№2-4552/8-2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2018 года г.Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Масловой Л.А.,
при секретаре Семыкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области к Администрации города Курска о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роприроднадзора по Курской области обратилось в суд с иском к Администрации города Курска о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.
В обоснование иска указано следующее. Управлением Росприроднадзора по Курской области с целью проверки информации опубликованной ДД.ММ.ГГГГ в СМИ «Газета.ru» о показе по первому каналу Центрального телевидения репортажа Елены Летучей «Летучий отряд» - о размещении несанкционированной свалки отходов на улице Голубиная в г.Курске, которая грозит экологической катастрофой, проведены рейдовые обследования. Обследования проводились с участием специалистов филиала ЦЛАТИ по Курской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлены Акты рейдового осмотра, обследования: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Проведенным обследованием указанного земельного участка установлено, что через дорогу от жилого двухэтажного дома № расположенного в переулке Центральный в Сеймском округе города Курска, за гаражами, в верхней части склона балки, на склонах балки, и в самой балке находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления и строительного мусора (состоящая из пяти секторов, общая площадь свалки составляет 537,55 м2). При обследовании верхней части склона балки выявлен организованный выпуск сточных вод из которого производится сброс неочищенных хозяйственно-фекальных канализационных сточных вод в балку от четырех двухэтажных жилых домов: №, №, №, №, находящихся в пер. Центральный в районе <адрес>, в кадастровом квартале №. Несанкционированный сброс отходов производства и потребления и сброс неочищенных хозяйственно-фекальных сточных вод (жидких отходов) на земельный участок в районе <адрес> привело к загрязнению указанного земельного участка химическими веществами: азотом обменным аммония, АПАВ, фосфором подвижным, хлоридами.
С учетом изложенного, администрация города Курска при выявлении фактов несанкционированного размещения свалок бытовых отходов на территории муниципального образования «Город Курск» обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет причинение вреда их здоровью. Эксплуатация несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав. Решением Ленинского районного суда города Курска от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. бездействие Администрации г.Курска, выразившееся в непринятии мер к ликвидации указанной несанкционированной свалки, признано незаконным.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, просил обязать Администрацию города Курска разработать проект рекультивации земельного участка загрязненного химическими веществами, расположенного в кадастровом квартале № вблизи двухэтажных жилых домов: №, №, №, №, находящихся в <адрес>), и приступить к рекультивации земель в срок до ДД.ММ.ГГГГ, восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем проведения рекультивации загрязненного химическими веществами земельного участка в срок, определенный проектом.
В судебном заседании представитель истца Угрюмова Е.В. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представители ответчика Шишкина Н.Д., Вяткин А.И. исковые требования не признали, возражали относительно удовлетворения исковых требований. Пояснили, что Администрация города Курска виновные действия по загрязнению спорного участка не осуществляет. Непосредственное загрязнение осуществляется жильцами расположенных вблизи многоквартирных домов ввиду отсутствия центральной канализации и оборудования канализационной системы с естественным переливом хоз-фекальных сточных вод при перенаполнении сточного накопителя, вследствие чего, проведение рекультивации должна быть возложена на собственников многоквартирных домов. Сброс сточных вод в настоящее время не прекращен, вследствие чего, рекультивация указанного земельного участка не повлечет стойкого устранения его загрязнения, в связи с непрерывным систематическим сбросом неочищенных хоз-фекальных сточных вод в балку из системы отведения близлежащих многоквартирных домов, в результате чего на дне балки впоследствии вновь будет образовываться болото из неочищенных сточных вод.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», части 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Кроме того, согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа так же относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 12, 25 статьи 13 Устава города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 №332-3-РС к вопросам местного значения города Курска относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Курска; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно части 1 статьи 45 Устава Администрация города Курска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Курска, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу статьи 47 Устава Администрация города Курска осуществляет следующие полномочия, в частности, организует мероприятия по охране окружающей среды в границах города Курска; организует использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Курска; создает условия для массового отдыха жителей города Курска и организует обустройство мест массового отдыха населения.
Кроме того, в соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В связи с чем, в силу действующего законодательства управление земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Курска, а так же организация мероприятий по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Курска, обеспечение благоприятной окружающей среды для населения, организация исполнения природоохранного законодательства на территории города Курска осуществляется отраслевыми органами Администрации города Курска (п.2.2 Положения о земельном комитете г. Курска, утвержденного решением Курского городского собрания от 29.05.2008 №44-4-РС; п.п.2.2; 2.3 Положения о комитете экологической безопасности и природопользования г.Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 15.05.2008 №23-4-РС).
Судом установлено, что Управлением Росприроднадзора по Курской области с целью проверки информации опубликованной 28 ноября 2017 в СМИ «Газета.ru» о показе по первому каналу Центрального телевидения репортажа Елены Летучей «Летучий отряд» - о размещении несанкционированной свалки отходов на <адрес>, которая грозит экологической катастрофой, проведены рейдовые обследования.
Обследования проводились с участием специалистов филиала ЦЛАТИ по Курской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлены Акты рейдового осмотра, обследования: № от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ.
Проведенным обследованием указанного земельного участка установлено, что через дорогу от жилого двухэтажного дома №, расположенного в <адрес>, за гаражами, в верхней части склона балки, на склонах балки, и в самой балке находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления и строительного мусора (состоящая из пяти секторов, общая площадь свалки составляет 537,55 м2).
Так же, при обследовании верхней части склона балки выявлен организованный выпуск сточных вод из которого производится сброс неочищенных хозфекальных канализационных сточных вод в балку от четырех двухэтажных жилых домов: №, №, №, №, находящихся в <адрес>) в кадастровом квартале №
В результате продолжительного сброса неочищенных хозфекальных сточных вод в балку, на дне балки образовалось болото из неочищенных хозфекальных сточных вод, источающее вокруг зловонный запах.
Вплотную к указанной балке с несанкционированной свалкой отходов производства, потребления и болотом, заполненным сточной водой, примыкают огороды жителей, проживающих по <адрес>
Несанкционированный сброс отходов производства и потребления и сброс неочищенных хозфекальных сточных вод (жидких отходов) на земельный участок в районе <адрес> привело к загрязнению указанного земельного участка химическими веществами: азотом обменным аммония, АПАВ, фосфором подвижным, хлоридами.
Содержание химических веществ в почве (азота обменного аммония, АПАВ, фосфора подвижного, хлоридов) на земельном участке в районе несанкционированного размещения отходов производства и потребления (пробная площадка №, пробная площадка №) превышает фоновое содержание химических веществ в почве на глубине 0 - 100 см до четырех раз, что подтверждается Протоколом результатов анализа проб почвы филиала ЦЛАТИ по Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ с протоколами отбора проб почвы № от ДД.ММ.ГГГГ.
Несанкционированное размещение отходов, в том числе сброс жидких отходов на водосборную площадь водных объектов является нарушением действующего природоохранного законодательства, земельного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, а именно: ст.3, ч.1 ст.34, ч.1, ч.2 ст.39, ч.1, ч.2 ст.51 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч.1, п.2 ч.2 ст. 13, ст.42 Земельного кодекса РФ; ч.5, ч.7 ст. 12 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»».
Указанный земельный участок находится в границах города Курска, право собственности в отношении которого не разграничено.
В результате загрязнения почвы химическими веществами и несанкционированного размещения отходов производства и потребления причинен вред почвам как объекту охраны окружающей среды.
С учетом изложенных правовых норм, администрация города Курска при выявлении фактов несанкционированного размещения свалок бытовых отходов на территории муниципального образования «Город Курск» обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 23.01.2018 по делу №2а-427/13-2018г. бездействие Администрации г.Курска, выразившееся в непринятии мер к ликвидации указанной несанкционированной свалки, признано незаконным.
Исходя из пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и количества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Как установлено частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-В «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
Вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (статья 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Нормативными актами предусмотрены специальные способы возмещения вреда окружающей среде в натуре. В частности, для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация.
Вопросы рекультивации земель регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее по тексту - Основные положения).
В силу пункта 6 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация. Рекультивации подлежат и земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель (пункты 3, 5, 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации от 22.12.1995 N 525).
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов (п. 5).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» под рекультивацией земель понимаются - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Согласно пункта 8 указанного Постановления рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Следовательно, в проекте рекультивации земель должны быть предусмотрены мероприятия по предотвращению дальнейшего загрязнения земельного участка.
Согласно пункту 26 Постановления, лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; со дня выявления деградации земель; со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Что касается выводов специалистов, привлеченных к участию по делу ФИО6 и ФИО7 о том, что проведение рекультивации земель необходимо проводить после прекращения загрязнения, и обоснованных на этом утверждении стороны ответчика о невозможности проведения рекультивации ввиду продолжаемого в настоящее время сброса сточных хозфекальных вод, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку постановлением № Администрация г.Курска была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ, и несет обязанность по сохранению его в надлежащем природном виде, а потому воз-ложение обязанности проведения рекультивации не исключает возможность принять со стороны ответчика надлежащие меры, с прекращением причинения вреда земельному участку в виде сбросов хозфекальных сточных вод.
При этом суд учитывает заявленный стороной истца срок начала рекультивации, с мая 2019 года – разумным, то суд полагает что ответчик имеет возможность в указанных срок принять надлежащие меры к прекращению загрязнения среды и приступить в заявленный срок к рекультивации нарушенных земель.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области к Администрации города Курска о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, и необходимости их удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░: №, №, №, №, ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>), ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: