Глава администрации Кочевского сельского поселения в отзыве на исковое заявление и пояснениях в судебном заседании 13.11.2018 года указал, что исковое заявление подлежит удовлетворению в отношении ответчика администрации муниципального образование «Кочевский муниципальный район Пермского края» как собственника автомобильной дороги, который является надлежащим ответчиком. Согласно свидетельства о государственной регистрации права 59 ББ 180066 от 10.03.2009 года право собственности на автомобильную дорогу Кочево - Акилово закреплено за Кочевским муниципальным районом, администрация Кочевского сельского поселения никакого отношения к этой дороге и тротуарам не имеет согласно Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Администрация Кочевского сельского поселения в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполняет свои полномочия в области дорожной лишь на автомобильных дорогах, которые находятся в собственности и на балансе администрации Кочевского сельского поселения, в противном случае будет иметь место нецелевое и неправомерной использование бюджетных средств.

           Представитель администрации Кочевского сельского поселения в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, полагал, что обязанность по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге Кочево - Акилово следует возложить на надлежащего ответчика администрацию муниципального образование «Кочевский муниципальный район Пермского края».

     Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Межмуниципального отдела МВД России «Кочевский» исковые требования прокурора поддержал, пояснив, что участок автомобильной дороги Кочево - Акилово 1 км.200 м + 1 км 600 м, проходит через населенный пункт и в соответствии с пунктом 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766 0 2007 подлежит оборудованию тротуарами, отсутствие тротуара или пешеходной дорожки вынуждает пешеходов передвигаться по дорожному автомобильной дороге, что создает угрозу жизни и безопасности граждан, участников дорожного движения. В силу определения тротуара, данного п. 1.2. ПДД РФ им является элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Собственником автомобильной дороги Кочево - Акилово является администрация Кочевского муниципального района, на данного ответчика следует возложить обязанность по оборудованию тротуаров в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством, техническими нормами и правилами, стандартами.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - «ГК РФ») граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Обязанность государства обеспечить осуществление права на справедливую, компетентную и действенную судебную защиту вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, в частности закрепленных в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах. Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.Из положений ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации следует, что каждый имеет право на жизнь и здоровье.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", - прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Возложение обязанности на органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, совершить определенные действия в целях пресечения угрозы причинения вреда, жизни и здоровья граждан, предупреждения совершения ДТП является одним из способов защиты гражданских прав, каковым может быть пресечение действий, создающих угрозу их нарушения (ст. 12 ГК РФ). Таким образом, предъявляя иск действовал исходя из предоставленных полномочий и возложенных на органы прокуратуры обязанностей, вытекающих из положений статьи 129 Конституции Российской Федерации.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения городского округа.

Исходя из положений пунктов 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г.№ 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 17, 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления осуществляются самостоятельно, в соответствие со ст. 18 вышеуказанного федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Как следует из ст. 13 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии с п.4 ст. 6 Федерального закона от 12.12.1996 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 12 данного закона установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Пунктами 1.1.-1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Министерством автомобильных дорог РСФСР 05.02.1982 года технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог». Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV классификации работ по содержанию автомобильных дорог, в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ объект права, - «Автомобильная дорога «Кочево - Акилово», назначение: сооружение транспорта, протяженность <данные изъяты> км, адрес объекта: Пермский край, Кочевский район, условный (кадастровый номер): , принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию «Кочевский муниципальный район Пермского края». Установлено, что в соответствии с нормами действующего законодательства администрация муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края», являясь собственником автомобильных дорог местного значения, расположенных в границах населенных пунктов поселения, обязанная содержать указанные автодороги, в том числе, произвести их паспортизацию, бездействует, что является незаконным. Ранее оформленный технический паспорт на автомобильную дорогу составлен по состоянию на 01.01.2001 года, не учитывает требований действующего законодательства, нормативных правовых актов, правил, регламентов, стандартов и требует переоформления. Необходимость проведения паспортизации автомобильной дороги признается ответчиком.

Таким образом, суд находит исковые требования прокурора Кочевского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края » о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги подлежащими удовлетворению.

В п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090, содержится определение понятия "Дорога", в соответствии с которым дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. "Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. № 270-ст утвержден "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

На основании ст. 46 Федерального закона от 27.12.2001 №184-ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к эксплуатации, установленные нормативными правовыми актами РФ, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В силу п.1 ст. 46 вышеназванного закона при соответствии целям, названным в этой норме, ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению. В силу статей 3, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, которое осуществляется в том числе посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском, наземном электрическом транспорте и лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации; участники дорожного движения имеют право получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.

Указанным целям соответствует ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а также ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.

         Вместе с тем, данная формулировка не содержит в себе запрета устраивать на дорогах IV категории тротуары и пешеходные дорожки. Требованиями ГОСТ категоризация дорог используется для целей установления дополнительных оснований к их оборудованию тротуарами.

Согласно п. 11.16 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", при проектировании автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, должны предусматриваться пешеходные дорожки или тротуары, а при необходимости и велосипедные дорожки. Пешеходные и велосипедные дорожки должны проектироваться при необходимости и вне населенных пунктов вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог.

Данный участок дорогиКочево - Акилово 1 км.200 м + 1 км 600 м проходит в границах населенного пункта, имеет твердое покрытие, отсутствие тротуара как элемента автомобильной дороги является небезопасным для жизни и здоровья граждан, поскольку отсутствие тротуаров влечет дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов. С учетом нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а именно, Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральный закон № 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ГОСТ Р 52766-2007«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора. Ответчик не возражает относительно необходимости оборудования автомобильной дороги Кочево - Акилово 1 км.200 м + 1 км 600 м, проходящей через населенный пункт тротуаром, вместе с тем приводит доводы, о том, что поскольку дорога проходит через населенный пункт, то обязанность по оборудованию тротуара должна быть исполнена администрацией Кочевского сельского поселения, Данные доводы не могут признаны состоятельными. В силу приведенных выше правовых норм, тротуар является частью автомобильной дороги, что предполагает обязанность владельца данной дороги обустроить все элементы дороги в соответствии с предъявляемыми к дороге требованиям, при этом устройство тротуаров производится в соответствии с требованиями правовых актов по планировке и застройке сельского поселения. Ссылка представителя ответчика на бюджетные правоотношения не имеет отношения к данному гражданскому делу, поскольку предметом настоящего спора, возникшего по иску прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, бюджетные правоотношения не являются; к тому же, как следует из пояснений представителей органов местного самоуправления, бюджеты как муниципального района так и сельского поселения являются дотационными, в любом случае, на проведение расходов на благоустройство тротуара будут использованы бюджетные средства, предоставленные органам местного самоуправления вышестоящим бюджетом. Как следует из объяснений сторон, осмотре участка дороги при проведении выездного судебного заседания 13.11.2018 года, часть тротуара дороги оборудована, работы проводились по поручению ответчика администрации Кочевского муниципального района, но в эксплуатацию не сданы, для передвижения пешеходов не открыты, работы проведены до участка автомобильной дороги Кочево - Акилово 1 км.200 м., далее работы приостановлены. Отсутствие тротуаров на участке автомобильной дороге в населенном пункте, ставит пешеходов как участников дорожного движения в незащищенное положение, вынуждает осуществлять передвижение по проезжей части, подвергает опасности жизнь и здоровью пешеходов, что недопустимо. Кроме того, на данном участке автомобильной дороги не обустроено уличное наружное освещение (пункт 4.6.2.1 ГОСТ 33151 - 2014), отсутствие тротуаров, пешеходных дорожек, при недостаточном уличном наружном освещении создает предпосылки для аварийных ситуаций, дорожно - транспортных происшествий. Не согласованность и отсутствие взаимодействия органов местного самоуправления, не является основанием для неисполнения требований правовых актов в области безопасности дорожного движения. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ объект права, - «Автомобильная дорога «Кочево - Акилово», назначение: сооружение транспорта, протяженность <данные изъяты> км, адрес объекта: Пермский край, Кочевский район, условный (кадастровый номер): , принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию «Кочевский муниципальный район Пермского края», соответственно, собственник дороги обязан принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на принадлежащей ему на праве собственности автомобильной дороге для всех участников дорожного движения, в том числе, участников дорожного движения - пешеходов, предусмотрев возможность безопасного движения пешеходов на данном участке автомобильной дороги. Содержание в последующем, после обустройства, объектов дорожно - уличной сети, в том числе, тротуаров, пешеходных дорожек, уличного наружного освещения, могут быть разрешены органами местного самоуправления в установленном порядке.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд принимает во внимание, что для осуществления возложенной на ответчиков обязанности необходим временной период в связи с чем, считает возможным в соответствии с заявленным требованием установить срок исполнения возложенной судом обязанности поэтапно с учетом возможности реального исполнения и финансового обеспечения.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суды общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Положения пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ применяются в отношении органов, входящих в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, которые подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

В связи с указанным, оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика не имеется.

                       Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                             

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Кочевского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образование «Кочевский муниципальный район Пермского края» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образование «Кочевский муниципальный район Пермского края» по непринятию мер к переоформлению паспорта автомобильной дороги Кочево - Акилово, обустройству участка автомобильной дороги Кочево - Акилово 1 км.200 м + 1 км 600 м, проходящей через населенный пункт, тротуаром в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Возложить на администрацию муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» обязанность выполнить мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно:

произвести в соответствии с требованиями действующего законодательства паспортизацию автомобильной дороги местного значения «Кочево - Акилово», предусмотрев обустройство автомобильной дороги км. 1 +200 метров -- км. 1 600метров тротуаром, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести обустройство тротуаров автомобильной дороги «Кочево - Акилово» км. 1 +200 метров -- км. 1 600метров.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме <данные изъяты>

Судья                                                                                     И.В. Шерстюков

2-227/2018 ~ М-223/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кочевского района
Ответчики
Администрация Кочевского муниципального района
Другие
МО МВД России "Кочевский"
Администрация Кочевского сельского поселения
Суд
Кочевский районный суд Пермского края
Судья
Шерстюков Игорь Викторович
Дело на сайте суда
kochevsky--perm.sudrf.ru
19.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2018Передача материалов судье
22.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.11.2018Предварительное судебное заседание
20.11.2018Судебное заседание
22.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2018Дело оформлено
28.12.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее