Дело № 2-3912\2019
66RS0004-01-2019-006006-55
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2019 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Баталовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области к ООО «Велес» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия в натуре,
у с т а н о в и л:
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области обратилось в суд с иском к ООО «Велес» о понуждении ответчика исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального (областного) значения «Дом служащих электростанции», расположенного по адресу:Свердловская область, г.Екатеринбург, <адрес>, литер Б, а именно: провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статей 42, 43 и в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленного иска указано, что вышеназванный объект является объектом культурного наследия регионального значения и находится в собственности ООО «Велес». В ходе неоднократно проведенных проверок было установлено, что ответчик не принимает мер по обеспечению его сохранности, не проводит работ по сохранению объекта культурного наследия, когда как объект находится в ненадлежащем техническом состоянии и требует незамедлительного принятия мер по его восстановлению и сохранению, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещался судом в соответствии с требованиями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом мнению представителя истца суд определил рассмотреть настоящий спор в заочном производстве.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч.2 ст.1, ч.1 ст.9, ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3,4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права гражданин самостоятельно определяет предмет и основания своего требования.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно преамбуле Федеральный закон от <//> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закона № 73-ФЗ) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Судом установлено, что объект «Дом служащих электростанции», расположенный по адресу: <адрес>, г.Екатеринбург, <адрес>, литер Б, согласно выписке из ЕГРН находится на праве собственности ООО «Велес».
Указанный объект принят на государственную охрану решением Свердловского облисполкома от <//> №, Постановлением <адрес> от <//> №-ПП и от <//> №-ПП, а также зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером №.
Согласно ст.ст. 42, 43 Федерального закона № 73-ФЗ ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 40, 45 данного закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Как указал истец, собственником Объекта с <//> по <//> являлось ООО «ГРАДЕЖ». Ответчик приобрело право собственности в результате реорганизации предыдущего собственника путем выделения из него двух юридических лиц, в том числе ООО «Велес». Учредителем как ООО «ГРАДЕЖ», так и ООО «Велес» является Волков Д.А.
<//> ООО «ГРАДЕЖ» уполномоченному органу – Министерству культуры и туризма <адрес> выдано охранное обязательство с актом о состоянии объекта культурного наследия от <//> и перечнем работ по сохранению Объекта от 24<//>, являющимся неотъемлемой часть охраненного обязательства. Актом о состоянии Объекта зафиксировано, что общее состояние внешних, внутренних архитектурно-конструктивных элементов и инженерно-технического оборудования неудовлетворительное.
В соответствии с перечнем работ собственник обязался получить задание на проведение работ по сохранению памятника – в течение <//>, выполнить научно-исследовательские, изыскательные и проектные работы в соответствии с заданием, обеспечить выполнение научно-проектной документации, обосновывающей проведение работ по сохранению памятника, в том числе затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности – в течение 2012 года, провести работы по ремонту, реставрации и приспособлению памятника на основании согласованной документации – в период с 2012 года по 4 квартал 23015 года.
На момент обращения в суд с иском заявления о выдаче задания не поступало, на обращение истца ответчик не реагирует, что и послужило основанием для обращения в с уд с иском в целях обеспечения соблюдения императивных требований норм законодательства, обязывающего собственника совершать действия по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры,
на доступ к культурным ценностям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона №73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу положений статьи 47.1 Федерального закона №73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона №73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона
№73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного
в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия принадлежит
на праве собственности, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2 Федерального закона №73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона №73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации
и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом.
Суду представлен акт осмотра от <//>, оформленный МКУ «Екатеринбургский центр по охране и использованию исторического и культурного наследия№, согласно которому фактические состояние Объекта является неудовлетворительным, требующим проведение ремонтных работ, перечень которых определяется на основании задания, которое в рамках исполнения решения суда должно быть получено собственником.
Как верно отметил представитель истца, понуждение к выполнению определенных видов работ в судебном порядке повлечет за собой подмену функций публичных субъектов, так как нормами закона определен порядок проведения работ на основании задания.
Данная позиция прямо вытекает из положения п. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ.
Таким образом, поскольку объект культурного наследия находится в ненадлежащем техническом состоянии, в отсутствие мер по сохранению может быть разрушено, что в скором времени может повлечь за собой его утрату, исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Суд считает возможным согласиться с необходимостью установлению сроков исполнения решения суда, отвечающих требованиям разумности и не оспоренных ответчиком – 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
По основаниям ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ООО «Велес» исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре
в отношении объекта культурного наследия регионального (областного) значения «Дом служащих электростанции», расположенного по адресу:<адрес>, г.Екатеринбург, <адрес>, литер Б, а именно: провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статей 42, 43 и в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона от <//> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда
в законную силу.
Взыскать с ООО «Велес» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей 00 коп.
Ответчик вправе в течение 07 дней с даты получения копии настоящего заочного решения обратиться в Ленинский райсуд г.Екатеринбурга с заявлением о его отмене.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а также в случае подачи такого заявления – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в его удовлетворении.
Судья: О.М.Василькова