Дело № 2-4610/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2017 года Дзержинский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Смольяковой Н.В., при секретаре Хлебниковой А.О., с участием старшего помощника прокурора Дзержинского района г. Перми Апаницина С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению прокурора, предъявленному в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Дзержинского района г. Перми, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет» по адресу: Адрес информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что при проведении проверки установлено, что в сети «Интернет» размещен интернет-сайт Адрес, на котором содержится информация о продаже медицинских справок и заключений без проведения медицинских осмотров. С помощью указанных сайтов осуществляется распространение поддельных официальных документов, которые могут быть использованы, в том числе и для получения права на управление транспортным средством. Размещение в свободном доступе информации, побуждающей к приобретению медицинских справок и медицинских заключений без проведения медицинского осмотра, за использование которых предусмотрена уголовная ответственность, является распространением запрещенной информации.
В судебном заседании представитель заявителя – старший помощник прокурора Дзержинского района г. Перми настаивал на удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованного лица Управление Роскомнадзора по Пермскому краю направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно представленному отзыву заявление поддерживает.
Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, суд установил.
На основании ст. ст. 262, 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Перечень фактов, имеющих юридическое значение, не является исчерпывающим.
В силу ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
Материалами дела установлено, что Дата на основании Распоряжения прокурора Пермского края, указаний прокурора г. Перми в помещении прокуратуры Дзержинского района г. Перми (Адрес) проведена проверка исполнения законодательства в пресечении незаконного оборота наркотиков: с использованием персонального компьютера осуществлен выход в сеть «Интернет».
В ходе проверки выявлен Интернет-сайт Адрес, на котором содержится информация о продаже медицинских справок и заключений без проведения медицинских осмотров. С помощью указанного сайта осуществляется распространение поддельных официальных документов, которые могут быть использованы, в том числе и для получения права на управление транспортным средством.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении установленных федеральными законами требований законодательства.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
Согласно п. 7 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02 мая 2012 года № 441н, справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
В соответствии с п. 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 624н, выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Согласно п. 14 Инструкции по заполнению медицинской справки о допуске к управлению транспортным средством, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 сентября 2010 года № 831 н, сведения о наличии или отсутствии у водителя транспортного средства (кандидата в водители) медицинских противопоказаний или установления в отношении него условий допуска к управлению транспортным средством по результатам осмотров врачей-специалистов при прохождении медицинского освидетельствования вносятся в 9-15 строки Справки о допуске к управлению транспортными средствами.
Из вышеперечисленных норм следует, что для выдачи медицинской справки и медицинского заключения необходимо провести осмотр гражданина врачами-специалистами.
Таким образом, размещение в сети «Интернет» в свободном доступе информации, побуждающей к приобретению медицинских справок и медицинских заключений без проведения медицинского осмотра организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, за использование которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, является распространением запрещенной информации.
Размещение такой информации на сайтах в свободном доступе подстрекает граждан к совершению преступления, предусмотренного ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр), в который включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 5 ст. ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения сведений в Реестр, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 3 ст. ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. 2, 3 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Таким образом, информация, размещенная в сети «Интернет» по адресу Адрес о продаже поддельных медицинских справок и заключений, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и указанная страница сайта подлежит включению в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
Свободный доступ к сайтам, где размещена информация, содержащая побуждение к приобретению поддельных медицинских справок и медицинских заключений без проведения медицинских осмотров, фактически способствует совершению гражданами преступлений. Тем самым, создается возможность нарушения публичных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора об ограничении доступа к информации и удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Признать информацию, содержащуюся на сайте: Адрес, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта Адрес в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Председательствующий Смольякова Н.В.