Решение по делу № 2а-1-756/2020 от 27.05.2020

Дело № 2а-1-756/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2020 г.

г. Ливны Орловской области

Ливенский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Соповой Н.И.,

при секретаре Петрыкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Карпухина А.А. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №57 Федеральной службы исполнения наказаний» о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Карпухин А.А. обратился в суд с настоящим административным иском к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России (далее по тексту в лице ФСИН России) в обоснование которого указал, что в декабре 2019 г. на рассмотрение Орловской областной Прокуратуры находился ряд его обращений о нарушении прав осужденного и условий содержания при отбывании наказания в исправительном учреждении. Нарушения выражались в несоблюдении требований медико-санитарного обеспечения, не обеспечении условий безопасной среды и иных нарушений прав осужденного. По данным обращениям принимались меры прокурорского реагирования, в том числе вносилось представление на имя начальника УФСИН России по Орловской области. Он обращался в Орловскую областную прокуратуру сообщить о принятых мерах по нарушению «не обеспечения безопасных условий отбывания наказания», по факту того, что он упал с трехметровой и травмоопасной лестнице.

В связи с чем, просит суд взыскать за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с Российской Федерации компенсацию в размере 150000 рублей.

К участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены Федеральное казенное учреждение исправительной колонии №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области и Федеральное казенное учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №57 Федеральной службы исполнения наказаний».

В ходе рассмотрения дела административный истец Карпухин А.А. приобщал письменные пояснения по делу, в которых указывает, что 27.08.2019г. врачом-неврологом Орловской областной клинической больницы ему был выставлен диагноз: <данные изъяты>. Ему было назначено лечение: <данные изъяты> то есть спустя 5 месяцев и 7 месяцев, разорвав схему лечения. Считает такие бездействия со стороны МСЧ нарушением условий содержания. После его падения на травмоопасной лестнице в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, 14.11.2019 г. был осуществлен консультативный осмотр врачом-неврологом, при этом дано заключение: <данные изъяты>. Назначено лечение, также 14.11.2019 г. был произведен осмотр врачом травматологом БУЗ Орловской области «Ливенская ЦРБ» и поставлен диагноз: <данные изъяты>. Назначено лечение. Во время прокурорской проверки выявлено по состоянию на 04.12.2019 г. отсутствие в медицинской части №1 филиала ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН назначенных ему 14.11.2019г. препаратов, необходимых для его лечения: <данные изъяты>. Назначенный ему внутривенно капельно препарат <данные изъяты>, 16.11.2019г. ему в МСЧ предложили вводить внутримышечно, ввиду отсутствия у него периферических вен. После его предложения зафиксировать схему такого лечения в его карте, фельдшер вообще не стал ничего делать и написал в карте о его якобы отказе от лечения, хотя такого не было. Непредставление своевременной медицинской помощи, назначенного лечения и все указанные выше обстоятельства, как то бездействие сотрудников МСЧ, создание препятствий в оказании медицинской помощи, просит признать нарушением условий содержания. Просит принять во внимание, что лечение, назначенное 14.11.2019г. было проведено несвоевременно, с огромными разрывами. После лечения для обязательного осмотра и обследования, подведения итогов лечения, он к профильным врачам не доставлялся, что так же считаем нарушением условий содержания.

В судебном заседании административный истец Карпухин А.А., участие которого было обеспечено с помощью систем видеоконференцсвязи, свои требования поддержал в полном объеме. Считает, что травмоопастность лестницы, расположенной в помещении филиала МЧС на территории ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области заключается, по его мнению, в том, что она очень крутая, порожки лестницы острые, в конце лестнице на расстоянии 30 см. тупиковая стена. На верхней ступеньки нижнего пролета у него потерялась чувствительность в левой ноге, ввиду диагноза: <данные изъяты>, он начал падать по лестнице и головой ударился о стену внизу ступеней, получив указанные выше телесные повреждения, в том числе <данные изъяты> Из-за этой травмы ему не смогли сделать операцию по удалению <данные изъяты>, и он вынужден ходить с <данные изъяты>. До настоящего времени стоматологическая помощь ему не оказана, полагает, что по вине ФКУЗ МСЧ-57.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, ранее в судебном заседании пояснил, что требования административного истца не признают, поскольку доказательств травмоопасности лестницы суду не представлены. Данная лестница обозначена в техническом паспорте здания, год постройки которого 1873. По факту падения истца с лестницы проводилась проверка, в ходе которой сам истец пояснял, что у него пропала чувствительность в левой ноге, ввиду имеющегося заболевания, из-за чего он потерял равновесие и упал. Следовательно, падение Карпухина А.А. связано исключительно с состоянием его здоровья, а доводы о травмоопасности лестницы несостоятельны. Сразу после падения Карпухину А.А. была оказана медицинская помощь, его возили в БУЗ Орловской области «Ливенская ЦРБ».

Представитель административного ответчика УФСИН России по Орловской области Тимонин В.Л. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что лестница, с которой упал Карпухин А.А. соответствует требованиям таких нормативных документов, как МДК 2-03.2003, МДС 13-17.2000, СниП 21-01-97, иные факты, определяемые административным истцом, как нарушение его прав, а именно отсутствие медицинских препаратов, отсутствие осмотров врачами и надлежащего лечение, уже являлись предметов судебных разбирательств в Ливенском районном суде, соответственно предметом нового судебного разбирательства повторно быть не могут.

Представитель административного ответчика Федеральное казенное учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №57 Федеральной службы исполнения наказаний» Кащавцева Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала пояснения, данные представителем УФСИН России по Орловской области.

Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Как следует из ст. 12.1 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

На основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).

При рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», часть 7 статьи 101 УИК РФ).

При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 84 КАС РФ).

Как следует из ст.42 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям:

к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Карпухин А.А. осужден к лишению свободы приговором Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 27.11.2012, отбывает наказание в местах лишения свободы - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, поэтому его правовое положение как осужденного регламентировано специальным законом – Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее УИК РФ), а также принятыми на основании и во исполнение его положений Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее по тексту - Правила), утвержденными Приказом Минюста РФ от 16.12.2016 г. N 295.

На основании заключения оперуполномоченного оперативного отдела ИК-2 от 22.11.2019, рапортов от 14.11.2019, объяснений Карпухина от 14.11.2019, объяснений осужденных, находящихся на стационарном лечении, 14.11.2019 Карпухин А.А., находящийся на стационарном лечении в ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России, в помещении, расположенном на территории ФКУ ИК-2, упал на лестничной площадке санитарной части, при осмотре фельдшером филиала «Медицинской части №1» ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России дано заключение: <данные изъяты>. Данный факт был зарегистрирован в ЖРИоП №77 от 14.11.2019. Падение произошло ввиду потери чувствительности левой ноги Карпухина А.А.

14.11.2019 осужденный Карпухин А.А. был конвоирован в БУЗ «Ливенская ЦРБ» для осмотра врачом неврологом. В результате осмотра врачом неврологом был поставлен диагноз: <данные изъяты>. Данный факт был зарегистрирован в ЖРИоП №78 от 14.11.2019.

В соответствии с заключением о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отправлений от 14.11.2019, Карпухин А.А. был освидетельствован на предмет телесных повреждений, травм. При проведении осмотра выявлено наличие <данные изъяты>.

Из медицинской карты амбулаторного больного Карпухина А.А. усматривается, что 27.07.2019, согласно заключению врача-невролога, Карпухину А.А. был поставлен диагноз: <данные изъяты> и назначено лечение: <данные изъяты> – одной схемой; он обращался в приемное отделение Ливенской ЦРБ- 14.11.2019. Диагноз: <данные изъяты>, а также осмотрен 14.11.2019 неврологом, в связи с жалобами на <данные изъяты>. Сопутствующий: <данные изъяты>. Рекомендовано лечение: консультация травматолога, <данные изъяты> внутримышечной инъекции отказался, общее состояние удовлетворительное), 18.11.2019 жалобы на <данные изъяты> Назначен 1 таблетка 2 раза в день <данные изъяты>.

Из медицинской карты амбулаторного больного Ливенской ЦРБ, следует, что Карпухин А.А., обратился 18.03.2020 с жалобами на боль <данные изъяты>. Травма в течение 2 лет. Диагноз: <данные изъяты>.

Как следует из ответа на запрос Прокуратуры Орловской области от 11.06.2020, в 2019-2020 прокуратурой рассматривались обращения осужденного Карпухина А.А. от 18.11.2019, 22.11.2019, 25.11.2019, три обращения от 03.12.2019, 17.12.2019, 23.12.2019, два обращения от 11.03.2020. В данных обращениях осужденный указывал о нарушениях прав на медико-санитарное обеспечение, в том числе, о неоказании надлежащей медицинской помощи в связи с травмами, полученными в результате его падения с лестницы в помещении медицинской части.

Установлено, что 14.11.2019 в помещении МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России осужденный Карпухин А.А. получил <данные изъяты> при падении на лестнице стационарного отделения.

В целях установления обстоятельств указанного происшествия был осуществлен выезд в исправительное учреждение с обходом медицинской части ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области.

Как следует из письма прокуратуры Орловской области от 19.12.2019 №17-133-2018, Карпухину А.А. сообщается, что при осуществлении надзора было установлено ненадлежащее исполнение должностными лицами уголовно-исполнительной системы требований законодательства о медико-санитарном обеспечении.

На основании письма Прокуратуры Орловской области от 27.02.2020 №29ж-2018, проверкой доводов о несогласии с качеством оказываемой медицинской помощи, установлено следующее. Качество оказания Карпухину А.А. медицинской помощи проверялось территориальным органом Росздравнадзора по Орловской области в рамках проверок, проведенных в период с 17.07.2019 по 13.08.2019 и 20.01.2020. Проведенной в 2019 проверкой были выявлены нарушения ведения медицинской документации, а также нарушения Порядка оказания медицинской помощи. 13.08.2019 был составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Постановлением Ливенского районного суда от 10.10.2019 ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России признано виновным в совершении административного правонарушения, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 75000 рублей. Проведенной территориальным органом Росздравнадзора по Орловской области 20.01.2020 проверкой нарушений порядков оказания медицинской помощи не установлено. В рамках проведенных Орловской прокуратурой по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях области проверок, 04.12.2019 выявлен факт отсутствия в филиале «Медицинская часть №1», ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России необходимых для лечения Карпухина А.А. препаратов, назначенных врачом неврологом-<данные изъяты>. По фактам выявленных нарушений вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России.

На основании акта ФКУ ИК-2 УФСИН России от 16.07.2020 и фотографиями к нему, и докладной записки начальника ЖКУ от 07.07.2020 во исполнение п.18 заключения служебной проверки по представлению прокуратуры Орловской области от 30.12.2019 №17-12-19, утвержденной 11.02.2020 проведен осмотр и обмер конструктивных элементов лестничных маршей и лестничной клетки здания медицинской части ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области на предмет соответствия действующим требованиям в строительстве. Так, в соответствии с требованиями п.3.2. «Содержание лестничных клеток», «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 3170 отклонений от правил эксплуатации не выявлено, а именно:

-лестничная клетка имеет достаточное естественное и искусственное освещение;

-лестничная площадка и лестничные марши с подходами не загромождены посторонними предметами;

- регулярно производится уборка лестницы, в том числе, и влажная.

Линейные размеры конструктивных элементов произведены по СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»:

- уклон лестничного марша при допустимых значениях 26-45 градусов составляет 45 градусов;

-ширина марша при допустимом значении 90 см. составляет 93 см;

-ширина проступи при допустимом значении не менее 25 см. составляет 28 см;

-высота ступени при допустимом значении не более 25 см. составляет 20 см.

Ступени покрыты керамогранитом. Высота поручня -80 см., поручень в деревянном исполнении надежно закреплен, сколов и заусенец не имеет, окрашен масляной краской. На основании вышеизложенного считают, что конструктивные элементы лестничных маршей и лестничной клетки здания медицинской части ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области соответствует действующим требованиям норм в строительстве.

Как следует из информационного письма УФСИН России по Орловской области от 11.02.2020 №58/ТО/18-1255, и представления прокуратуры Орловской области от 30.12.2019 №17-12-2019 «Об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области и медицинской части №1 ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России», 22.01.2020 по указанным в представлении фактам проведена служебная проверка, которой установлено:

- По вопросу лекарственного обеспечения осужденных, в том числе Карпухина А.А. установлено, что в декабре 2019 были проведены торгово-закупочные мероприятия, по результатам которых в настоящее время Карпухин А.А. обеспечен всеми вышеуказанными лекарственными препаратами, кроме пикамилона и тиоктовой кислоты, по данным препаратам проводятся торгово-закупочные мероприятия. От перевода на 1-й этаж осужденный Карпухин А.А. отказался в письменной форме;

- эксплуатация межэтажных лестниц осуществляется в соответствии с Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда», в которых перечислены возможные дефекты лестниц и способы их устранения. Лестница с 1-го этажа на 2-й этаж существующей медицинской части не имеет указанных дефектов. Эксплуатация лестницы затруднена тем, что медицинской части расположена в здании, возведенном в 50-х годах прежнего века без учета требований существующих строительных норм.

Как следует из технического паспорта здания санчасти по ул. Елецкая,2 г. Ливны, составленного по состоянию на 09.09.2008, все конструктивные элементы здания- 1873 г. постройки, число этажей 2, износ лестниц составляет 35%.

Как следует из разрешений на конвоирование, и докладных писем, ФКУ ИК-2 просили разрешение на конвоирование Карпухина А.А:

- 27.08.2019 в БУЗ Орловскую городскую больницу им. С.П. Боткина для проведения <данные изъяты>, дополнение маршрута необходимо в связи с возникшей необходимостью дополнительных консультаций врачей нейрохирурга и челюстно-лицевого хирурга в БУЗ Орловской областной клинической больнице,

-09.10.2019 и 18.11.2019 в стоматологическое отделение БУЗ Орловской области «Ливенская ЦРБ» г. Ливны для оказания помощи врачом стоматологом;

-19.11.2019 в Орловскую областную клиническую больницу для проведения консультативного осмотра челюстно-лицевым хирургом с возможной госпитализацией для оперативного лечения;

- 21.11.2019 в приемное отделение БУЗ Орловской области «Ливенская ЦРБ» г. Ливны,

- 03.04.2020 на консультацию к врачу-инфекционисту БУЗ Орловской области «Орловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».

На основании докладных писем начальника филиала МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России от 02.09.2019, сообщается, что в филиале МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России отсутствуют лекарственные средства, необходимые для оказания неотложной и плановой помощи осужденным, что может привести к осложнениям оперативной обстановки и увеличению количества жалоб со стороны осужденных, их родственников и законных представителей.

09.09.2019 начальник филиала МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России просит включить в план закупок препараты назначенные врачом ООКБ 27.08.2019 осужденному Карпухину А.А.: <данные изъяты>

Согласно информации от 11.10.2019 начальник филиала МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России доводит до сведения Орловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов, что в филиале МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России отсутствуют препараты для оказания медицинской помощи осужденному Карпухину А.А.: <данные изъяты>Заявка на включение в план закупок направлены. Препараты назначены врачом-неврологом 27.07.2019. Также отсутствуют следующие препараты и антисептики: <данные изъяты>.

04.12.2019 начальник филиала МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России доводит до сведения Орловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов, что в филиале МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России отсутствуют препараты для оказания медицинской помощи назначенные врачом неврологом 14.11.2019 осужденному Карпухину А.А.: <данные изъяты>

Согласно рапорту начальника филиала МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России от 15.11.2019, Малуха О.С. просит закупить лекарственные препараты для осужденного ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области Карпухина А.А., назначенные врачом неврологом БУЗ Орловской области «Ливенская ЦРБ» 14.11.2019, в связи с получением осужденным Карпухиным А.А. травмы: <данные изъяты>

В соответствии с потребностью в лекарственных препаратах на июнь 2020 в МЧ-1, существует необходимость в том числе: <данные изъяты>

На основании постановления №6 Главного государственного санитарного врача ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в РФ постановлено приостановить направление осужденных в другие территориальные органы ФСИН России с целью проведения планового стационарного лечения.

Решением Ливенского районного суда от 07.05.2020 г., не вступившим в законную силу по иску Карпухина А.А. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико – санитарная часть – 57 Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда, установлено несоответствие оказываемой медицинской помощи лицу, имеющему заболевание <данные изъяты>, установленным стандартам и порядкам, что влечет нарушение прав истца, в связи с чем исковые требования Карпухина А.А. были удовлетворены частично. Взыскано с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Карпухина А.А. компенсацию морального вреда в размере 7000 (семь тысяч) рублей.

Решением Ливенского районного суда от 22.05.2020г., вступившего в законную силу 01.07.2020, в удовлетворении исковых требований Карпухина А.А. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико – санитарная часть – 57 Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании провести медицинское обследование, взыскании компенсации морального вреда было отказано.

Дополнительным решением Ливенского районного суда от 16.07.2020 г., не вступившим в законную силу, в удовлетворений исковых требований Карпухина А.А. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико – санитарная часть – 57 Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании провести обследование и лечение, предоставить услугу школа пациентов, <данные изъяты>, отказано.

Постановлением Ливенского районного суда от 10.10.2019 г., вступившим в законную силу 06.12.2019, Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико – санитарная часть – 57 Федеральной службы исполнения наказаний России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ и им назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 75000 рублей, за оказание медицинской помощи Карпухину А.А. с нарушением Федеральных законов.

Допрошенная, в качестве свидетеля начальник филиала МЧ-1 УФСИН России по Орловской области ФИО1 в судебном заседании пояснила, что Карпухин А.А. состоит на учете в МЧ-1 с рядом заболеваний, таких как <данные изъяты>. После того, как истец был на консультации у врача-невропатолога в г. Орел, ему были назначены препараты, которые в МЧ-1 отсутствовали, она заказывали данные препараты, но пришли они только в начале 2020 года, поэтому все основное лечение у Карпухина А.А. началось только в феврале 2020, после того как поступили все медикаменты. В настоящее время основное лечение по неврологии проведено. Однако в связи с введением мер ограничения, в связи с новой коронавирусной инфекции они не могут вывозить осужденных к врачам на прием или плановые обследования. СИЗО-1 также закрыто на карантин, они не принимают осужденных. Лечение <данные изъяты> у осужденного Карпухина А.А. не проведено, он был у челюстно-лицевого хирурга, после чего ему должны были делать операцию, но за день до сдачи анализов перед операцией он упал с лестницы ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области. После чего его все равно отвезли в Орел к врачу, а тот в свою очередь отправил к неврологу, поскольку ему необходимо было лечить <данные изъяты>. Лечение сотрясения головного мозга после падения с лестницы 14.11.2019г. было проведено не в полном объеме: <данные изъяты> у Карпухина А.А. отсутствуют, <данные изъяты> не было в наличии. <данные изъяты> административному истцу вводили уже в январе 2020г., <данные изъяты> – в марте 2020г., <данные изъяты> – в апреле 2020. Данные препараты должны были применяться в комплексе и сразу, тогда они окажут должный эффект. 27.08.2019г. было назначено лечение неврологом одной схемой, лечение было проведено частично через пять месяцев, частично через 7 месяцев, соответственно схема лечения была нарушена и проводилось по мере поступления медицинских препаратов, это допустимо по хроническим заболеваниям.

Допрошенный в качестве специалиста, эксперт-строитель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что здание санчасти по ул. Елецкая,2 г. Ливны 1873 года постройки, имеет 2 этажа. К постройке 1873 года некорректно применять ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», поскольку требования данного закона не распространяются на здания и сооружения, которые построены и введены в эксплуатацию до вступления в силу указанного Закона, то есть до 2009г. и применяются только при капитальном ремонте или реконструкции здания. В 2017г. были утверждены правила при строительстве исправительных учреждений и центров уголовно-исполнительной системы, правила проектирования, до этого никаких нормативных документов по проектированию таких объектов не существовало вообще. Таким образом, на сегодня устанавливать соответствие указанной административным истцом лестницы действующим строительным нормам некорректно. При ее реконструкции действующие нормы должны быть применены.

При установленных обстоятельствах и исходя из смысла вышеуказанных положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, в том числе показаниями свидетеля ФИО1, что лекарственные препараты, назначенные административному истцу для лечения как хронических заболеваний, так и лечения <данные изъяты> после падения с лестницы, своевременно и в полном объеме не были предоставлены МСЧ-57 УФСИН России по Орловской области, а были предоставлены поэтапно, спустя пять-семь и более месяцев после назначения.

Таким образом, действия административного ответчика МСЧ-57 УФСИН России по Орловской области не соответствуют требованиям закона, нарушают конституционные права на охрану здоровья и медицинскую помощь, поскольку содержат нарушения процедуры медицинского обеспечения в отношении административного истца Карпухина А.А., так как он не был своевременно на протяжении 5-7 месяцев обеспечен медицинскими препаратами назначенными врачами, с учетом его диагнозов, что привело несвоевременному получению медицинской помощи. Данный факт суд признает нарушением условий содержания Карпухина А.А. в исправительном учреждении, ввиду чего, считает необходимым взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, учитывая срок нарушения и последствия, в размере 3000 рублей.

Вместе с тем, в удовлетворении требований о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, которые заключаются по мнению административного истца в наличии в здании филиала МЧ-1 травмоопасной лестницы, с которой Карпухин А.А. упал и получил телесные повреждения, суд считает необходимым отказать, поскольку в судебном заседании установлено, подтверждено документально и не опровергалось административным истцом, что его падение на лестнице стационара медицинской части произошло вследствие потери чувствительности левой ноги.

Довод административного истца о том, что лестница в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, с который он упал, является травмоопасной, носит предположительный характер, объективными данными не подтвержден, к тому же опровергается исследованными в суде доказательствами, в том числе, показаниями допрошенного в качестве специалиста эксперта-строителя ФИО2, пояснившего, что устанавливать соответствие указанной административным истцом лестницы действующим в настоящее время строительным нормам некорректно, поскольку здание медицинской части было построено в 1873 году и на него не распространяется действующие требования строительных норм и правил. Исправительное учреждение - это режимный объект, здания, которые там расположены не относятся к общественным зданиям, следовательно, нормы и требования как к общественным зданиям не могут быть применены.

Указания административного ответчика на неоказание ему стоматологической помощи, как на обстоятельства для взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд не принимает во внимание и считает необходимым в части данных требований отказать, поскольку решением Ливенского районного суда Орловской области от 07.05.2020 г. за несоответствие оказываемой медицинской помощи лицу, имеющему заболевание <данные изъяты>, установленным стандартам и порядкам, взыскана с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Карпухина А.А. компенсация морального вреда в размере 7000 рублей.

На основании п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации в качестве ответчика по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает главный распорядитель бюджетных средств.

Функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»).

В связи с изложенным, надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Карпухина А.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Карпухина А.А. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3000 (три тысячи) рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение в части присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение будет составлено 04.08.2020 года.

Судья

2а-1-756/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Карпухин Алексей Александрович
Ответчики
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области
Суд
Ливенский районный суд Орловской области
Судья
Сопова Н.И.
Дело на странице суда
livensky.orl.sudrf.ru
11.06.2020Регистрация административного искового заявления
11.06.2020Передача материалов судье
11.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее