Дело № 2-2755/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 25.09.2018 года
Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Л.В. Анисимовой,
при секретаре А.С. Губановой,
с участием представителя истца, ответчика по встречному иску Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области В.В. Язевой, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области к ответчикам кадастровому инженеру Мамонтовой Анне Владимировне, Мореву Дмитрию Егоровичу о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении из состава Единого государственного реестра недвижимости сведений в отношении земельного участка, восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав,
по встречному иску Морева Дмитрия Егоровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об установлении факта создания искусственного земельного участка, признании государственной регистрации прав на земельный участок законной,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в суд с иском к ответчикам кадастровому инженеру А.В. Мамонтовой, Д.Е. Мореву о признании недействительными результатов межевания земельного участка <адрес>, с кадастровым номером (№) площадью 655 кв.м., выполненного кадастровым инженером А.В. Мамонтовой, исключении из состава Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах, площади и правах в отношении земельного участка <адрес>, с кадастровым номером (№) площадью 655 кв.м., восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав путем восстановления сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером (№) площадью 340 кв.м., существовавшего до учета изменений описания местоположения границ, площади и прав на данный земельный участок.
В обоснование заявления указано, что решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 06.04.2010 года за Д.Е. Моревым признано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 340 кв.м., кадастровый номер (№) За Д.Е. Моревым зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 340 кв.м. В соответствии с межевым планом, выполненным кадастровым инженером А.В. Мамонтовой 16.05.2016 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в части уточнения описания местоположения границ и площади данного земельного участка с 340 кв.м. на 655 кв.м., т.е. на 315 кв.м. Согласно выписке из ЕГРН от 02.02.2018 года право собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 655 кв.м. с кадастровым номером (№) расположенный по адресу: <адрес> было зарегистрировано за Д.Е. Моревым. В соответствии с Положением департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области. Межевой план земельного участка <адрес>, подготовленный кадастровым инженером А.В. Мамонтовой, был изготовлен в нарушение ст. 28, ч. 9 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Кадастровому инженеру при составлении межевого плана было известно, что в ГКН участок учтен площадью 340 кв.м., правоподтверждающий документ также имелся в межевом плане, однако в межевом плане отражены границы и площадь участка 655 кв.м., т.е. с учетом самозахвата площадью 315 кв.м. В состав участка были включены земли, имеющие статус – государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми входят в компетенцию департамента. Согласно правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года № 384-П, рассматриваемый земельный участок находится в зоне Ж1. Согласно архитектурно-строительным требованиям указанной зоны, для индивидуального жилищного строительства минимальный размер земельного участка 0, 03 га, максимальный размер 0,08 га, на землях, требующих рекультивации 0,1 га. Земельный участок был увеличен на 315 кв.м., т.е. более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, а также на величину более чем 10 процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН. Уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: при отсутствии в ГКН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в случае, если содержащиеся в ГКН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; в случае, если содержащиеся в ГКН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности; при исправлении ошибки в сведениях ГКН, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка. Границы земельного участка на момент подготовки оспариваемого межевого плана уже были установлены в соответствии с требованиями закона. Межевой план подготовлен не в целях устранения кадастровой ошибки, а с целью незаконного увеличения земельного участка за счет земель, имеющих статус – государственная собственность на которые не разграничена. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Д.Е. Морев обратился в суд со встречным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об установлении факта создания искусственного земельного участка площадью 315 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> собственными силами и на собственные средства, признании государственной регистрации права на земельный участок площадью 655 кв.м., кадастровый номер (№), расположенный по адресу: <адрес> произведенной в соответствии с законом. В обоснование встречных исковых требований указано, что Д.Е. Мореву был предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 0, 1 га. По задней меже участок прилегал к глубокой балке, заваленной мусором, данная часть земли не могла быть использована для продуктивных целей, глубина балки составляла от 4 до 8 метров. С целью ликвидации стихийной свалки мусора и сохранения экологически чистого ландшафтного состояния парковой части города, истцом по встречному иску собственными силами и за собственные средства были проведены земельные и другие работы и последующее озеленение искусственно созданного земельного участка. При этом данные работы проводились с разрешения городских и муниципальных органов власти. Для признания имущества недвижимым необходимо подтверждение того, что такой объект гражданских прав создан именно как недвижимость в установленном порядке. Земельный участок является недвижимой вещью. В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Создание и передача в собственность искусственных земельных участков регулируется Федеральным законом от 19.07.2011 года № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности». Искусственный земельный участок был создан истцом по встречному иску путем отсыпки грунта, прилегает к задней меже участка и поставлен на кадастровый учет. Всего на создание земельного участка было затрачено 1 100 000 рублей. При межевании, оформлении и регистрации права собственности со стороны истца по встречному иску земельное законодательство нарушено не было.
В судебном заседании представитель истца, ответчика по встречному иску Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области В.В. Язева, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, возражала против удовлетворения встречных исковых требований Д.Е. Морева.
Представитель ответчика, истца по встречному иску Д.Е. Морева адвокат по ордеру С.М. Сычев возражал против удовлетворения исковых требований, просил удовлетворить встречные исковые требования.
Ответчик, истец по встречному иску Д.Е. Морев в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик кадастровый инженер А.В. Мамонтова в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее представила заявление, согласно которому с исковыми требованиями ДИЗО согласна. Межевой план подготовлен по настоянию собственника для дальнейшего решения вопроса в судебном порядке.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Воронежской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Установлено, что 30.03.2009 года Д.Е. Мореву было выдано свидетельство на право собственности, по которому на основании постановления № 325/14 от 23.07.2001 года главы администрации Коминтерновского района г. Воронежа Д.Е. Морев приобретает право частной собственности на земельный участок общей площадью 0, 1 га, расположенный по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Как следует из материалов дела, решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 06.04.2010 года за Д.Е. Моревым признано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 340 кв.м. кадастровый номер (№)
За Д.Е. Моревым было зарегистрировано право собственности на земельный участок по адресу<адрес> площадью 340 кв.м. кадастровый номер (№), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
На основании заявления Д.Е. Морева 25.09.2008 года комитетом главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж подготовлено заключение № 03-141з о возможности использования земельного участка площадью 314 кв.м. по адресу<адрес> под огородничество при положительном решении комиссии Главного управления госимущества Воронежской области.
На основании заключения департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа г. Воронеж от 16.09.2010 года № 03-509з земельный участок площадью 314 кв.м., прилегающий к земельному участку по <адрес> может быть сформирован под расширение территории ИЖС для целей, не связанных со строительством (озеленение), при положительном решении комиссии департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Постановлением Управы Коминтерновского района администрации городского округа г. Воронеж от 24.02.2011 года № 235 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 305 кв.м. для озеленения территории, примыкающего к задней меже земельного участка по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов.
На основании приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 09.10.2012 года № 1390-з Д.Е. Мореву предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 305 кв.м. с кадастровым номером (№), расположенного по адресу: <адрес>, примыкающий к задней меже земельного участка 74 для озеленения территории, без права возведения объектов капитального строительства, регистрации имущественных прав на них и изменения разрешенного использования земельного участка, в собственность за плату.
Из материалов дела следует, что 24.05.2016 года Д.Е.Морев обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером (№) в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка, приложив межевой план, оптичесий компакт-диск.
На основании заявления Д.Е. Морева и приложенных документов был осуществлен учет изменений объекта недвижимости в части уточнения местоположения границ и площади участка, в результате площадь земельного участка изменена с 340 кв.м. на 655 кв.м.
Как следует из межевого плана, подготовленного кадастровым инженером А.В. Мамонтовой, межевой план выполнен в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка. Фактическая площадь пользования составила 655 кв.м. Увеличение площади обусловлено существованием фактических границ земельного участка более 15 лет и застройкой капитальными объектами хозяйственного назначения.
Право собственности на земельный участок площадью 655 кв.м. было зарегистрировано за Д.Е. Моревым.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план необходим для кадастрового учета земельного участка.
Межевой план земельного участка с кадастровым номером (№), расположенного по адресу: <адрес> был изготовлен кадастровым инженером А.В. Мамонтовой в нарушение ст. 28, ч. 9 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Доказательств того, что Д.Е. Мореву был предоставлен в установленном порядке земельный участок по адресу: <адрес> площадью 655 кв.м., как и доказательств того, что границы уточняемого земельного участка при проведении кадастровых работ кадастровым инженером А.В. Мамонтовой существовали на местности 15 и более лет, в материалы дела не представлено.
При составлении межевого плана кадастровому инженеру А.В. Мамонтовой было известно, что изначально в государственном кадастре недвижимости земельный участок был учтен площадью 340 кв.м., правоустанавливающий документ на указанную площадь земельного участка имелся в кадастровом деле.
Несмотря на это, кадастровым инженером были отражены границы и площадь земельного участка 655 кв.м., т.е. с учетом самозахвата площадью 315 кв.м.
В силу ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
2) при уточнении местоположения указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, или случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка.
Согласно правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года № 384-П рассматриваемый земельный участок находится в зоне Ж1. Согласно архитектурно-строительным требованиям указанной зоны, для индивидуального жилищного строительства минимальный размер земельного участка 0, 03 га, максимальный размер 0,08 га, на землях, требующих рекультивации 0,1 га.
При этом земельный участок был увеличен на 315 кв.м., т.е. величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, а также на величину, превышающую десять процентов от площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержались в государственном кадастре недвижимости изначально.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Если иное не предусмотрено ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Согласно ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке и информирует о принятом решении саморегулируемую организацию кадастровых инженеров, если кадастровая ошибка была допущена кадастровым инженером, являющимся членом такой саморегулируемой организации. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» по истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 5 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учета вправе внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом кадастрового учета с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в части 9 статьи 38 настоящего Федерального закона, с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При этом площадь земельного участка после исправления кадастровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, не более чем на пять процентов.
Однако материалы кадастрового дела объекта недвижимости не содержат документов, свидетельствующих о соблюдении процедуры устранения кадастровой ошибки, а также документов, подтверждающих наличие такой кадастровой ошибки.
Как следует из материалов дела, границы земельного участка на момент подготовки межевого плана уже были установлены в соответствии с требованиями закона.
Таким образом, межевой план был подготовлен не в целях устранения кадастровой ошибки, а с целью незаконного увеличения земельного участка за счет земель, имеющих статус - государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного, результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 36:34: 0206004:75, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленные кадастровым инженером А.В. Мамонтовой, подлежат признанию недействительными.
Материалами дела бесспорно подтверждено, что в связи с незаконным проведением работ по межеванию земельного участка, незаконной постановкой на кадастровый учет и регистрацией права собственности на данный участок, из государственной собственности выбыли земли, имеющие статус «государственная собственность на которые не разграничена», полномочия по распоряжению которыми входят в компетенцию Департамента.
Доказательств обратного ответчиками суду представлено не было. В данном случае иск Департамента направлен на защиту государственных интересов.
Доводы Д.Е. Морева о создании искусственного земельного участка площадью 315 кв.м. не могут быть приняты судом во внимание.
Ссылки на Федеральный закон "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.07.2011 N 246-ФЗ суд полагает несостоятельными.
Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений (далее - объекты капитального строительства) и (или) их комплексного освоения в целях строительства.
Законом установлены требования по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию искусственных земельных участков.
Суд полагает, что на спорные правоотношения нормы данного федерального закона не распространяются.
Доказательств, свидетельствующих о проведении Д.Е. Моревым каких-либо работ по созданию земельного участка, несению материальных затрат в связи с этим, не представлено.
Как указывалось выше, на основании приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 09.10.2012 года № 1390-з Д.Е. Мореву предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 305 кв.м. с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес>, примыкающий к задней меже земельного участка 74 для озеленения территории, без права возведения объектов капитального строительства, регистрации имущественных прав на них и изменения разрешенного использования земельного участка, в собственность за плату.
Однако, договор купли-продажи земельного участка между сторонами не был заключен.
На основании изложенного, исковые требования Департамента об исключении из состава Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах, площади и правах в отношении земельного участка <адрес>, с кадастровым номером (№) площадью 655 кв.м., восстановлении положения, существовавшего до нарушения права путем восстановления сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером (№) площадью 340 кв.м., существовавшего до учета изменений описания местоположения границ, площади и прав на данный земельный участок, подлежат удовлетворению. Встречные исковые требования Д.Е. Морева не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным выше.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области к ответчикам кадастровому инженеру Мамонтовой Анне Владимировне, Мореву Дмитрию Егоровичу о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении из состава Единого государственного реестра недвижимости сведений в отношении земельного участка, восстановлении положения, существовавшего до нарушения права удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка <адрес> с кадастровым номером (№) площадью 655 кв.м., выполненного кадастровым инженером Мамонтовой Анной Владимировной.
Исключить из состава ЕГРН сведения о границах, площади и правах в отношении земельного участка <адрес> с кадастровым номером (№) площадью 655 кв.м.
Восстановить положение, существовавшее до нарушения права Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области путем восстановления в ЕГРН сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0206004:75 площадью 340 кв.м., существовавшего до учета изменений описания местоположения границ, площади и прав на данный земельный участок.
В удовлетворении встречных исковых требований Морева Дмитрия Егоровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об установлении факта создания искусственного земельного участка площадью 315 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> собственными силами и на собственные средства, признании государственной регистрации прав на земельный участок площадью 655 кв.м., кадастровый номер (№), расположенный по адресу: <адрес>, произведенной в соответствии с законом отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова
Мотивированное решение суда
изготовлено 02.10.2018 года
Дело № 2-2755/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 25.09.2018 года
Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Л.В. Анисимовой,
при секретаре А.С. Губановой,
с участием представителя истца, ответчика по встречному иску Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области В.В. Язевой, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области к ответчикам кадастровому инженеру Мамонтовой Анне Владимировне, Мореву Дмитрию Егоровичу о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении из состава Единого государственного реестра недвижимости сведений в отношении земельного участка, восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав,
по встречному иску Морева Дмитрия Егоровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об установлении факта создания искусственного земельного участка, признании государственной регистрации прав на земельный участок законной,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в суд с иском к ответчикам кадастровому инженеру А.В. Мамонтовой, Д.Е. Мореву о признании недействительными результатов межевания земельного участка <адрес>, с кадастровым номером (№) площадью 655 кв.м., выполненного кадастровым инженером А.В. Мамонтовой, исключении из состава Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах, площади и правах в отношении земельного участка <адрес>, с кадастровым номером (№) площадью 655 кв.м., восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав путем восстановления сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером (№) площадью 340 кв.м., существовавшего до учета изменений описания местоположения границ, площади и прав на данный земельный участок.
В обоснование заявления указано, что решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 06.04.2010 года за Д.Е. Моревым признано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 340 кв.м., кадастровый номер (№) За Д.Е. Моревым зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 340 кв.м. В соответствии с межевым планом, выполненным кадастровым инженером А.В. Мамонтовой 16.05.2016 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в части уточнения описания местоположения границ и площади данного земельного участка с 340 кв.м. на 655 кв.м., т.е. на 315 кв.м. Согласно выписке из ЕГРН от 02.02.2018 года право собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 655 кв.м. с кадастровым номером (№) расположенный по адресу: <адрес> было зарегистрировано за Д.Е. Моревым. В соответствии с Положением департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области. Межевой план земельного участка <адрес>, подготовленный кадастровым инженером А.В. Мамонтовой, был изготовлен в нарушение ст. 28, ч. 9 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Кадастровому инженеру при составлении межевого плана было известно, что в ГКН участок учтен площадью 340 кв.м., правоподтверждающий документ также имелся в межевом плане, однако в межевом плане отражены границы и площадь участка 655 кв.м., т.е. с учетом самозахвата площадью 315 кв.м. В состав участка были включены земли, имеющие статус – государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми входят в компетенцию департамента. Согласно правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года № 384-П, рассматриваемый земельный участок находится в зоне Ж1. Согласно архитектурно-строительным требованиям указанной зоны, для индивидуального жилищного строительства минимальный размер земельного участка 0, 03 га, максимальный размер 0,08 га, на землях, требующих рекультивации 0,1 га. Земельный участок был увеличен на 315 кв.м., т.е. более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, а также на величину более чем 10 процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН. Уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: при отсутствии в ГКН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в случае, если содержащиеся в ГКН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; в случае, если содержащиеся в ГКН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности; при исправлении ошибки в сведениях ГКН, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка. Границы земельного участка на момент подготовки оспариваемого межевого плана уже были установлены в соответствии с требованиями закона. Межевой план подготовлен не в целях устранения кадастровой ошибки, а с целью незаконного увеличения земельного участка за счет земель, имеющих статус – государственная собственность на которые не разграничена. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Д.Е. Морев обратился в суд со встречным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об установлении факта создания искусственного земельного участка площадью 315 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> собственными силами и на собственные средства, признании государственной регистрации права на земельный участок площадью 655 кв.м., кадастровый номер (№), расположенный по адресу: <адрес> произведенной в соответствии с законом. В обоснование встречных исковых требований указано, что Д.Е. Мореву был предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 0, 1 га. По задней меже участок прилегал к глубокой балке, заваленной мусором, данная часть земли не могла быть использована для продуктивных целей, глубина балки составляла от 4 до 8 метров. С целью ликвидации стихийной свалки мусора и сохранения экологически чистого ландшафтного состояния парковой части города, истцом по встречному иску собственными силами и за собственные средства были проведены земельные и другие работы и последующее озеленение искусственно созданного земельного участка. При этом данные работы проводились с разрешения городских и муниципальных органов власти. Для признания имущества недвижимым необходимо подтверждение того, что такой объект гражданских прав создан именно как недвижимость в установленном порядке. Земельный участок является недвижимой вещью. В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Создание и передача в собственность искусственных земельных участков регулируется Федеральным законом от 19.07.2011 года № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности». Искусственный земельный участок был создан истцом по встречному иску путем отсыпки грунта, прилегает к задней меже участка и поставлен на кадастровый учет. Всего на создание земельного участка было затрачено 1 100 000 рублей. При межевании, оформлении и регистрации права собственности со стороны истца по встречному иску земельное законодательство нарушено не было.
В судебном заседании представитель истца, ответчика по встречному иску Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области В.В. Язева, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, возражала против удовлетворения встречных исковых требований Д.Е. Морева.
Представитель ответчика, истца по встречному иску Д.Е. Морева адвокат по ордеру С.М. Сычев возражал против удовлетворения исковых требований, просил удовлетворить встречные исковые требования.
Ответчик, истец по встречному иску Д.Е. Морев в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик кадастровый инженер А.В. Мамонтова в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее представила заявление, согласно которому с исковыми требованиями ДИЗО согласна. Межевой план подготовлен по настоянию собственника для дальнейшего решения вопроса в судебном порядке.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Воронежской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Установлено, что 30.03.2009 года Д.Е. Мореву было выдано свидетельство на право собственности, по которому на основании постановления № 325/14 от 23.07.2001 года главы администрации Коминтерновского района г. Воронежа Д.Е. Морев приобретает право частной собственности на земельный участок общей площадью 0, 1 га, расположенный по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Как следует из материалов дела, решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 06.04.2010 года за Д.Е. Моревым признано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 340 кв.м. кадастровый номер (№)
За Д.Е. Моревым было зарегистрировано право собственности на земельный участок по адресу<адрес> площадью 340 кв.м. кадастровый номер (№), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
На основании заявления Д.Е. Морева 25.09.2008 года комитетом главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж подготовлено заключение № 03-141з о возможности использования земельного участка площадью 314 кв.м. по адресу<адрес> под огородничество при положительном решении комиссии Главного управления госимущества Воронежской области.
На основании заключения департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа г. Воронеж от 16.09.2010 года № 03-509з земельный участок площадью 314 кв.м., прилегающий к земельному участку по <адрес> может быть сформирован под расширение территории ИЖС для целей, не связанных со строительством (озеленение), при положительном решении комиссии департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Постановлением Управы Коминтерновского района администрации городского округа г. Воронеж от 24.02.2011 года № 235 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 305 кв.м. для озеленения территории, примыкающего к задней меже земельного участка по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов.
На основании приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 09.10.2012 года № 1390-з Д.Е. Мореву предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 305 кв.м. с кадастровым номером (№), расположенного по адресу: <адрес>, примыкающий к задней меже земельного участка 74 для озеленения территории, без права возведения объектов капитального строительства, регистрации имущественных прав на них и изменения разрешенного использования земельного участка, в собственность за плату.
Из материалов дела следует, что 24.05.2016 года Д.Е.Морев обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером (№) в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка, приложив межевой план, оптичесий компакт-диск.
На основании заявления Д.Е. Морева и приложенных документов был осуществлен учет изменений объекта недвижимости в части уточнения местоположения границ и площади участка, в результате площадь земельного участка изменена с 340 кв.м. на 655 кв.м.
Как следует из межевого плана, подготовленного кадастровым инженером А.В. Мамонтовой, межевой план выполнен в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка. Фактическая площадь пользования составила 655 кв.м. Увеличение площади обусловлено существованием фактических границ земельного участка более 15 лет и застройкой капитальными объектами хозяйственного назначения.
Право собственности на земельный участок площадью 655 кв.м. было зарегистрировано за Д.Е. Моревым.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план необходим для кадастрового учета земельного участка.
Межевой план земельного участка с кадастровым номером (№), расположенного по адресу: <адрес> был изготовлен кадастровым инженером А.В. Мамонтовой в нарушение ст. 28, ч. 9 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Доказательств того, что Д.Е. Мореву был предоставлен в установленном порядке земельный участок по адресу: <адрес> площадью 655 кв.м., как и доказательств того, что границы уточняемого земельного участка при проведении кадастровых работ кадастровым инженером А.В. Мамонтовой существовали на местности 15 и более лет, в материалы дела не представлено.
При составлении межевого плана кадастровому инженеру А.В. Мамонтовой было известно, что изначально в государственном кадастре недвижимости земельный участок был учтен площадью 340 кв.м., правоустанавливающий документ на указанную площадь земельного участка имелся в кадастровом деле.
Несмотря на это, кадастровым инженером были отражены границы и площадь земельного участка 655 кв.м., т.е. с учетом самозахвата площадью 315 кв.м.
В силу ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
2) при уточнении местоположения указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, или случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка.
Согласно правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года № 384-П рассматриваемый земельный участок находится в зоне Ж1. Согласно архитектурно-строительным требованиям указанной зоны, для индивидуального жилищного строительства минимальный размер земельного участка 0, 03 га, максимальный размер 0,08 га, на землях, требующих рекультивации 0,1 га.
При этом земельный участок был увеличен на 315 кв.м., т.е. величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, а также на величину, превышающую десять процентов от площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержались в государственном кадастре недвижимости изначально.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Если иное не предусмотрено ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Согласно ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке и информирует о принятом решении саморегулируемую организацию кадастровых инженеров, если кадастровая ошибка была допущена кадастровым инженером, являющимся членом такой саморегулируемой организации. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» по истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 5 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учета вправе внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом кадастрового учета с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в части 9 статьи 38 настоящего Федерального закона, с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При этом площадь земельного участка после исправления кадастровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, не более чем на пять процентов.
Однако материалы кадастрового дела объекта недвижимости не содержат документов, свидетельствующих о соблюдении процедуры устранения кадастровой ошибки, а также документов, подтверждающих наличие такой кадастровой ошибки.
Как следует из материалов дела, границы земельного участка на момент подготовки межевого плана уже были установлены в соответствии с требованиями закона.
Таким образом, межевой план был подготовлен не в целях устранения кадастровой ошибки, а с целью незаконного увеличения земельного участка за счет земель, имеющих статус - государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного, результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 36:34: 0206004:75, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленные кадастровым инженером А.В. Мамонтовой, подлежат признанию недействительными.
Материалами дела бесспорно подтверждено, что в связи с незаконным проведением работ по межеванию земельного участка, незаконной постановкой на кадастровый учет и регистрацией права собственности на данный участок, из государственной собственности выбыли земли, имеющие статус «государственная собственность на которые не разграничена», полномочия по распоряжению которыми входят в компетенцию Департамента.
Доказательств обратного ответчиками суду представлено не было. В данном случае иск Департамента направлен на защиту государственных интересов.
Доводы Д.Е. Морева о создании искусственного земельного участка площадью 315 кв.м. не могут быть приняты судом во внимание.
Ссылки на Федеральный закон "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.07.2011 N 246-ФЗ суд полагает несостоятельными.
Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений (далее - объекты капитального строительства) и (или) их комплексного освоения в целях строительства.
Законом установлены требования по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию искусственных земельных участков.
Суд полагает, что на спорные правоотношения нормы данного федерального закона не распространяются.
Доказательств, свидетельствующих о проведении Д.Е. Моревым каких-либо работ по созданию земельного участка, несению материальных затрат в связи с этим, не представлено.
Как указывалось выше, на основании приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 09.10.2012 года № 1390-з Д.Е. Мореву предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 305 кв.м. с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес>, примыкающий к задней меже земельного участка 74 для озеленения территории, без права возведения объектов капитального строительства, регистрации имущественных прав на них и изменения разрешенного использования земельного участка, в собственность за плату.
Однако, договор купли-продажи земельного участка между сторонами не был заключен.
На основании изложенного, исковые требования Департамента об исключении из состава Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах, площади и правах в отношении земельного участка <адрес>, с кадастровым номером (№) площадью 655 кв.м., восстановлении положения, существовавшего до нарушения права путем восстановления сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером (№) площадью 340 кв.м., существовавшего до учета изменений описания местоположения границ, площади и прав на данный земельный участок, подлежат удовлетворению. Встречные исковые требования Д.Е. Морева не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным выше.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области к ответчикам кадастровому инженеру Мамонтовой Анне Владимировне, Мореву Дмитрию Егоровичу о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении из состава Единого государственного реестра недвижимости сведений в отношении земельного участка, восстановлении положения, существовавшего до нарушения права удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка <адрес> с кадастровым номером (№) площадью 655 кв.м., выполненного кадастровым инженером Мамонтовой Анной Владимировной.
Исключить из состава ЕГРН сведения о границах, площади и правах в отношении земельного участка <адрес> с кадастровым номером (№) площадью 655 кв.м.
Восстановить положение, существовавшее до нарушения права Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области путем восстановления в ЕГРН сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0206004:75 площадью 340 кв.м., существовавшего до учета изменений описания местоположения границ, площади и прав на данный земельный участок.
В удовлетворении встречных исковых требований Морева Дмитрия Егоровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об установлении факта создания искусственного земельного участка площадью 315 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> собственными силами и на собственные средства, признании государственной регистрации прав на земельный участок площадью 655 кв.м., кадастровый номер (№), расположенный по адресу: <адрес>, произведенной в соответствии с законом отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова
Мотивированное решение суда
изготовлено 02.10.2018 года