Решение по делу № 11-8111/2019 от 03.06.2019

Дело № 11-8111/2019     Судья Резниченко Ю.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июля 2019 года г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Козиной Н.М.,

судей              Швайдак Н.А., Жуковой Н.А.,

при секретаре      Уржумцевой С.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Долгулёва Валерия Анатольевича на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 15 апреля 2019 года по иску Долгулёва Валерия Анатольевича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности предоставить сведения, подтверждающие отмену фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или замену на фиксированную выплату к страховой пенсии с указанием законодательного акта, предоставить письменное подтверждение законности одновременного применения фиксированного базового размера страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии при определении размера пенсии, использовать при исчислении пенсии фиксированный базовый размер страховой пенсии по старости и фиксированную выплату к страховой пенсии, назначить пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Швайдак Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Долгулёва В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, действующей на основании доверенности Салтановой О.В., представителя третьего лица Морозовой Д.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Долгулёв А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее ОПФР по Челябинской области) о возложении обязанности предоставить сведения, подтверждающие отмену фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости или замену на фиксированную выплату к страховой пенсии с указанием законодательного акта, предоставить письменное подтверждение законности одновременного применения фиксированного базового размера страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии при определении размера пенсии, использовать при исчислении пенсии фиксированный базовый размер страховой пенсии по старости и фиксированную выплату к страховой пенсии, назначить пенсию по старости в размере 15 122 руб. 34 коп.

В обоснование исковых требований указал, что 14 января 2016 года ему была назначена пенсия по старости на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом, при наличии трудового стажа 36 лет, пенсия ему назначена на уровне прожиточного минимума в размере 11 212 рублей. При исчислении размера пенсии фиксированный базовый размер Б не был учтен, в связи с чем, размер пенсии незаконно был уменьшен, что существенно нарушило его права на пенсионное обеспечение. Для получения разъяснений, он обратился к ответчику, на что получил ответ, который в полной мере не отвечает на поставленные им вопросы.

В заседании суда первой инстанции истец на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал.

Представители ответчика Салтанова О.В., третьего лица Нефедова Т.Г. в судебном заседании суда первой инстанции возражали против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Решением суда в удовлетворении исковых требований Долгулёву В.А. отказано.

В апелляционной жалобе Долгулёв В.А. просит решение суда отменить, принять новое – об удовлетворении исковых требований. Указывает, что заявленные им исковые требования судом не рассмотрены, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, приведенные судом расчеты не имеют отношения к заявленным исковым требованиям. При этом ссылаясь на положения п.1 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», суд подтвердил обоснованность требований истца о необходимости применения фиксированного базового размера Б. считает, что судом проигнорированы положения п.1 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» и ч.3 ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях», на основании которых подлежит перерасчет размера его пенсии. Судом необоснованно фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости приравнен к фиксированной страховой пенсии. В материалах дела отсутствуют доказательства законности отмены фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Суд необоснованно сослался на решение Калининского районного суда г.Челябинска от 11 декабря 2017 года, поскольку в нем проверялся расчет его страховой пенсии. Нарушение его прав со стороны ответчика подтверждается запросом истца, письмом ответчика, пенсионным законодательством. Указанным доказательствам судом оценка не дана.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ОПФР по Челябинской области и представитель третьего лица просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения ввиду несостоятельности доводов, изложенных в ней.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам изложенным в апелляционной жалобе.

Судом первой инстанции установлено, что с 10 сентября 2015 года Долгулёву В.А. установлена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер пенсии составил 11 212 руб. 46 коп. (л.д.18).

17 октября 2018 года Долгулёв В.А. обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением, в котором просил сообщить ему на основании какого законодательного акта был отменен или заменен фиксированный базовый размер страховой пенсии по старости Б, заменяет ли фиксированный базовый размер страховой пенсии по старости Б на фиксированную выплату к страховой пенсии и каким образом происходит замена.

14 ноября 2018 года ОПФР по Челябинской области в ответ на обращение истца дало разъяснение, согласно которым с 01 января 2015 года исчисление страховых пенсий осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. С 01 января 2015 года понятие фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости утратило свое значение. Порядок установления фиксированной выплаты определен ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с ч.3 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Разрешая спор и отказывая Долгулёву В.А. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив, что пенсия рассчитана истцу в соответствии с положениями Федерального закона «О страховых пенсиях», действующего с 01 января 2015 года, разъяснения истцу ответчиком при обращении были даны, пришел к выводу, что ответчиком нарушений действующего законодательства при определении размера пенсии органом Пенсионного фонда Российской Федерации и прав истца допущено не было.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на законе, поэтому является правильным.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с этой даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Частями 1,10,11 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлен порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента; индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года.

В соответствии с ч.3 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением пенсии. Данная выплата является самостоятельной выплатой и не входит в состав страховой пенсии.

Из буквального толкования изложенных выше правовых норм следует, что расчет размера страховой пенсии по старости производится исходя из размера индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Как следует из пенсионного дела, на дату установления страховой пенсии по старости Долгулёву В.С. на 01 сентября 2015 года стоимость одного пенсионного коэффициента составляла 71 руб. 41 коп.

Определение индивидуального пенсионного коэффициента и его величины за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года на основании ч.3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» производится в соответствии с положениями п.1 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Как правильно указал суд первой инстанции, законодателем установлены строгие основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, а так же правила подсчета размера пенсии, которые не могут быть изменены территориальными органами Пенсионного фонда. Размер страховой пенсии по старости Долгулёву В.А. исчислен в строгом соответствии с формулами, указанными в федеральных законах.

Фиксированный базовый размер был учтен пенсионным органом при определении размера страховой пенсии по старости Долгулёва В.А. при расчете индивидуального пенсионного коэффициента и его величины за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года.

Частью 4 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Учитывая, что ч.1 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» определен порядок исчисления размера страховой пенсии по старости, порядок расчета страховой части трудовой пенсии, предусмотренный п.1 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», предусматривающий применение показателя Б - фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости применен быть не может. Как указывалось ранее в соответствии с пенсионным законодательством, действующим на день установления истцу пенсии фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости учитывается лишь при определении индивидуального пенсионного коэффициента и его величины за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года.

Исходя из представленных ответчиком доказательств, пенсия рассчитана истцу с учетом его общего страхового стажа (на 01 января 2002 года - 22 года 03 мес. 13 дн.), с учетом суммы перечисленных работодателями истца страховых взносов с учетом ежегодной индексации расчетного пенсионного капитала на коэффициенты, установленные соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, с учетом фиксированного базового размера «Б».

Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения фиксированного базового размера Б при расчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с положениями п.1 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» основаны на неправильном толковании норм материального права, положения указанного закона применяются лишь в части, не противоречащей Федеральному закону «О страховых пенсиях».

Вопреки доводам заявителя жалобы суд обоснованно сослался на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 11 декабря 2017 года, поскольку в нем проверялся расчет его страховой пенсии и установлено применение пенсионным органом фиксированного базового размера Б при расчете ИПК.

Также не соответствующими фактическим обстоятельствам дела являются и доводы о том, что судом не был исследован ответ ОПФР по Челябинской области от 14 ноября 2018 года. Указанный ответ, как и запрос истца, были исследованы судом первой инстанции. Нарушения пенсионных прав Долгулёва В.А. ответом, данным в установленный законом срок, судом обоснованно установлено не было.

Ссылки апеллянта на то, что судом необоснованно фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости приравнен к фиксированной страховой пенсии, а в материалах дела отсутствуют доказательства законности отмены фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости несостоятельны.

Так, ответчиком на заявление истца 14 ноября 2018 года даны разъяснения в соответствии с требованиями пенсионного законодательства, в которых ответчиком обоснованно указано на то, что «Б» - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости с 01 января 2015 года положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» определен как фиксированная выплата к страховой пенсии, которая с 10 сентября 2015 года составляла 4 383 руб. 59 коп. в месяц.

Поскольку размер страховой части трудовой пенсии по старости определен в размере 6 828 руб. 87 коп., исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на 10 сентября 2015 года и величины индивидуального пенсионного коэффициента истца, соответственно размер страховой пенсии по старости Долгулёва В.А. на 10 сентября 2015 года составил 11 212 руб. 46 коп., как страховая часть трудовой пенсии по старости 6 828 руб. 87 коп. плюс «Б» – фиксированная выплата к страховой пенсии 4 383 руб. 59 коп.

При этом, истцу разъяснено, что размер его пенсии установлен с учетом страхового стажа на 01 января 2002 года, перечисленных работодателями страховых взносов с учетом ежегодной индексации пенсионного капитала, а так же размера «Б» - фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Доводы истца о том, что судом фактически не были рассмотрены его исковые требования несостоятельны, поскольку судом первой инстанции расчет размера пенсии истца был проверен, были проверены оспариваемые ответ пенсионного органа на предмет его законности, при этом все требования истца по своей сути сводятся к несогласию с произведенным расчетом его пенсии, все эти доводы судом первой инстанции были рассмотрены по существу.

Указания истца на то, что ответчиком безосновательно при расчете его пенсии не были применены подлежащие применению положения Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» несостоятельны, поскольку из оспариваемого ответа и разъяснений о расчете размера пенсии следует обратное.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда и не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.

Нарушений норм процессуального права судом при рассмотрении дела допущено не было.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Челябинска от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Долгулёва Валерия Анатольевича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

11-8111/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Долгулёв Валерий Анатольевич
Ответчики
ГУ ОПФР по Челябинской области
Другие
ГУ УПФР в Калининском районе г.Челябинска
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Швайдак Наталья Александровна
Дело на сайте суда
www.chel-oblsud.ru
30.08.2020Передача дела судье
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее