Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-415/2018 ~ М-391/2018 от 27.03.2018

Дело №2-415/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Борисоглебск                                                                                          20 апреля 2018 года

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи                                           Гуглевой Н.Б.,

при секретаре -                                                                              Степановой С.Г.,

с участием

заместителя прокурора Борисоглебского межрайпрокурора                      Харитновой Е.М.,

представителя ответчика - ГБ ПОУ «БМУ»                                              Шатохиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Воронежской области «Борисоглебское музыкальное училище», Департаменту культуры Воронежской области о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ несовершеннолетних инвалидов и других маломобильных групп населения в здание образовательной организации,

УСТАНОВИЛ:

Борисоглебский межрайонный прокурор Воронежской области обратился в суд с иском, впоследствии уточнив заявленные требования, в интересах неопределенного круга лиц к ГБПОУ ВО «БМУ», Департаменту культуры Воронежской области указывая что Борисоглебской межрайонной прокуратурой в соответствии с требованиями приказа Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка исполнения действующего законодательства о среднем профессиональном образовании в ГБПОУ «БМУ».

    Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований закона входы в здание образовательной организации, не оборудованы средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ инвалидов, в том числе пандусами, перилами или иными устройствами. При входе в здание отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

    Отсутствие указанных вывески, плана и указателей противоречит пп. «а» п. 4 приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Прокурор указывает в иске, что отсутствие у съезда – пандуса перил ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, в здание Учреждения. Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ прав на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.

По данным фактам в адрес директора Учреждения межрайпрокуратурой вносилось представление об устранении выявленных нарушений.

Вместе с тем, указанные нарушения не устранены.

Борисоглебский межрайпрокурор на основании ст.ст. 39, 45, 131, 132 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в уточненном иске просит:

    - обязать государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебское музыкальное училище» в срок до 31.12.2018 устранить нарушения законодательства в части создания беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры - зданию Учреждения, расположенному по адресу: г. Борисоглебск, ул. Советская, 28, в соответствии с включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» нормами «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», положениями «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» и требованиями приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, а именно: оборудовать один из входов в здание пандусом, перилами или иными устройствами, основной вход в здание - информационной вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля;

        - обязать учредителя ГБПОУ «БМУ» - Департамент культуры Воронежской области в срок до 31.12.2018 года осуществить финансирование работ по устранению указанных выше нарушений законодательства в части создания беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры - зданию Учреждения, расположенного по адресу: г. Борисоглебск, ул. Советская, 28, в соответствии с включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» нормами «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», положениями «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» и требованиями приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, а именно: оборудовать один из входов в здание пандусом, перилами или иными устройствами, основной вход в здание - информационной вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Заместитель Борисоглебского межрайпрокурора Харитонова Е.М. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования.

Представитель ответчика – директор ГБПОУ «БМУ» Шатохина В.А, действующая на основании приказа о назначении на должность, против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Представитель ответчика – Департамента культуры Воронежской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, осущетсвляющего полномочия собственника имущества от имени Воронежской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей, в том числе является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ч. 4 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе, путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1995) социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

По смыслу ст. 5 Закона Воронежской области от 17.12.2012 № 172-ОЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в Воронежской области», и п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к объектам, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа и пользования, относятся объекты образования.

Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: «СП 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятые постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 №73 (далее - СП 31-102-99), «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр и действующие с 15.05.2017 (далее - СП 59.13330.2016).

Так, согласно п. 5.1 СП 31-102-99 проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.

В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. А п. п. 5.1.14, 6.2.11 названного Свода правил предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

Аналогичные требования, определяющие условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам, установлены п. п. 4.1.14, 5.1.1, 5.2.15 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605. Указанные нормы включены в п. 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521.

Пп. «а» п. 4 приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.

Судом установлено, что Борисоглебской межрайонной прокуратурой в соответствии с требованиями приказа Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка исполнения действующего законодательства о среднем профессиональном образовании в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Воронежской области «Борисоглебское музыкальное училище» (Учреждение).

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований закона, входы в здание Учреждения, расположенного по адресу: г. Борисоглебск, ул. Советская, 28, не оборудованы средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ инвалидов, в том числе пандусами, перилами или иными устройствами. При входе в здание отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

По данным фактам в адрес директора Учреждения межрайпрокуратурой вносилось представление об устранении выявленных нарушений.

До настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Для устранения указанных нарушений требуется выполнение работ (услуг), в том числе относящихся к строительным.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определение подрядчиков, (исполнителей) работ (услуг) осуществляется с соблюдением последовательности процедур, предусмотренных названным Федеральным законом, и с учетом положений Бюджетного кодекса РФ при наличии выделенных учреждению лимитов бюджетных обязательств.

В силу п.3 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.

Из представленной в материалы дела справки Департамента культуры Воронежской области от 22.12.2017 следует, что на 2018 год предусмотрены бюджетные ассигнования на оборудование, расходные материалы и текущий ремонт зданий в целях реализации мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 гг.

Из устава ГБПОУ «БМУ» следует, что учредителем и собственником имущества учреждения является Воронежская область.

Полномочия учредителя от имени Воронежской области осуществляет департамент культуры Воронежской области; полномочия собственника имущества от имени Воронежской области осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Отсутствие у съезда – пандуса ГБ ПОУ «БМУ» перил ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, в здание Учреждения. Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ прав на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами, что недопустимо.

Также при рассмотрении дела установлено, что при входе в здание отсутствует вывеска с планом здания, выполненным рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, указатели направления движения для инвалидов. Отсутствие указанных вывески, плана и указателей противоречит пп. «а» п. 4 приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Представитель ответчика - государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Борисоглебское музыкальное училище» наличие указанных выше нарушений не оспаривал, против удовлетворения иска не возражал.

Изложенные обстоятельства дают суду основания считать заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

    Обязать государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебское музыкальное училище» в срок до 31.12.2018 устранить нарушения законодательства в части создания беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры - зданию Учреждения, расположенному по адресу: г. Борисоглебск, ул. Советская, 28, в соответствии с включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» нормами «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», положениями «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» и требованиями приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, а именно: оборудовать один из входов в здание пандусом, перилами или иными устройствами, основной вход в здание - информационной вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля.

    Обязать Департамент культуры Воронежской области в срок до 31.12.2018 года осуществить финансирование работ по устранению указанных выше нарушений законодательства в части создания беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры - зданию Учреждения, расположенного по адресу: г. Борисоглебск, ул. Советская, 28, в соответствии с включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» нормами «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», положениями «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» и требованиями приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, а именно: оборудовать один из входов в здание пандусом, перилами или иными устройствами, основной вход в здание - информационной вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца.

    Председательствующий –

Дело №2-415/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Борисоглебск                                                                                          20 апреля 2018 года

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи                                           Гуглевой Н.Б.,

при секретаре -                                                                              Степановой С.Г.,

с участием

заместителя прокурора Борисоглебского межрайпрокурора                      Харитновой Е.М.,

представителя ответчика - ГБ ПОУ «БМУ»                                              Шатохиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Воронежской области «Борисоглебское музыкальное училище», Департаменту культуры Воронежской области о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ несовершеннолетних инвалидов и других маломобильных групп населения в здание образовательной организации,

УСТАНОВИЛ:

Борисоглебский межрайонный прокурор Воронежской области обратился в суд с иском, впоследствии уточнив заявленные требования, в интересах неопределенного круга лиц к ГБПОУ ВО «БМУ», Департаменту культуры Воронежской области указывая что Борисоглебской межрайонной прокуратурой в соответствии с требованиями приказа Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка исполнения действующего законодательства о среднем профессиональном образовании в ГБПОУ «БМУ».

    Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований закона входы в здание образовательной организации, не оборудованы средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ инвалидов, в том числе пандусами, перилами или иными устройствами. При входе в здание отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

    Отсутствие указанных вывески, плана и указателей противоречит пп. «а» п. 4 приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Прокурор указывает в иске, что отсутствие у съезда – пандуса перил ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, в здание Учреждения. Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ прав на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.

По данным фактам в адрес директора Учреждения межрайпрокуратурой вносилось представление об устранении выявленных нарушений.

Вместе с тем, указанные нарушения не устранены.

Борисоглебский межрайпрокурор на основании ст.ст. 39, 45, 131, 132 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в уточненном иске просит:

    - обязать государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебское музыкальное училище» в срок до 31.12.2018 устранить нарушения законодательства в части создания беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры - зданию Учреждения, расположенному по адресу: г. Борисоглебск, ул. Советская, 28, в соответствии с включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» нормами «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», положениями «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» и требованиями приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, а именно: оборудовать один из входов в здание пандусом, перилами или иными устройствами, основной вход в здание - информационной вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля;

        - обязать учредителя ГБПОУ «БМУ» - Департамент культуры Воронежской области в срок до 31.12.2018 года осуществить финансирование работ по устранению указанных выше нарушений законодательства в части создания беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры - зданию Учреждения, расположенного по адресу: г. Борисоглебск, ул. Советская, 28, в соответствии с включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» нормами «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», положениями «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» и требованиями приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, а именно: оборудовать один из входов в здание пандусом, перилами или иными устройствами, основной вход в здание - информационной вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Заместитель Борисоглебского межрайпрокурора Харитонова Е.М. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования.

Представитель ответчика – директор ГБПОУ «БМУ» Шатохина В.А, действующая на основании приказа о назначении на должность, против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Представитель ответчика – Департамента культуры Воронежской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, осущетсвляющего полномочия собственника имущества от имени Воронежской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей, в том числе является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ч. 4 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе, путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1995) социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

По смыслу ст. 5 Закона Воронежской области от 17.12.2012 № 172-ОЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в Воронежской области», и п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к объектам, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа и пользования, относятся объекты образования.

Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: «СП 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятые постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 №73 (далее - СП 31-102-99), «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр и действующие с 15.05.2017 (далее - СП 59.13330.2016).

Так, согласно п. 5.1 СП 31-102-99 проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.

В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. А п. п. 5.1.14, 6.2.11 названного Свода правил предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

Аналогичные требования, определяющие условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам, установлены п. п. 4.1.14, 5.1.1, 5.2.15 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605. Указанные нормы включены в п. 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521.

Пп. «а» п. 4 приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.

Судом установлено, что Борисоглебской межрайонной прокуратурой в соответствии с требованиями приказа Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка исполнения действующего законодательства о среднем профессиональном образовании в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Воронежской области «Борисоглебское музыкальное училище» (Учреждение).

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований закона, входы в здание Учреждения, расположенного по адресу: г. Борисоглебск, ул. Советская, 28, не оборудованы средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ инвалидов, в том числе пандусами, перилами или иными устройствами. При входе в здание отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

По данным фактам в адрес директора Учреждения межрайпрокуратурой вносилось представление об устранении выявленных нарушений.

До настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Для устранения указанных нарушений требуется выполнение работ (услуг), в том числе относящихся к строительным.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определение подрядчиков, (исполнителей) работ (услуг) осуществляется с соблюдением последовательности процедур, предусмотренных названным Федеральным законом, и с учетом положений Бюджетного кодекса РФ при наличии выделенных учреждению лимитов бюджетных обязательств.

В силу п.3 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.

Из представленной в материалы дела справки Департамента культуры Воронежской области от 22.12.2017 следует, что на 2018 год предусмотрены бюджетные ассигнования на оборудование, расходные материалы и текущий ремонт зданий в целях реализации мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 гг.

Из устава ГБПОУ «БМУ» следует, что учредителем и собственником имущества учреждения является Воронежская область.

Полномочия учредителя от имени Воронежской области осуществляет департамент культуры Воронежской области; полномочия собственника имущества от имени Воронежской области осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Отсутствие у съезда – пандуса ГБ ПОУ «БМУ» перил ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, в здание Учреждения. Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ прав на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами, что недопустимо.

Также при рассмотрении дела установлено, что при входе в здание отсутствует вывеска с планом здания, выполненным рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, указатели направления движения для инвалидов. Отсутствие указанных вывески, плана и указателей противоречит пп. «а» п. 4 приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Представитель ответчика - государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Борисоглебское музыкальное училище» наличие указанных выше нарушений не оспаривал, против удовлетворения иска не возражал.

Изложенные обстоятельства дают суду основания считать заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

    Обязать государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебское музыкальное училище» в срок до 31.12.2018 устранить нарушения законодательства в части создания беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры - зданию Учреждения, расположенному по адресу: г. Борисоглебск, ул. Советская, 28, в соответствии с включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» нормами «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», положениями «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» и требованиями приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, а именно: оборудовать один из входов в здание пандусом, перилами или иными устройствами, основной вход в здание - информационной вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля.

    Обязать Департамент культуры Воронежской области в срок до 31.12.2018 года осуществить финансирование работ по устранению указанных выше нарушений законодательства в части создания беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры - зданию Учреждения, расположенного по адресу: г. Борисоглебск, ул. Советская, 28, в соответствии с включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» нормами «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», положениями «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» и требованиями приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, а именно: оборудовать один из входов в здание пандусом, перилами или иными устройствами, основной вход в здание - информационной вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца.

    Председательствующий –

1версия для печати

2-415/2018 ~ М-391/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Борисоглебский межрайпрокурор
Ответчики
ГБПОУ ВО "Борисоглебское музыкальное училище"
Департамент культуры Воронежской области
Суд
Борисоглебский городской суд Воронежской области
Судья
Гуглева Наталия Борисовна
Дело на странице суда
borisoglebsky--vrn.sudrf.ru
27.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2018Передача материалов судье
28.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2018Судебное заседание
20.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2018Дело оформлено
05.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее