Дело № 2а-134/2020
Решение
Именем Российской Федерации
«04» февраля 2020 года п. Демянск
Валдайский районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Степановой Ю.П.,
при секретаре Маковой Е.Е.,
с участием помощника прокурора Демянского района Новгородской области Беляевой А.С.,
представителя административного ответчика Администрации Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области – главы поселения Теричевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Демянского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия
Установил:
Прокурор Демянского района Новгородской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области (далее – Администрация) о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия, а именно в срок до 01 июня 2020 года устранить выявленные нарушения действующего законодательства на участках автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах населённых пунктов Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области. В обоснование иска указал, что прокуратурой Демянского района совместно с ОГИБДД МО МВД России «Демянский» проведена проверка эксплуатационного состояния участков автомобильных дорог общего пользования местного значения в д. Скобово Ильиногорского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства об обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе проверки содержания автодороги общего пользования местного значения в д. Скобово Ильиногорского сельского поселения, проведённой 25 декабря 2019, установлено, что имеются нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 от д. 1 до д. 10 в д. Скобово имеются разрушения покрытия проезжей части в виде отдельных просадок параметрами 0,16м2х7см, 0,12м2х7см, 0,1м2х6см, 0,5м2х7см; нарушение п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 от д. 6 до д. 10 в д. Скобово имеется трава и древесно-кустарниковая растительность на обочине дороги, высотой более 15 см. Выявленные нарушения федерального законодательства, обеспечивающего безопасность дорожного движения, существенно нарушают права неопределённого круга лиц - участников дорожного движения на безопасные условия передвижения по дорогам, ставят под угрозу безопасность жизни и здоровья участников дорожного движения, могут явиться причиной значительного ущерба владельцам транспортных средств, а также могут способствовать совершению дорожно-транспортных происшествий.
В судебном заседании помощник прокурора Беляева А.С. заявленные требования поддержал по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Теричева О.А. в судебном заседании исковые требования не оспаривала, дополнительных пояснений относительно заявленных требований не представила.
Представитель заинтересованного лица – ОГИБДД МО МВД России «Демянский» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что в соответствии со ст. 150 КАС Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п.п.1, 3 ст. 24 ФЗ № 196 права граждан на безопасные условия движения по дорогам страны гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, прежде всего, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ № 196 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.
Согласно ст. 17 Закона №257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ч.1 ст. 18 Закона № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Пункт 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ определяет, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Данная норма также закреплена в п. 6 ст. 13 данного Федерального закона.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу п.5.2.4 ТОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утверждённого Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица АЛ приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения (растительность на обочине: трава и древесно-кустарниковая растительность).
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Демянского района совместно с ОГИБДД МО МВД России «Демянский» проведена проверка эксплуатационного состояния участков автомобильных дорог общего пользования местного значения в д. Скобово Ильиногорского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства об обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе проверки содержания автодороги общего пользования местного значения в д. Скобово Ильиногорского сельского поселения, проведённой 25 декабря 2019, установлено, что имеются нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 от д. 1 до д. 10 в д. Скобово имеются разрушения покрытия проезжей части в виде отдельных просадок параметрами 0,16м2х7см, 0,12м2х7см, 0,1м2х6см, 0,5м2х7см; нарушение п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 от д. 6 до д. 10 в д. Скобово имеется трава и древесно-кустарниковая растительность на обочине дороги, высотой более 15 см.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 25 декабря 2019 года и фототаблицей выявленных недостатков.
В соответствии с п. 5 ч.1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Областного закона от 23.10.2014 № 637-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 8.1 Устава Ильиногорского сельского поселения от 26 февраля 2019 года № 207 к вопросам местного значения Ильиногорского сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Ильиногорского сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Ильиногорского сельского поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, к полномочиям Администрации Ильиногорского сельского поселения относится решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Таким образом, суд полагает, что Администрацией не осуществляется надлежащий контроль за состоянием дорожного полотна, что свидетельствует о бездействии со стороны Администрации. При этом данное обстоятельство стороной административного ответчика не оспорено.
Доказательств устранения административным ответчиком выявленных нарушений суду не представлено, в связи с чем, суд считает, что факт нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в судебном заседании установлен.
Учитывая, что состояние вышеуказанной автомобильной дороги не соответствует установленным требованиям, стандартам и требует ремонта, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
В соответствии ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования, в том числе с административным заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них (в частности – участников дорожного движения, круг которых постоянно меняется). Суд полагает, что прокурор Демянского района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Выявленные нарушения существенно нарушают права неопределенного круга лиц – участников дорожного движения на безопасные условия передвижения по дорогам, ставят под угрозу безопасность жизни и здоровья участников дорожного движения, могут явиться причиной значительного ущерба владельцам транспортных средств, а также способствовать совершению дорожно-транспортных происшествий.
При этом, определяя срок исполнения указанных обязанностей, суд учитывает объем и характер предстоящих работ, сезонные условия и организацию проведения работ с соблюдением требований действующего федерального законодательства о размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, оформления гражданско-правовых договоров, устанавливает срок исполнения - до 01 июня 2020 года.
При этом, суд считает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, отвечающим требованиям разумности, справедливости и выполнимости.
Руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС Российской Федерации, суд
Решил:
Административный иск прокурора Демянского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать Администрацию Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области в срок до 01 июня 2020 года устранить нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 от д. 1 до д. 10 в д. Скобово, а именно разрушения покрытия проезжей части в виде отдельных просадок параметрами 0,16м2х7см, 0,12м2х7см, 0,1м2х6см, 0,5м2х7см;
- устранить нарушение п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 от д. 6 до д. 10 в д. Скобово, а именно траву и древесно-кустарниковую растительность на обочине дороги, высотой более 15 см.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения через Валдайский районный суд.
Председательствующий Ю.П. Степанова
Мотивированное решение изготовлено «07» февраля 2020 года.