Дело № 2-441/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ковров 14 февраля 2017 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой М.С., при секретаре Рогозиной Е.М., с участием представителя истца помощника Ковровского городского прокурора Ивлиевой О.М., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Ковровского района Владимирской области Власевич Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковровского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования Ковровский район и неопределенного круга лиц – жителей Ковровского района, к Унитарному муниципальному предприятию «Бытсервис» о возложении обязанности зарегистрировать право хозяйственного ведения на объекты недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Ковровский городской прокурор, действуя в интересах муниципального образования Ковровский район и неопределенного круга лиц – жителей Ковровского района, обратился в суд с исковым заявлением к Унитарному муниципальному предприятию «Бытсервис» (далее по тексту - УМП «Бытсервис») о возложении обязанности по устранению нарушения закона при использовании муниципального имущества путем принятия мер по государственной регистрации права хозяйственного ведения на артезианскую скважину № <№> по адресу: <адрес>; артезианскую скважину № <№> по адресу: <адрес> в территориальном подразделении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований, поддержанных в судебном заседании помощником Ковровского городского прокурора Ивлиевой О.М., указано, что в нарушение требований закона УМП «Бытсервис» не зарегистрировало право хозяйственного ведения на указанные объекты муниципальной собственности. Отсутствие государственной регистрации права препятствует распоряжению и использованию закрепленным за предприятием имуществом в установленном законом порядке.
Представитель ответчика УМП «Бытсервис» по доверенности Коротеева А.В., в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании просила увеличить срок регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество и уменьшить размер государственной пошлины в связи с тяжелым финансовым положением предприятия.
Представитель третьего лица - администрации Ковровского района Владимирской области по доверенности Власевич Л.В. в судебном заседании с иском согласилась, ходатайствовала об увеличении срока регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество <данные изъяты> года в связи с тяжелым финансовым положением предприятия.
Выслушав представителей истца и третьего лица, изучив документы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Пунктами 2.1, 2.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Ковровского района, утвержденного решением Совета народных депутатов Ковровского района от <дата> <№>, установлено, что муниципальное образование Ковровский район является собственником принадлежащего ему муниципального имущества.
Полномочия собственника муниципального имущества от имени Ковровского района осуществляют Совет народных депутатов Ковровского района и администрация Ковровского района.
В силу ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшей до 01.01.2017 г., государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона, действовавшей до 01.01.2017 г., обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Закона, действовавшей до 01.01.2017 г., установлено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в ЕГРП.
В силу положений статьи 16 Закона, действовавшей до 01.01.2017 г., государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа - местного самоуправления или организации.
В соответствии с ч. 3, 4, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 г., государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п.п. 1 и 8 ч. 2 ст. 14 указанного закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В силу п.1 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется по заявлению лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с распоряжением администрации Ковровского района от <дата> <№>, ответчику на праве хозяйственного ведения переданы: артезианская скважина <№> по адресу: <адрес>; артезианская скважина <№> по адресу: <адрес>.
В нарушение требований закона УМП «Бытсервис» до настоящего времени не зарегистрировало право хозяйственного ведения на указанные объекты муниципальной собственности.
<дата> директору УМП «Бытсервис» прокурором было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о муниципальной собственности по факту отсутствия регистрации права хозяйственного ведения на указанные объекты муниципального имущества.
По результатам рассмотрения данного представления <дата> руководителем УМП «Бытсервис» дан ответ, из которого следует, что право хозяйственного ведения на данные объекты не зарегистрировано в связи с отсутствием у предприятия денежных средств и наличия большого количества объектов недвижимого имущества, на которые необходимо зарегистрировать право хозяйственного ведения.
Таким образом, в течение длительного периода времени муниципальным предприятием меры по регистрации права хозяйственного ведения на переданное муниципальное имущество не принимались. При этом отсутствие должного финансирования не может являться основанием для не исполнения требований федерального закона.
Государственная регистрация является условием обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, и призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.
Отсутствие государственной регистрации права препятствует распоряжению и использованию, закрепленным за предприятием имуществом в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, соответствием законам издаваемых ими правовых актов, а так же надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Пунктом 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В данном случае Ковровский городской прокурор, выступая от имени государства, которое наделило его полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов, действует в интересах муниципального образования Ковровский район и неопределенного круга лиц - жителей Ковровского района, поскольку отсутствие регистрации в установленном законом порядке права хозяйственного ведения на муниципальное имущество может привести к нарушению порядка его использования и сохранности.
Срок, в течение которого надлежит устранить выявленные нарушения по регистрации права хозяйственного ведения, учитывая большой объем недвижимого имущества, на которое необходимо зарегистрировать право хозяйственного ведения, суд полагает с согласия представителя истца, возможным установить шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, находя его достаточным и разумным.
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Размер государственной пошлины по данной категории дела составляет <данные изъяты> рублей.
Учитывая то, что ответчиком является муниципальное предприятие, находящееся в тяжелом финансовом положении, суд полагает необходимым уменьшить размер подлежащей уплате государственной пошлины до <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать унитарное муниципальное предприятие «Бытсервис» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения закона при использовании муниципального имущества путем принятия мер по государственной регистрации права хозяйственного ведения на артезианскую скважину <№> по адресу: <адрес>, артезианскую скважину <№> по адресу: <адрес> в территориальном подразделении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.С. Овчинникова
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2017 года.