Дело №2-7143/2019
28RS0004-01-2019-008473-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Гоковой И.В.
при секретаре Саниной Д.Н.
с участием представителя истца – Буниной А.А., представителя ответчика ООО «Благовещенский расчетно-кассовый центр» - Крывкиной М.В., представителя ответчика – ООО «Городская управляющая компания – ГУК-2» - Фомичевой Г.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меркуловой Н. Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Благовещенский расчетно-кассовый центр», обществу с ограниченной ответственностью Городская управляющая компания – ГУК-2» о признании действий незаконными по проведению корректировки оплаты возложении обязанности совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Меркулова Н.Г. обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование требований указав, что является собственником квартиры по адресу ***. Квитанции за услугу отопление выставляет ООО «Благовещенский Расчетный - кассовый Центр» как агент управляющей компании ООО «ГУК 2». Многоквартирный дом оборудован как общедомовым прибором учета (данные о котором размещены в системе ГисЖКХ), так и все квартиры дома оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Соответственно, для расчета платы за услуги по теплоснабжению подлежит применению формула 3(3) приложения N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утв ПП РФ №354 (далее Правила). Услуга отопление выставляется с учетом данных индивидуальных
Необходимость применения именно этой формулы подтверждает в своем ответе от 01.07.2019 и ресурсоснабжающая организация АО «АКС».
Ежемесячно получая квитанцию, она производила оплату суммы, указанной в ней (в том числе за отопление). 28 мая 2019 года в почтовом ящике ею получена квитанцию для оплаты за май 2019 г., в которой по услуге отопление произведена корректировка в виде доначисления 10260,96 руб. На подъезде дома размещено информационное сообщение ООО «Благовещенский Расчетно-кассовый центр» о проведении корректировки в связи с тем, что: «фактический объем теплоэнергии потребленный для нужд отопления за период с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 года распределен не в полном объеме (в том числе в связи с отсутствием показаний индивидуальных приборов учета за вышеуказанный периоды).
Обратившись в ООО «БлагРКЦ» с запросом о причинах корректировки и запросом документов - ответа не получено до момента обращения в суд, ООО «ГУК 2» также информацию не предоставил, АО «АКС» в своих разъяснениях, адресованных собственникам изложила доводы о причинах: - Непринятия к расчетам показаний индивидуальных тепловых приборов учета - отсутствие данных по всем квартирам в течение 2018 г., что прямо противоречит п.59, п.60 Правил. - Вынужденном использовании в расчетах общих пунктов (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - формулы 3(1).
Также исходя из ответа АО «АКС» «в течение 2018 г. распределение и предъявление услуги по отоплению производилось некорректно». То есть по чьей - то вине, а именно ввиду бездействия управляющей компании по проверке и передаче показаний приборов учета, по контролю за корректностью начислений со стороны агента ООО «БлагРКЦ», собственники дома вынуждены собирать первичные документы и защищать свою позицию в суде. Произведенная корректировка не только осуществлена с нарушением требований Правил (применения некорректной формулы), но и с допущенными злоупотреблениями правами со стороны ООО «ГУК 2» и АО «АКС». При этом корректировка произведена ООО «БлагРКЦ» на основании указаний АО «АКС», которая в силу ст. 308 ГК РФ не является стороной правоотношений ни с собственниками дома по ул. ***, ни с Управляющей компанией по вопросам предъявления оплаты жильцам дома. Правовых оснований ООО «БлагРКЦ» как агента ООО «ГУК 2» производить самостоятельно корректировки с нарушением установленных правил не имеется.
По сути, применив некорректную формулу для расчетов (по указанию АО «АКС»), ООО «БлагРКЦ» как агент ООО «ГУК2» уклонилось от использования в расчетах имеющиеся показаний индивидуальных приборов учета жильцов.
При ежегодном расчете платы за отопление, согласно формуле 3(3) в домах, оборудованных индивидуальными приборами учета не используется средний норматив, а применяются данные среднемесячного расхода по индивидуальному прибору учета.
По квартире №*** такие данные имеются - ежемесячно передавались в ООО «БлагРКЦ» и отражались ими же в квитанциях. Исходя из предоставленных сведений и о потребленной электроэнергии належала применению в формуле 3(3) в расчете, а не средняя величина 0,01502 Гкал/кв.м (как это сделал агент ответчика на основании совсем иной формулы 3(1)), при этом безосновательно мотивировав отсутствие данных по индивидуальным приборам учета и как результат, принял равной 0. Таким образом, сумма, подлежащая предъявлению мне как потребителю с учетом формулы 3(3) должна включить данные моего среднемесячного потребления -0,00773, объем Корректировка же при этом, согласно формулы 3(4) предполагает приведение в соответствие объема, потребленного в жилом помещении на основании индивидуальных приборов учета в текущем году, тем показаниям, которые ранее выставлялись в платежных документах - на основании средних характеристик показаний приборов учета предыдущего года. В данном же случае, управляющая компания фактически безосновательно игнорирует требования законодательства (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ) о взимании платы за коммунальные услуги на основании данных приборов учета, и произвела расчет по средним нормативам.
Получая квитанцию с суммой задолженности, которая не законна, она лишена возможности оплачивать только неоспариваемые суммы. Так, предлагаемые ООО «БлагРКЦ» способы оплаты как в кассах, так и через Сбербанк онлайн не предоставляют возможность оплатить конкретные коммунальных услуг, перечисленные в квитанции (например, только за холодную воду или водоотведение). При оплате квитанции не в полном объеме ООО «Благ РКЦ» суммы внесенные распределяет пропорционально плате за каждую коммунальную услугу. Гася в том числе начисления за отопление и произведенную корректировку, что является злоупотреблением правом и прямо нарушает ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Помимо нарушений в расчете сумм, предъявленных к оплате, ООО «ГУК 2», ООО «Благ РКЦ» полностью игнорируются и требования пп. е) п.69 Правил (согласно которому платежный документ должен содержать: «.... показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Квитанция ООО «БлагРКЦ» ни за декабрь 2018, ни за май 2019 г. информации о показаниях ОДПУ, о суммарном расходе по индивидуальным приборам учета, не содержится - раздел 4 квитанций вообще не заполняется. А именно эти данные являются ключевыми в расчете по формуле 3(3) Правил и должны ежемесячно доводиться до сведения потребителей.
С учётом изложенного, основывая свои требования на ст.155-157 ЖК РФ, а также требования Закона РФ «О защите прав потребителей», просит суд,
1. Признать незаконной, отраженную по адресу ***, в платежном документе за май 2019 г. корректировку начисления оплаты за теплоснабжение за период 2018 год - в размере 9356,2 руб., за период январь - апрель 2019 г. - в размере 904,76 руб.,
2. Обязать ООО «ГУК 2», ООО «БлагРКЦ» произвести списание (исключение из квитанции) с моего лицевого счета суммы необоснованной корректировки в размере 10 260,96 руб.
3. Запретить ООО «ГУК2», ООО «БлагРКЦ» производить корректировку платы за 2018 год по адресу ***
4. Признать незаконными действия ООО «ГУК 2», ООО «БлагРКЦ» при выставлении квитанций в части не указания информации о показаниях общедомовых приборов учета по теплу, о суммарном расходе по индивидуальным приборам учета по теплу.
5. Признать незаконными действия ООО «ГУК 2», ООО «БлагРКЦ» в части необеспечения возможности оплаты отдельно каждой из коммунальных услуг, отраженных в квитанциях.
6. взыскать с ООО «ГУК 2», ООО «Благ РКЦ» на основании п.6 ст.13 ФЗ «О защите прав потребителей», ч.6 ст. 157 ЖК РФ штраф в размере 50% от суммы подлежащей списанию корректировки.
В судебном заседании представитель истца на требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивала в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении с учетом уточнений предмета требований.
Представитель ответчика ООО «Городская управляющая компания – ГУК-2» - Фомичева Г.Н. в судебном заседании с требованиями не согласилась в обоснование своих возражений указав, что пунктом 1 просительной части уточнений по иску истец просит признать незаконной, отраженную по адресу ***, в платежном документе за май 2019 г. корректировку начисления оплаты за теплоснабжение за период 2018 год - в размере 9356,2 руб., за период январь-апрель 2019 г. - в размере 904,76 руб.
Пунктом 3 просительной части уточнений истец просит запретить ООО «ГУК 2», ООО «БлагРКЦ» производить корректировку платы за 2018 год по адресу ***.
Требования истца противоречат нормам действующего законодательства, а именно п.3(4) Правил предоставления коммунальных услуг №354, утвержденных Постановлением Правительства РФ. Следует учет, что в данном случае речь идет не о незаконной корректировке, а о некорректной сумме корректировки отраженной в платежном документе предъявленного истцу за май 2019 г.
Пунктом 2 просительной части уточнений истец просит обязать ООО «ГУК 2», ООО «БлагРКЦ» произвести списание (исключение из квитанции) суммы необоснованной корректировки в размере 10 260,96 руб.
Согласно расчетов, прилагаемых к настоящему отзыву, общая сумма корректировки по жилому помещению №*** за период с января 2018 года по апрель 2019 года составит 9 886,27 руб.
Пунктом 6 просительной части уточнений истец просит взыскать штраф в размере 50% от суммы подлежащей списанию корректировки. Согласно расчетов представленных к настоящему отзыву считают, что подлежит списанию штраф в размере 50 % от суммы 9 886,27 руб.
В части применения в расчетах, данных по начислениям собственникам нежилых помещений поясняем следующее. В указанном, МКД установлено три коллективных (общедомовых прибора учета), входящих в состав узла учета тепловой энергии. При вводе дома в эксплуатацию, во всех жилых и нежилых помещениях в доме изначально, установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии. При этом, по нежилым помещениям показания приборов учета не отражаются, т.е. не учитываются на общедомовых приборах учета жилой части здания. Следовательно, осуществляется раздельный учет коммунальных ресурсов по жилой части дома и нежилым помещениям, не относящимся к общему имуществу.
Представитель ООО «Благовещенский расчетно-кассовый центр» - Крывкина М.В. с предъявленными исковыми требованиями не согласилась, в обоснование возражений указав, что в связи с тем, что собственниками жилых помещений данные по ИПУ отопления передавались некорректно, а именно за 2018 год фактически собственниками 13 жилых помещений были переданы либо нулевые, либо показания не превышающие 2 Гкал за 1 календарный год, то ООО «Благ-РКЦ» произвело перерасчет по отоплению по формуле формулу 3( 1) из приложения 2 к ПГ1 РФ № 354. Т.к. данный перерасчет был произведен за 2018 год, то он был верно произведен по формулам, подлежащим к применению в 2018 году т.к. акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие на основании ч. 1 ст. 6 РФ. Кроме того, в адрес ООО «Благ-РКЦ» поступило заявление старшей МКД, расположенного по адресу: *** с показаниями ИПУ отопления, в соответствии с которыми, в 13 жилых помещениях не работают индивидуальные приборы отопления, что также свидетельствует о корректности применения формулы использованной при расчете. По вопросу не учета в расчетах площади нежилых помещений поясняем следующее. Спорное жилое помещение состоит из двух блок-секций 9 и 14 этажей, каждая блок-секция оборудована ОДПУ тепловой энергии, отдельный ОДПУ стоит на местах общего пользования. Нежилые помещения оборудованы также отдельным ОДПУ, следовательно, в расчетах его данные не применяются. Дополнительно поясняем, что разница по общему годовому объему потребления тепловой энергии между данными управляющей компании, ООО «Г"УК-2» и АО «АКС», применяемые ООО «Благ-РКЦ» при расчетах составляет 1612,95-1612,83=0,12 Гкал, что находится в пределах арифметической погрешности.
В судебное заседание не явился истец – Меркулова Н.Г., представителя третьего лица АО «АКС», о времени и месте рассмотрения спора уведомлена надлежащим образом, в соответствии с положениями ст.48 ГПК РФ истец обеспечила участие в судебном заседании своего представителя, представитель АО «АКС» о причинах не явки в суд не сообщил, суд с учетом положений ст.ст. 167,154,35 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.
Выслушав пояснение, лиц участвующим в деле, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Предметом спорая является законность начислений корректировки за теплоснабжение за период 2018 год, 2019 год в жилом помещении, расположенном по адресу : ***.
В ходе судебного разбирательства установлено, и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, что квартира №*** дома №*** по ул. *** в г. Благовещенске принадлежит на праве собственности Меркуловой Н.Г.
В соответствии с положениями ст.161 ЖК РФ, собственниками многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: *** избран способ управления – управление через управляющую организацию ООО «Городская управляющая компания ООО ГУК-2»
01 мая 20165 года между ООО «Городская управляющая компания ООО ГУК-2» и ООО «Благовещенский расчетно-кассовый центр», в соответствии с которым, ООО «Благовещенский расчетно-кассовый центр» принял на себя обязательства за вознаграждение совершать от своего имени и за счет ООО «Городская управляющая компания ООО ГУК-2» действия: - по формированию и ведению базы данных лицевых счетов потребителей жилищно-коммунальных услуг, собственников жилых и нежилых помещений, согласно перечню многоквартирных домов, находящихся в управлении; - по расчету, начислению потребителями платежей за жилые (нежилые) помещения и коммунальные услуги, включая: плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, водоотведение, отопление (теплоснабжение), в том числе на общедомовые нужды; - иные платежи по указанию; - по формированию и печати платежных документов (счетов-квитанций) за оплату Услуг с последующей доставкой их до потребителя Принципала; - по приёму платежей от потребителей за Услуги, в порядке, установленном п.2.16 настоящего договора; - по приему от потребителей показаний индивидуальных (общеквартирных) показаний приборов учета соответствующих коммунальных услуг.
Также из представленных материалов усматривается, усматривается, что многоквартирный жилой дом имеет две секции, в данном многоквартирном доме имеются встроенные нежилые помещения. Кроме того, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: *** оборудован тремя общедомовыми приборами учета (акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 15 февраля 23013 года, от 21 марта 2013 года, от 25 февраля 2014 года, от 12 февраля 2015 года, от 06 мая 2015 года, от 02 сентября 2015 года, от 18 февраля 2016 года, от 20 января 2016 года, от 26 сентября 2017 года, от 27 марта 2017 года)
Из представленных доказательств усматривается, что жилые помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *** также оборудованы внутриквартирными приборами учета.
Как следует из доводов истца, получив квитанцию за май 2019 года обнаружила, что произведена корректировка в части начисления по начислению тепловой энергии, полагает, что данные начисления произведены незаконно, исходя из формулы 3 (1) Постановления № 354 утвержденных Постановлением Правительства РФ.
Из доводов ответчика ООО «Благовещенский расчетно-кассовой центр» усматривается, что ими была применена формула 3(1) при начисление оплаты за коммунальные услуги по теплоснабжению, ввиду того, что часть квартир не передавались показания индивидуального прибора учета, либо передавались недобросовестно указывая малое количество тепло энергии. Полагают, что применение данной формулы в данном случае отвечает принципам соотношения прав и законных интересов собственников многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012-2013 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.
В г. Благовещенске определен расчет за услуги по отоплению с ежемесячной периодичностью, т.е. в каждом календарном месяце, следовательно, оплата коммунальной услуги по отоплению производится в течении всего календарного года, а не только в период отопительного сезона.
Реализуя полномочие, предоставленное ему ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утвердило Правила № 354, согласно п. 40 которых потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за нее совокупно, без разделения на плату за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 2).
В соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При этом согласно п. 42 (1) вышеназванного Постановления Правительства РФ Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(4) и 3(5) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абзацев второго - четвертого пункта 42 (1) Правил № 354 и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абзац второй пункта 42 (1) данных Правил, формулы 2 и 2 (1) приложения N2 к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018г N30-П взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаце третьем пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
В пункте 4.4 Постановления № 30-П указано, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из данного постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В данном постановлении проверялась конституционность нормативных положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42 (1) Правил N354 в рамках предмета, указанного в обращении собственника квартиры в многоквартирном доме, в котором все помещения на момент ввода дома в эксплуатацию были оснащены индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но к началу отопительного периода часть из них была демонтирована.
При этом, будучи не связанным основаниями и доводами, изложенными в обращении, Конституционный Суд Российской Федерации в абзаце третьем пункта 4.3 постановления № 30-П указал, что нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что, в конечном счете, препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
Учитывая вышеназванные законоположения, а также то, что в нарушении ст.12,56 ГПК РФ, ответчиками не представлено достоверных, достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что часть индивидуальных приборов выведена из строя (собственниками не сохранена), равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в части жилых помещений показания приборов учета не передавались, учитывая также, что между ответчиками с заключен агентский договор и ни один из сторон не вышла с требованием о проверке индивидуальных приборов учета, к собственникам показания которыми не передавались, либо передавались некорректно, суд полагает, что примененная стороной ответчика ООО «Благовещенский расчетно-кассовый центр» формула расчета корректировки (3 (1)) является незаконной, вследствие чего признать размер корректировки за период 2018 – 2019 годы законным также не возможно.
При этом, суд также учитывается, что ответчиками не применены положения подлежат применению нормативные положения Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в части определения объемов, при не передачи показаний потребителями - п.п. 59-60, согласно которым, учитывается в расчете среднемесячный объем коэффициента участия по отоплению.
Учитывая, что суд не располагает данными по всем жилым помещениям в многоквартирном доме, а также сведений о нежилых помещениях произвести расчет не представляется возможным.
Представленный расчет ООО «Городская управляющая компания – ГУК-2», также не может быть принят во внимание, вышеназванных норм права расчет произведен без учета площади и показаний приборов учета в отношении нежилого помещения.
Таким образом, требования истца о признании незаконной, отраженную, по адресу: *** в платежном документе за май 2019 года корректировку оплаты за теплоснабжение за период 2018 год в части указания суммы 9356 рублей 20 копеек, за период январь-май 2019 года в части указания суммы 904 рубля 76 копеек, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Поскольку требования о возложении обязанности на общество с ограниченной ответственностью «Благовещенский расчетно-кассовый центр» произвести исключение из квитанции по начислению и лицевого счета открытого в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: *** сумму корректировки в размере 10260 рублей 96 копеек является взаимовытекающими из требований о признании незаконной корректировки отраженной в квитанции за май 20189 года в части размера корректировки, суд полагает, что указанные требования также подлежат удовлетворению.
Требования истца о признании корректировки незаконной и возложении обязанности по запрету производить корректировку не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3(4) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», корректировка платы за отопления является законным правом исполнителя коммунальных услуг. при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода объем (количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета. При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год.
Таким образом, вышеназванными Правилами предусмотрена возможность проведения корректировки начисленных и оплаченных коммунальных платежей по теплоснабжению.
Поскольку законодательством предусмотрена возможность проведения корректировок по теплоснабжению, учитывая также, что в ходе судебного разбирательства установлен факт необходимости проведения корректировки, а именно объем потребление теплоснабжения поданного в многоквартирный жилой дом превышает объем произведенных оплат, суд полагает, что в удовлетворении требований истцу в данной части следует отказать.
Кроме того, суд также отмечает и тот, что исходя из положений ст.3 ГПК РФ в её совокупности со ст.12 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное право истца, вместе с тем истец предъявляя настоящее требование фактически защищает сове право на будущее время.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии п. 67 раздела 6 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, вносится на основании платежных документов, предоставляемых потребителям.
На основании п. 118 раздела 11 указанных Правил, в случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами услуг пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе.
В соответствии с п.65 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Требования к сведениям, которые должны содержаться в платежном документе определены в п.69 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
В соответствии с п.п. г, д, е объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами. Объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
Согласно пп. "б" п. 33 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 года, потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте РФ принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пп. "г" п. 33 указанных Правил потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пп. "р" п. 31 Правил предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды;
Принимая во внимание, что запрашиваемая истцом информация не была предоставлена управляющей компанией в соответствии с вышеуказанными нормами материального права, в свою очередь, истец обращалась к ответчикам о том, чтобы провели проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги в части тепло энергии и обоснованности начисления корректировки, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части признания действий в части не выставления в платежном документе (квитанции по оплате за предоставленные коммунальные услуги) показаний общедомовых приборов учета по теплоснабжению, а также о суммарном расходе тепло энергии по индивидуальным приборам учета.
При этом поскольку исполнителями услуг предоставлена возможность оплаты, как начисленными денежными средствами так и безналичным переводом, в том числе посредством услуги «Онлайн», что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, иных законодательных требований к оплате по коммунальным услугами не предъявляется, суд полагает, что требования истца о признании незаконными действия ООО «ГУК 2», ООО «БлагРКЦ» в части необеспечения возможности оплаты отдельно каждой из коммунальных услуг, отраженных в квитанциях.
На основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами
Частью 7 указанное правовой нормой предусмотрено, что в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.
То есть, из указанной правовой нормы следует, что имеет место быть обязательное обращение собственника с заявлением в письменной форме о выплате штрафа и, выплата штрафа производится не денежными средствами в пользу собственника или нанимателя жилого помещения, а путем снижения размера платы за коммунальные услуги.
Из материалов дела не следует, что истец в досудебном порядке обращалась к ответчику с таким заявлением, следовательно, требования в данной части являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Требования о взыскании штрафа в соответствии с положениями п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которым при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя услуги за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя не могут быть удовлетворены, поскольку из данной нормы следует, что взыскание штрафа возможно при удовлетворении требований материального характера.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконной, отраженную, по адресу: *** в платежном документе за май 2019 года корректировку оплаты за теплоснабжение за период 2018 год в части указания суммы 9356 рублей 20 копеек, за период январь-май 2019 года в части указания суммы 904 рубля 76 копеек.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Благовещенский расчетно-кассовый центр» произвести исключение из квитанции по начислению и лицевого счета открытого в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: *** сумму корректировки в размере 10260 рублей 96 копеек.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Благовещенский расчетно-кассовый центр», общества с ограниченной ответственностьюГородская управляющая компания – ГУК-2» в части не выставления в платежном документе (квитанции по оплате за предоставленные коммунальные услуги) показаний общедомовых приборов учета по теплоснабжению, а также о суммарном расходе тепло энергии по индивидуальным приборам учета.
В удовлетворении требований в части возложения обязанности не производить корректировки по теплоснабжению за 2018 год, признании действия в части необеспечения возможности оплаты по каждой отдельной услуге, а также взысканию штрафа - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья И.В. Гокова
решение в окончательной форме принято 18.10.2019 года