Копия по делу № 2-1343/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2016 года |
село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре М.Б. Тимушевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воробьевой Е.В. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Воробьева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности предоставить благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение (жилой дом, квартиру) по нормам предоставления площади жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории Усть-Куломского района. В обоснование требования указала, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее право на обеспечение жилым помещением не реализовано.
Истец Воробьева Е.В. в судебном заседании не участвовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях, представленных суду, указал, что на учете в администрации района состоят 170 граждан из категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из данной категории, нуждающихся в жилых помещениях. В указанном списке Воробьева Е.В. состоит под номером 68. Кроме того, на исполнении находится 46 судебных решений, обязывающих администрацию района обеспечить детей - сирот жилыми помещениями. Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда производится в порядке очередности по мере вынесения судебных решений. Внеочередное предоставление жилых помещений детям – сиротам свидетельствует о том, что они злоупотребляют своим правом на получение жилого помещения, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения в порядке исполнения решения суда нарушает права иных граждан из числа детей – сирот, нуждающихся в жилых помещениях и включенных в списки граждан, подлежащих обеспечению жильем.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.
В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Статьей 92 ЖК РФ определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно статье 98 ЖК Российской Федерации жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дополнительные гарантии прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьями 1, 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.Жилые помещения предоставляются указанным выше лицам, включенным в соответствующие списки граждан, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменным запросам указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом в статье 1 Федерального Закона № 159-ФЗ определено, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта нуждаемости в жилом помещении в связи с невозможностью проживания в нем и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Воробьева Е.В. обратилась с заявлением в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № Воробьева Е.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договора найма специализированных жилых помещений.
Воробьева Е.В. зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (справка миграционного пункта ОМВД России по Усть-Куломскому району от ДД.ММ.ГГГГ №).
Как видно из уведомления Управления Росреестра по Республике Коми в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реестре регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества отсутствует информация о правах Воробьевой Е.В. на недвижимое имущество.
Таким образом, истец Воробьева Е.В. не обеспечена жилым помещением.
Пунктом 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ определено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Доводы представителя ответчика, указывающие на злоупотребление правом стороны истца, в данном случае необоснованны и не могут быть приняты во внимание, поскольку в рассматриваемом правоотношении, исходя из требований стороны истца, не содержатся основания для признания их действий как заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку право Воробьевой Е.В. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по настоящее время не реализовано.
Положениями статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация муниципального района «Усть-Куломский» от уплаты госпошлины освобождена. При этом ответчик не освобожден от возмещения расходов по уплате госпошлины.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Воробьевой Е.В. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» предоставить Воробьевой Е.В. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта в виде жилого дома или отдельной квартиры на состав семьи - один человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский».
Взыскать с администрации муниципального района «Усть-Куломский» в пользу Воробьевой Е.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, – апелляционное представление, в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 23 августа 2016 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца