Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Пасынковой О.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ
дело иску ФИО1 к <адрес>ной администрации муниципального района «<адрес> и <адрес>» <адрес> о предоставлении земельного участка в собственность за плату,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику - администрации муниципального района «<адрес> и <адрес>» <адрес>, в котором указала, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ею, ФИО1, в д. Зимницы Бережковского с/поселения был приобретен в собственность жилой <адрес> приусадебным участком общей площадью 3400 кв.м. Капитальный ремонт <адрес>, запланированное строительство подсобных помещений (бани размером 5х6, 2-х теплиц под стеклом) не сокращая земельных площадей для культивирования картофеля, плодово-ягодных культур и прочей мелочи, инициируют ее, как хозяйственного и добросовестного правообладателя земельного участка, поставить вопрос перед администрацией о передаче ей земельного участка 270 кв.м. в собственность по кадастровой стоимости 10 руб. 26 ко<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным Главе МР «<адрес> и <адрес>», она просила передать ей в собственность указанный земельный участок площадью 270 кв.м. (кадастровый номер 40:09:110301:191), находящийся по адресу: де<адрес>, СП «Бережки» <адрес>. Также в этом заявлении она просила признать ничтожным ранее поданное ею заявление о передаче земельного участка в аренду. В ответе зам. Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ сообщила ей, ФИО1, об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. В связи с чем, истец просила суд обязать администрацию МР «<адрес> и <адрес>» передать ей в собственность по кадастровой оценке земельный участок 270 кв.м. с кадастровым номером 40:09:110301:191, находящийся по адресу: деревня Зимницы, СП «Бережки» <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования уточнила в части указания оценки земельного участка, по которой просит суд обязать администрацию передать ей в собственность земельный участок площадью 270 кв.м., указав оценку в размере предельной процентной доли - 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной согласно Приложению к Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Исковые требования поддержала полностью, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика <адрес>ной администрации МР «<адрес> и <адрес>» по доверенности ФИО3 иск не признала, просила в его удовлетворении отказать. Указала, что поскольку на территории сельского поселения «<адрес>» <адрес> приняты и действуют Правила землепользования и застройки, в соответствии с пунктом 2.5. статьи 18 которых предусмотрено, что земельные участки для целей огородничества предоставляются только в аренду, то оснований для передачи ФИО1 испрашиваемого ею земельного участка площадью 270 кв.м. для целей огородничества, в собственность не имеется.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО6 иск считала не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что она работает зав. отделом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям. Порядок использования земельного участка определяется совместно на основании Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации. Испрашиваемый ФИО1 земельный участок предоставляется для целей огородничества. Если бы этот земельный участок для указанных целей находился в границах территориальной зоны сельскохозяйственного назначения и использовался бы в целях, установленных статьей 66 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан», то его можно было бы предоставить в собственность. Однако земельный участок находится в жилой зоне с преимущественным правом использования для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства и в целях огородничества предоставляется только в аренду согласно Правил землепользования и застройки территории СП «<адрес>». ФИО1 после проведения кадастровых работ и постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка, приложив к заявлению кадастровый паспорт земельного участка. По ее заявлению был подготовлен пакет документов, включающий Постановление и договор аренды с передаточным актом. Однако ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением о передаче ей земельного участка в собственность на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в чем ей было отказано. Ранее при решении вопроса на заседании комиссии по земельным вопросам ФИО1 было решено предоставить земельный участок в аренду. При получении выписки она согласилась и не оспаривала решение комиссии. Кроме Правил землепользования и застройки территории СП «<адрес>» на территории муниципального района «<адрес> и <адрес>», акта, регулирующего порядок предоставления земельных участков на основании статьи 34 Земельного кодекса не имеется. Акта, устанавливающего порядок расчета выкупной цены земельного участка, предоставляемого за плату в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, на территории муниципального района, также не принималось. При предоставлении земельного участка в собственность на платной основе в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость земельного участка определяется в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебное заседание третье лицо - Глава администрации СП «<адрес>» ФИО4 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. В ходе судебного разбирательства в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации полагал, что исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 является собственником домовладения и земельного участка площадью 3400 кв.м., кадастровый номер 40:09:110301:50, находящихся по адресу: <адрес>, д. Зимницы, <адрес> (гражд. дел. 2-356/1/2012 л.д. 11, 146).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в <адрес>ную администрацию МР «<адрес> и <адрес>» о предоставлении ей земельного участка площадью 270 кв.м. по адресу: <адрес>, д. Зимницы, <адрес>, в собственность для ведения личного подсобного хозяйства с приложением плана-схемы размещения земельного участка (гражд. дел. 2-356/1/2012 л.д. 12, 13).
В письме за № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией в выделении ФИО1 земельного участка для указанных в заявлении целей использования было отказано ввиду того, что испрашиваемый ею земельный участок не свободен от прав третьих лиц и, кроме того, минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в сельской местности составляет 1500 кв.м. (гражд. дел. 2-356/1/2012 л.д. 14).
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась с заявлением в <адрес>ную администрацию МР «<адрес> и <адрес>» о выделении ей земельного участка площадью 270 кв.м. по адресу: <адрес>, д. Зимницы, <адрес> для занятия огородничеством с приложением плана земельного участка (гражд. дел. 2-356/1/2012 л.д. 18,19).
Указанное заявление ФИО1 не содержало указание на право, на котором истец просит предоставить ей земельный участок.
На заседании комиссии по земельным вопросам, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, комиссией было решено в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ выделить земельный участок ориентировочной площадью 270 кв.м. ФИО1, расположенный по адресу: <адрес>, д. Зимницы, в районе <адрес>, для огородничества. ФИО1 - изготовить межевой план на данный земельный участок, отделу по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям оформить земельный участок в аренду на 3 года (гражд. дел. 2-356/1/2012 л.д. 21).
В судебном заседании истец ФИО1 пояснила, что о решении комиссии о предоставлении ей земельного участка на праве аренды ей было известно, она решение не обжаловала, в то время ее этот вопрос не волновал.
В газете «Песочня» за № от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано объявление в целях информирования населения о предоставлении земельного участка предварительной площадью 270 кв.м. ФИО1 по адресу: <адрес>, д. Зимницы, в районе <адрес> для огородничества в аренду сроком на 3 года (гражд. дел. 2-154/1/2013 л.д. 100-101).
В ходе проведения кадастровых работ по изготовлению межевого плана земельного участка у ФИО1 возник спор с Главой администрации СП «<адрес>» по вопросу согласования границ земельного участка, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Кировский районный суд <адрес> с исковым заявлением.
Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по иску ФИО1 к сельскому поселению «<адрес>» <адрес>, администрации муниципального района «<адрес> и <адрес>» <адрес> о признании возражений необоснованными и об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка было постановлено:
«Признать возражения Главы сельского поселения «<адрес>» <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании границ земельного участка ФИО1 необоснованными.
Считать границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, деревня Зимницы в районе <адрес>, отраженные на чертеже земельных участков и их частей межевого плана (лист № л.д. 152), заказчиком которого является ФИО1, согласованными.
<адрес>ную администрацию МР «<адрес> и <адрес>» <адрес> утвердить и выдать ФИО1 схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, находящегося по адресу: <адрес>, деревня Зимницы в районе <адрес>» (гражд. дел. № л.д. 193-195).
Во исполнение указанного судебного постановления Администрация муниципального района «<адрес> и <адрес>» издала постановление № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении ФИО1 схемы расположения земельного участка площадью 270 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение «<адрес>», д. Зимницы, в районе <адрес>, на кадастровом плане кадастрового квартала №:09:110301, после чего ФИО1 обеспечила за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и его постановку на кадастровый учет, что подтверждается межевым планом и кадастровым паспортом земельного участка (гражд. дел. 2-154/1/2013 л.д. 19, 20, 35-42).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в <адрес>ную администрацию МР «<адрес> и <адрес>» с заявлением об оформлении ей в аренду земельного участка по адресу: д. Зимницы, <адрес> СП «Бережки» общей площадью 270 кв.м. сроком на три года, согласно протоколу № комиссии по земельным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ (гражд. дел. 2-154/1/2013 л.д. 102).
Администрацией во исполнение поступившего заявления ФИО1 были подготовлены Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ « О предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка в д. Зимницы, в районе <адрес> сельского поселения «<адрес>» <адрес>» и договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № (гражд. дел. 2-154/1/2013 л.д. 103-107).
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратилась с заявлением в <адрес>ную администрацию МР «<адрес> и <адрес>» с заявлением, в котором просила передать ей на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации за плату в собственность земельный участок площадью 270 кв.м. с кадастровым номером 40:09:110301:191 с местоположением по адресу: <адрес>, сельское поселение «<адрес>», д. Зимницы, в районе <адрес> разрешенным использованием огородничество. Просила считать ничтожным ранее поданное ею заявление о передаче ей вышеуказанного земельного участка в аренду. К указанному заявлению ФИО1 приложила копию кадастрового паспорта земельного участка (гражд. дел. 2-154/1/2013 л.д. 21).
В письме за № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности за плату. В обоснование отказа указано на то, что актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ на территории СП «<адрес>» является решение Сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах землепользования и застройки территории сельского поселения «<адрес>». В соответствии с п.2.5. ч.2 ст. 18 Правил земельные участки, используемые под огородничество предоставляются исключительно в аренду. Согласно п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений (гражд. дел. 2-154/1/2013 л.д. 22-23).
В судебном заседании истец ФИО1 пояснила, что просит предоставить ей земельный участок в собственность за плату на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Положениями данной статьи Кодекса предусматривается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1); граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса (пункт 2); орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом паспорте или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 4); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5); договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 данной статьи решения (пункт 6).
В развитие положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на территории сельского поселения «<адрес>», на территории которого находится испрашиваемый истцом земельный участок, принято Решение Сельской Думы муниципального образования «Сельское поселение «<адрес>» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены Правила землепользования и застройки территории сельского поселения «<адрес>». Иного акта органа местного самоуправления на уровне муниципального района «<адрес> и <адрес>», устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть для целей, не связанных со строительством, на территорий сельских поселений, не принято, что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика и специалист ФИО6
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации на территории муниципального района «<адрес> и <адрес>» уполномоченным органом по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, находящихся на территории в том числе и сельского поселения «<адрес>», является администрация муниципального района «<адрес> и <адрес>».
Установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для огородничества, площадь земельного участка - 270 +/- 12 кв. м. (гражд. дел. 2-154/1/2013 л.д. 19, 20).
Также судом установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (в зоне «Ж»), что подтверждается ответом представителя администрации (гражд. дел. 2-154/1/2013 л.д. 19, 20).
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО3 градостроительного плана территории сельского поселения «<адрес>» не имеется, в настоящее время план находится в стадии разработки.
Пунктом 2.5. части 2 статьи 18 Правил землепользования и застройки на территории сельского поселения «<адрес>», утв. Решением Сельской Думы муниципального образования «Сельское поселение «<адрес>» <адрес> установлено, что участки предоставляются в аренду для целей огородничества (гражд. дел. 2-154/1/2013 л.д. 59).
Таким образом, учитывая, что специальным актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, действующим на территории сельского поселения «<адрес>», принятым в установленном законом порядке и не признанным недействительным, регламентирован порядок предоставления земельных участков для целей огородничества на праве аренды, о выделении земельного участка на указанном праве аренды истцу ФИО1 было известно с момента получения выписки из решения комиссии по земельным вопросам, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение истцом оспорено не было, информирование населения посредством публикации в газете «Песочня» от ДД.ММ.ГГГГ о выделении земельного участка ФИО1 также с указанием права аренды, на котором будет предоставлен земельный участок, заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей в аренду земельного участка на этапе - после проведения кадастровых работ и постановки участка на кадастровый учет, и дальнейшее оформление администрацией документов в соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе и Постановления о предоставлении участка в аренду, свидетельствуют в совокупности о соблюдении администрацией процедуры предоставления земельного участка в соответствии с требованиями вышеуказанной статьи Земельного кодекса.
В данном случае суд считает, что поданное истцом ФИО1 заявление в администрацию ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей земельного участка на праве собственности за плату на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и признании ничтожным ранее поданного заявления о предоставлении земельного участка в аренду, является нарушением процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установленной статьей 34 и статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку инициирует с начального этапа рассмотрение указанного заявления, в том числе, и на заседании комиссии по земельным вопросам с последующей публикацией в газете при условии того, что процедура выделения земельного участка на праве аренды по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ фактически на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ была завершена.
Принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату без рассмотрения этого заявления на заседании комиссии, без информирования населения влечет нарушение принципов справедливости, публичности и открытости, указанных в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд находит исковое заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ <░░░░░>░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░> ░ <░░░░░>» <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░