РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-6269/19 по иску Козловой С. И. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Козловой С. И. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.10.2019 г. №РД-2066.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявительницы, приняв решение по его заявлению от 18.09.2019 г. №СП-9/5094 о перераспределении земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-6269/19 по иску Козловой С. И. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Козлова С.И. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что ею было подано заявление о заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером № находящегося в её собственности. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.10.2019 г. №РД-2066 ей отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок «находится в глубине квартала и выход на земли общего пользования осуществляется посредством спорной территории, которая представляет собой проезд между участками и землями, государственная собственность на которые не разграничена». Испрашиваемый земельный участок – это склон оврага, по которому проходит открытый сток ливневой канализации, разделивший <адрес>, имеющую изгиб, переходящий в <адрес>, где имеется мост через овраг для проезда и прохода. Она самостоятельно предприняла меры для укрепления склона оврага, поставив опоры и отсыпав землю, произведя посадку деревьев по склону оврага, предотвратив не только сползание грунта и угрозу для её жилого дома. Испрашиваемый земельный участок не имеет прохода между земельными участками, тем более, не имеет проезда. Просит признать не соответствующим закону и нарушающим её законные интересы распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.10.2019 г. №РД-2066.
В судебном заседании заявительница заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности от 16.01.2019 г. №Д05-01/79 Попова М.Н. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 50-54).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истица с 8.07.2013 г. является собственницей земельного участка с кадастровым номером № площадью 466±8 м2 по адресу: <адрес>-город, <адрес> (л.д. 62-63).
18.09.2019 г. истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/5094 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером № (л.д. 58) на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ (перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков). К заявлению была приложена подготовленная заявительницей схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 64), сведений о её утверждении уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не имеется.
Распоряжением от 18.10.2019 г. №РД-2066 (л.д. 56-57) Департамент градостроительства г.о. Самара отказал истице в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, – нарушение предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам).
Отказ в перераспределении земельных участков явным образом затрагивает законные интересы заявительницы, в связи с чем может быть оспорен ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.
В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.
Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истца о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявления, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.
Оспариваемое решение в отношении наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка мотивировано ссылкой на пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, в соответствии с которым основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. В оспариваемом решении указывается на нарушение требований п.6 ст.11.9 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами.
Ответчик указывает, что «не представляется возможным установить наличие между образуемым земельным участком и землями общего пользования свободных земель, за счёт которых может быть выполнено перераспределение».
Однако такого основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и, соответственно, отказа в заключении соглашения о перераспределении законом не установлено.
Ответчик в оспариваемом распоряжении не указывает закон, требования которого были бы нарушены в случае утверждения предлагаемой схемы расположения земельного участка.
Следовательно, ссылка ответчика на п.6 ст.11.9 ЗК РФ неосновательна.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, ответчик полагает, что присоединяемая территория в действительности является территорией общего пользования, т.к. представляет собой внутриквартальный проезд.
Однако согласно представленной ответчиком выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Самары (л.д. 60-61) к территориям общего пользования испрашиваемый земельный участок не относится, планировочные ограничения в отношении него отсутствуют.
Из представленного истцом топографического плана (л.д. 67) следует, что проезд на территории, которую истица желает присоединить, в действительности отсутствует, поскольку <адрес> в этом месте упирается в овраг, по которому протекает ручей, присоединяемая территория находится на краю оврага. На схеме расположения рельеф местности не обозначен, в связи с чем ответчиком был сделан ошибочный вывод о наличии проезда. Однако ответчик имел возможность проверить своё предположение путём выезда на место или путём изучения имеющегося у него топографического материала. Принимать решение об отказе в перераспределении земельных участков, руководствуясь непроверенным предположением, при отсутствии в информационной системы обеспечения градостроительной деятельности сведений об ограничении оборотоспособности земельного участка, ответчик был не вправе.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным, поскольку он равен установленному п.8 ст.39.29 ЗК РФ сроку рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Козловой С. И. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.10.2019 г. №РД-2066.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявительницы, приняв решение по его заявлению от 18.09.2019 г. №СП-9/5094 о перераспределении земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.12.2019 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь