Дело № 2-274/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата г. Михайловка
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Яшуркаева Ч.А.,
при секретаре Думчевой И.И.,
с участием:
помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Немтыревой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области, в интересах субъекта Российской Федерации Волгоградская область к Золотареву Алексею Владимировичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
установил:
Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области, действующий в интересах субъекта Российской Федерации - Волгоградской области, обратился в суд с иском к Золотареву Алексею Владимировичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
В обоснование иска указано, что Дата между Администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области и Золотаревым Алексеем Владимировичем заключен договор аренды земельного участка Номер, сроком на 49 лет с Дата по Дата включительно, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 84631,0 кв.м., имеющий кадастровый Номер, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Адрес, Адрес, для производства сельхозпродукции. На основании акта приема передачи от Дата земельный участок передан Арендатору. Дата договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Постановлением Администрации Волгоградской области от Дата Номер – п «Об утверждении положений о государственных охотничьих заказниках регионального значения Волгоградской области» утверждено положение о государственном охотничьем заказнике «Раздорский». Земельный участок с кадастровым номером Номер входит в границы заказника «Раздорский». Государственные природные заказники отнесены к особо охраняемым природным территориям регионального значения. С момента установления границ особо охраняемой природной территории, все земельные участки находящиеся в указанных границах являются собственностью Волгоградской области. То есть договор аренды не соответствует действующему законодательству. Поскольку спорный земельный участок выбыл из владения субъекта РФ – Волгоградская область в результате распоряжения им неуполномоченным лицом, Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области просит истребовать земельный участок из чужого незаконного владения Золотарева А.В. и возвратить собственнику.
Помощник Михайловского межрайонного прокурора Немтырева Л.А. в судебном заседании просила заявленные требования удовлетворить в полном объёме.
Ответчик Золотарев А.В. в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, так как пользуется земельным участком на законных основаниях и своевременно вносит арендную плату.
Третье лицо Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Волгоградской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Третье лицо Комитет по управлению госимуществом Волгоградской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Из п. 32 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от Дата Номер «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников.
В силу пункта "в" части 1 статьи 2 Федерального закона от Дата №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений, особо охраняемые природные территории разделяются на категории, к числу которых отнесены природные заповедники.
Согласно части 6 статьи 2 вышеуказанного Закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Дата между Администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области и Золотаревым Алексеем Владимировичем заключен договор аренды земельного участка Номер, сроком на 49 лет с Дата по Дата включительно, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 84631,0 кв.м., имеющий кадастровый Номер, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Адрес, Адрес для производства сельхозпродукции.
На основании акта приема передачи от Дата земельный участок передан Арендатору.
Дата договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Постановлением Администрации Волгоградской области от Дата Номер-п "Об утверждении положений о государственных охотничьих заказниках регионального значения Волгоградской области" утверждено положение о государственном охотничьем заказнике «Раздорский».
В соответствии с п. 1.2 Положения Номер-п, государственный охотничий заказник регионального значения "Раздорский" (далее именуется - Заказник) является территорией (акваторией), имеющей особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, предназначенной для сохранения, воспроизводства, рационального использования охотничьих ресурсов, ценных в хозяйственном и (или) научном отношении, сохранения среды их обитания и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также проведения расселения охотничьих ресурсов на территории Волгоградской области, обеспечения их видового разнообразия.
Частью 4 ст. 22 Федерального закона от Дата № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов).
Таким образом, Заказник соответствует профилю государственного заказника и является особо охраняемой природной территорией.
Согласно ч. 3 Положения Номер-п, заказник находится в ведении органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного осуществлять государственное управление в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, охраны и воспроизводства среды их обитания на территории Волгоградской области.
Согласно информации филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области от Дата № Номер, Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от Дата Номер, земельный участок с кадастровым номером Номер, являющийся предметом оспариваемого договора, полностью входит в границы заказника «Раздорский».
В соответствии с ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе, государственных природных заказников.
Территория заказника имеет определенные границы, статус и режим использования особо охраняемой природной территории и земельных участков в ее пределах, и, соответственно, на момент заключения оспариваемой сделки, земельный участок был отнесен к землям особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с п. «г» ч. 2 ст. 2 Федерального закона от Дата № ЗЗ- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», с учётом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются, в том числе, следующие категории указанных территорий: государственные природные заказники.
По общему правилу, установленному действующей на момент заключения сделки ч. 10 ст. 3 Федерального закона от Дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
На основании ч. 2 ст.214 Гражданского кодекса РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.1 Федеральный закон от Дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно ч.1 ст.18 Земельного кодекса РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу ч.ч. 4, 5 ст. 2 Федерального закона от Дата N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.
На основании ч. 3 ст. 22 Закона №33-ФЗ, государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 закона Волгоградской области от Дата N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" (принят Волгоградской областной Думой Дата), государственными природными заказниками объявляются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Таким образом, с момента установления границ особо охраняемой природной территории постановлением главы администрации Волгоградской области от Дата Номер «О государственных охотничьих заказниках в Волгоградской области» - государственного охотничьего заказника «Раздорский», все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания федерального закона являются собственностью Волгоградской области.
В нарушение изложенных положений законодательства администрация г.о.г. Михайловка Волгоградской области, не имея полномочий, распорядилась земельным участком, заключив с Золотаревым А.В. оспариваемый договор.
Кроме того, согласно п. 10 ст. 3 (нормы, действующей на момент заключения сделки) Закона № 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Оспариваемым договором нарушены права публично-правового образования - субъекта Российской Федерации - Волгоградская область, как собственника указанного земельного участка на его правомерное и эффективное использование в установленном законом порядке.
Поскольку спорный земельный участок выбыл из владения субъекта РФ - Волгоградская область в результате распоряжения им неуполномоченным лицом, он подлежат истребованию из чужого незаконного владения Золотарева А.В. и возвращению собственнику.
Нахождением земельного участка в незаконном владении Золотарева А.В нарушаются права публично-правового образования - субъекта Российской Федерации - Волгоградская область, как собственника указанного земельного участка, на его правомерное и эффективное использование в установленном законом порядке.
Согласно информации комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от Дата Номер, от Дата Номер комитет не располагает сведениями о предоставлении данного земельного участка администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области.
Таким образом, исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области удовлетворить.
Истребовать из незаконного владения Золотарева Алексея Владимировича земельный участок из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения площадью 84631,0 кв.м., с кадастровым номером Номер, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Адрес, Адрес, для производства сельхозпродукции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Михайловский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ч.А. Яшуркаев
Мотивированный текст решения изготовлен Дата.
Судья Ч.А. Яшуркаев