Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1518/2012 ~ М-1612/2012 от 25.05.2012

Дело № 2-1518/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2012 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Кечкиной Н.В.,

с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В.,

с участием в деле:

истицы – Сидоровой Т.Г.,

ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, его представителя, ведущего специалиста – эксперта юридической группы Шерстобитовой Ж.В., представившей доверенность № 173 от 15 февраля 2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой Т.Г. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 02 мая 2012 года № 8174166/35-364, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды ее работы и назначить досрочную трудовую пенсию с 03 февраля 2012 года,

установил:

Сидорова Т.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 02 мая 2012 года № 8174166/35-364, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды ее работы и назначить досрочную трудовую пенсию с 03 февраля 2012 года.

В обоснование своих требований Сидорова Т.Г. указала, что с 31 марта 1980 года по настоящее время работает медицинской сестрой в лечебных учреждениях РМ, ее трудовой стаж по данной специальности составляет более 30 лет. 03 февраля 2012 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решением от 02 мая 2012 года за № 8174166/ 35-364 ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, требуется 30 лет, имеется 13 лет 11 месяцев 5 дней. Ряд периодов не засчитан в ее стаж. Считает, что данный отказ не основан на законе. Она работала и работает по настоящее время медицинской сестрой в лечебном учреждении, оказывает медицинскую помощь обратившимся больным людям и ее трудовые и функциональные обязанности были те же, «Больница с поликлиникой при МВД Республики Мордовия», затем именно название ФГУЗ «Медико - санитарная часть МВД Республики Мордовия» (указанный стаж засчитан в специальный стаж), а в должности медицинской сестры «Больницы с поликлиникой медотдела МВД РМ», в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ», в должности медицинской сестры процедурной ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ» (не засчитан в стаж). Тот факт, что медицинское учреждение неоднократно меняло название, не должен влиять на ее право на досрочное назначение трудовой пенсии. Считает, что незаконно не засчитаны в стаж периоды ее работы с 28 октября 1985 года по 12 июня 1996 года (10 лет 7 месяцев 15 дней) в должности медицинской сестры «Больницы с поликлиникой медотдела МВД РМ», с 13 июня 1996 года по 31 октября 1999 года (3 года 4 месяца 18 дней) в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ», с 14 ноября 2002 года по 28 октября 2004 года (1 год 11 месяцев 15 дней) в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ», с 29 октября 2004 года по 31 января 2006 года (1 год 3 месяца 2 дня) в должности медицинской сестры процедурной ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ». На основании изложенного просила суд решение начальника ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ от 02 мая 2012 года за № 8174166/ 35 - 364 об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости признать незаконным; обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ включить ей в специальный стаж работы с 28 октября 1985 года по 12 июня 1996 года (10 лет 7 месяцев 15 дней) в должности медицинской сестры «Больницы с поликлиникой медотдела МВД РМ», с 13 июня 1996 года по 31 октября 1999 года (3 года 4 месяца 18 дней) в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ», с 14 ноября 2002 года по 28 октября 2004 года (1 год 11 месяцев 15 дней) в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ», с 29 октября 2004 года по 31 января 2006 года (1 год 3 месяца 2 дня) в должности медицинской сестры процедурной ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ» и досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с 03 февраля 2012 года.

В судебном заседании истица Сидорова Т.Г. исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Шерстобитова Ж.В. иск не признала, считает обжалуемое решение законным и обоснованным по изложенным в нем основаниям, просила суд в удовлетворении иска Сидоровой Т.Г. отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из объяснений истицы и письменных доказательств, 03 февраля 2012 года Сидорова Т.Г. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 02 мая 2012 года № 8174166/35-364 Сидоровой Т.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ – 173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 13 лет 11 месяцев 5 дней (л.д.13-14).

В специальный стаж истицы не были зачтены следующие периоды работы:

с 28 октября 1985 года по 12 июня 1996 года (10 лет 7 месяцев 15 дней) в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой медотдела МВД РМ», в том числе дородовый и послеродовый отпуск с 05 февраля 1990 года по 19 июня 1990 года, периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком Дата рождения – с 20 июня 1990 года по 11 октября 1991 года до исполнения полутора лет, с 12 октября 1991 года по 11 ноября 1992 года свыше полутора лет, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 25 октября 1995 года по 22 ноября 1995 года;

с 13 июня 1996 года по 31 октября 1999 года (3 года 4 месяца 18 дней) в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ», поскольку наименование учреждений не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781;

с 14 ноября 2002 года по 28 октября 2004 года (1 год 11 месяцев 15 дней) в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ»;

с 29 октября 2004 года по 31 января 2006 года (1 год 3 месяца 2 дня) в должности медицинской сестры процедурной ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ», поскольку наименование учреждений не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

Суд считает, что указанное решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия является незаконным и подлежит отмене. Данный вывод суд делает исходя из следующего.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом, как следует из пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», положения подпунктов 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 03 июня 2004 года.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в графе наименование учреждения предусмотрено – больницы всех наименований (пункт 1), поликлиники всех наименований (пункт 9), госпитали всех наименований (пункт 6), медико-санитарная часть (пункт 4).

Как это следует из материалов пенсионного дела, представленного по запросу суда, Сидорова Т.Г. в 1977 году поступила в Волжское медицинское училище Волгоградского облздравотдела и в 1980 году окончила полный курс названного училища по специальности фельдшерской. Решением Государственной квалификационной комиссии от 03 марта 1980 года Сидоровой Т.Г. присвоена квалификация фельдшера, что подтверждается дипломом .

Как следует из объяснений истицы, в оспариваемые периоды Сидорова Т.Г. работала и работает по настоящее время медицинской сестрой в лечебном учреждении, оказывает медицинскую помощь обратившимся больным людям, она имела необходимое образование, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, ее функции не изменялись.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как следует из трудовой книжки и имеющихся материалов дела, Сидорова Т.Г. приказом № 31У л/с о 30 октября 1985 года принята медицинской сестрой больницы с поликлиникой медотдела МВД с 28 октября 1985 года, записи № 10, 11 признаны недействительными, далее приказом № 291 от 06 июля 1996 года назначена медицинской сестрой процедурной больницы с поликлиникой при МВД (в связи с оргштатными мероприятиями), приказом № 86 л/с от 09 февраля 2006 года назначена медицинской сестрой процедурной поликлиники Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико – санитарная часть МВД Республики Мордовия» (в связи с оргштатными мероприятиями) (л.д. 6-12).

Кроме того, факт работы Сидоровой Т.Г. в должности медицинской сестры подтверждается справкой № 28/9 от 27 января 2012 года ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия», в соответствии с которой Сидорова Т.Г. работала медицинской сестрой на основании вышеуказанных приказов и работает до настоящего времени. Работает полный рабочий день. Основание выдачи справки: приказы, лицевые счета, тарификационные списки.

Из справки № 28/22 от 11 мая 2012 года ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» усматривается, что Сидорова Т.Г. с 13 июня 1996 года по 01 февраля 2006 года работала на 1,0 ставки на должности медицинской сестры процедурной больницы с поликлиникой при МВД, на основании приказа № 291 от 06 июля 1996 года.

Работа истицы Сидоровой Т.Г. в должности медицинской сестры подтверждается имеющимися в пенсионном деле приказами, а именно: приказом № 291 от 06 июля 1996 года об утверждении штатной расстановки личного состава аппарата МВД и его подведомственных подразделений с 13 июня 1996 года, где Сидорова Т.Г. указана как медицинская сестра процедурной, приказами № 147 л/с от 11 июня 1990 года о предоставлении частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 1 года, где Сидорова Т.Г. указана как медсестра поликлиники МВД, приказом № 76 л/с от 11 апреля 1991 года о разрешении частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 год 6 месяцев, где Сидорова Т.Г. указана как медсестра поликлиники МВД, приказом № 274 л/ с от 01 октября 1991 года о предоставлении Сидоровой Т.Г., медсестре поликлиники МВД, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, приказом № 327 л/с от 18 ноября 1992 года, по которому Сидорова Т.Г. считается приступившей к работе в качестве медсестры поликлиники с 12 ноября 1992 года.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.

Пунктом 1 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29 октября 2002 года предусмотрены больницы всех наименований. Право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют медицинские работники, осуществляющие трудовую деятельность в соответствующих должностях в больницах независимо от наименования. При этом указание в наименовании больницы на клинический профиль, ведомственную подчиненность, либо территориальную принадлежность больницы не может являться препятствием для реализации права на досрочное пенсионное обеспечение. Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения от 29 октября 2002 года, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Следовательно, если поликлиника является структурным подразделением учреждения «Больница с поликлиникой», вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии медицинских работников указанного структурного подразделения может быть рассмотрен положительно.

В соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

Согласно постановлению Главы Администрации городского округа Саранск от 05 октября 1995 года зарегистрировано государственное учреждение здравоохранения - больница с поликлиникой медицинского подотдела службы тылового обеспечения Министерства внутренних дел Республики Мордовия и выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности А 898921 от 22 марта 1996 года.

Как это следует из Устава ГУЗ Больницы с поликлиникой медицинского подотдела службы тылового обеспечения МВД РМ, утвержденного Министром внутренних дел РМ приказом № 333 от 29 августа 1995 года, предметом деятельности учреждения является: осуществление доступности и удовлетворение потребности сотрудников милиции и членов их семей, пенсионеров органов внутренних дел…своевременное и качественное медицинское обслуживание, лечение…оказание всесторонней квалифицированной медицинской помощи прикрепленному населению. К видам деятельности учреждения относится: оказание плановой и экстренной амбулаторной и стационарной, консультативной, лечебно – диагностической помощи больным… проведение профилактических мероприятий, в том числе целевых, направленных на оздоровление сотрудников внутренних дел, лечебное питание больных, медперсонала и т.д.

Согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе от 15 марта 1999 года, Государственное учреждение здравоохранения - Больница с поликлиникой медицинского отдела МВД РМ зарегистрировано в качестве юридического лица, ИНН 1326136753.

В соответствии с уставом Государственного учреждения здравоохранения «Госпиталь с поликлиникой при Министерстве внутренних дел Республики Мордовия», утвержденным МВД РМ приказом № 405 от 15 октября 2004 года, Государственное учреждение здравоохранения - Больница с поликлиникой медицинского отдела Министерства внутренних дел Республики Мордовия (сокращенное наименование – ГУЗ Больница с поликлиникой медотдела МВД РМ) переименовано в Государственное учреждение здравоохранения «Госпиталь с поликлиникой при Министерстве внутренних дел Республики Мордовия». Оно является структурным подразделением государственного учреждения медицинский отдел Министерства внутренних дел Республики Мордовия, на правах юридического лица, и создается в целях организации непосредственного осуществления комплексов мер по медицинскому обеспечению сотрудников и работников органов внутренних дел, членов их семей и т.д. Учредителем является МВД Республики Мордовия. Основными задачами учреждения является: оказание квалифицированной специализированной медицинской стационарной и поликлинической помощи прикрепленным контингентам к ЛПУ МВД Республики Мордовия, обеспечение преимущественного обслуживания личного состава ОВД, совершенствование диспансерного метода обслуживания, организация профилактических осмотров сотрудников ОВД и т.д.

29 октября 2004 года Государственное учреждение здравоохранения «Госпиталь с поликлиникой при Министерстве внутренних дел Республики Мордовия» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за номером 2041316012725.

Согласно Уставу Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико – санитарная часть Министерства внутренних дел Республики Мордовия», утвержденному приказом МВД РФ от 30 декабря 2005 года № 1080, Учреждение является многопрофильным медицинским учреждением и правопреемником Государственного учреждения «Медицинский отдела Министерства внутренних дел Республики Мордовия» и Государственного учреждения здравоохранения «Госпиталь с поликлиникой при Министерстве внутренних дел Республики Мордовия». Функции и задачи учреждения остаются по сути теми же.

Федеральное государственное учреждении здравоохранения «Медико – санитарная часть Министерства внутренних дел Республики Мордовия» зарегистрировано ИФНС в качестве юридического лица 17 мая 2006 года.

Отказывая во включении в специальный стаж спорных периодов работы, пенсионный орган исходил из того, что наименование учреждений «Больница с поликлиникой медотдела МВД РМ», «Больница с поликлиникой при МВД РМ», ФГУЗ « Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ» не предусмотрено Списком учреждений здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2002 года № 781.

При этом, как это следует из решения начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 02 мая 2012 года № 8174166/35-364, периоды работы истицы с 01 ноября 1999 года по 01 октября 2002 года, с 31 октября 2002 года по 13 ноября 2002 года в должности медсестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия» включены в специальный стаж истицы, и при включении в специальный стаж истицы указанных периодов пенсионный фонд руководствовался пунктов 1 раздела «Наименование учреждений» от 22 сентября 1999 года № 1066 (действующему до издания Постановления Правительства от 29 октября 2002 года № 781), которым были предусмотрены больницы федеральных органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименования), а также периоды с 01 февраля 2006 года по 28 мая 2007 года, с 28 июня 2007 года по 27 января 2012 года в должности медицинской сестры процедурной поликлиники ФГУЗ «Медико – санитарная часть МВД Республики Мордовия» (со дня регистрации самостоятельного учреждения), поскольку наименование учреждения предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, хотя фактически Сидорова Т.Г. в данные периоды работы выполняла те же функции, осуществляла лечебную деятельность, что и в периоды, не включенные пенсионным фондом.

Как это следует из должностной инструкции медицинской сестры процедурной поликлиники «МСЧ МВД Республики Мордовия», утвержденной и.о. начальника «МСЧ МВД Республики Мордовия» 15 марта 2006 года, прописаны задачи и обязанности медицинской сестры, куда входит осуществление лечебной деятельности, в том числе выполнение назначений врача больным, находящимся на амбулаторном лечении и т.д.

Суд приходит к выводу, что за период с 1985 года по 2006 год Сидорова Т.Г. работала медицинской сестрой в лечебном учреждении, оказывает медицинскую помощь обратившимся больным людям и ее трудовые и функциональные обязанности были те же, независимо от изменения наименования учреждения.

Истица и в настоящий момент работает медицинской сестрой процедурной поликлиники ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия». В материалах дела имеется должностная инструкция медицинской сестрой процедурной поликлиники ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия», утвержденная начальником учреждения 17 апреля 2012 года, согласно которой функции и задачи медсестры расширились, но фактически не изменились.

Таким образом, пенсионным органом в специальный стаж истицы не были включены периоды работы истицы с 28 октября 1985 года по 12 июня 1996 года в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой медотдела МВД РМ», с 13 июня 1996 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ», с 14 ноября 2002 года по 28 октября 2004 года в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ»; с 29 октября 2004 года по 31 января 2006 года в должности медицинской сестры процедурной ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ», поскольку наименование учреждений не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

Ранее действующим Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 было предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

При этом в соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года 634, 22 сентября 1993 года 953), такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Исходя из положений данного Постановления Правительства Российской Федерации, в стаж работы для назначения досрочной пенсии подлежит включению все время работы истицы в период действия данного Постановления.

Данный вывод соответствует указанию, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта, в соответствии с пунктом 3 Постановления 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года 464.

Как следует из объяснений истицы, в невключенные в стаж периоды ее работы при смене организационно-правовых форм учреждения истица исполняла одни и те же обязанности медицинской сестры, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, то есть характер и условия ее работы в связи с переименованием учреждения не изменялись.

Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом, отказ заявительнице в назначении пенсии по льготным основаниям ставит ее в конституционно неравное положение на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения перед другими категориями граждан, имеющими право на получение данного вида пенсии.

Кроме того, согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан» по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - в той мере, в какой они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует, - порождают такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, а также не согласуются с ее статьями 8 (часть 2), 35 (часть 1) и 37 (часть 3).

Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ныне п.п.20 п.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Таким образом, периоды работы истицы с 28 октября 1985 года по 12 июня 1996 года в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой медотдела МВД РМ», с 13 июня 1996 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ», с 14 ноября 2002 года по 28 октября 2004 года в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ»; с 29 октября 2004 года по 31 января 2006 года в должности медицинской сестры процедурной ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ» подлежат включению в специальный стаж истицы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в указанные периоды истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровая населения в учреждениях здравоохранения.

В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном исчислении.

Довод ответчика о том, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, также несостоятелен.

Период нахождения Сидоровой Т.Г. на курсах повышения квалификации с 25 октября 1995 года по 22 ноября 1995 года также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно свидетельству о рождении от 19 апреля 1990 года у Сидоровой Т.Г. родился сын ФИО12 Дата рождения.

В соответствии со статьями 165 и 167 КЗоТ РСФСР, действующими в период предоставления истицы отпусков по уходу за ребенком, предусматривалось, что частично оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

06 октября 1992 года вступил в силу Закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», которым статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции, исключающей зачет отпуска по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

На основании изложенного, поскольку дородовый и послеродовый отпуск истицы с 05 февраля 1990 года по 19 июня 1990 года, периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 20 июня 1990 года по 11 октября 1991 года до исполнения полутора лет, с 12 октября 1991 года по 11 ноября 1992 года свыше полутора лет предоставлялись истице в период работы в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой медотдела МВД РМ», подлежащий включению в специальный стаж, суд считает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж работы истицы в соответствии с законом, действовавшим на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии.

Согласно Разъяснению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11) во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

В соответствии с Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии Сидорова Т.Г. с учетом зачтенных ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия периодов работы, а также признанных судом подлежащими зачету оспариваемых периодов работы, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком имела специальный стаж – 31 год 1 месяц 25 дней, что подтверждается материалами пенсионного дела истицы, при требуемом тридцатилетнем стаже работы, необходимом для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Таким образом, у Сидоровой Т.Г. возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за указанной пенсией, то есть с 03 февраля 2012 года.

При таких обстоятельствах заявленные истицей требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исковое заявление оплачено Сидоровой Т.Г. государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д.1). При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

В этой связи истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

иск Сидоровой Т.Г. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 02 мая 2012 года № 8174166/35-364, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды ее работы и назначить досрочную трудовую пенсию с 03 февраля 2012 года удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 02 мая 2012 года № 8174166/35-364 об отказе Сидоровой Т.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть Сидоровой Т.Г. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью, периоды ее работы с 28 октября 1985 года по 12 июня 1996 года в должности медицинской сестры «Больницы с поликлиникой медотдела МВД РМ», в том числе дородовый и послеродовый отпуск с 05 февраля 1990 года по 19 июня 1990 года, периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком Дата рождения – с 20 июня 1990 года по 11 октября 1991 года до исполнения полутора лет, с 12 октября 1991 года по 11 ноября 1992 года свыше полутора лет, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 25 октября 1995 года по 22 ноября 1995 года, с 13 июня 1996 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ», с 14 ноября 2002 года по 28 октября 2004 года в должности медицинской сестры процедурной «Больницы с поликлиникой при МВД РМ», с 29 октября 2004 года по 31 января 2006 года в должности медицинской сестры процедурной ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Сидоровой Т.Г. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 03 февраля 2012 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Сидоровой Т.Г. 200 рублей (двести рублей) в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина

1версия для печати

2-1518/2012 ~ М-1612/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сидорова Татьяна Геннадьевна
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в го Саранск РМ
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Кечкина Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
25.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2012Передача материалов судье
30.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2012Судебное заседание
26.06.2012Судебное заседание
03.07.2012Судебное заседание
02.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2012Дело оформлено
31.10.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее