Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4495/2017 ~ М-4633/2017 от 24.10.2017

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

8 декабря 2017 г.                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-4495/17 по заявлению Гайворонской Е. А. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-4495/17 по заявлению Гайворонской Е. А. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,

установил:

Гайворонская Е.А. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/4487 о перераспределении земельного участка, находящего в её собственности, с кадастровым номером площадью 648 м2 и смежного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 148 м2 с его последующим выкупом. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-2171 ей отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков со ссылкой на то, что часть образуемого земельного участка находится в береговой полюсе в водоохраной зоне водного объекта. Расстояние от границы участка (точки 5,6) до уреза воды составило 30,2 м, что соответствует законодательству. Нахождение земельного участка в водоохранной зоне не является препятствием для оформления земельного участка в собственность. Просит признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-2171 не соответствующим закону и нарушающим её законные интересы, возложить обязанность устранить в полном объёме допущенное нарушение её прав, приняв решение по её заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/4487.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Долгова С.М. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Кремнева А.А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 23-26).

Заинтересованное лицо Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Волгарь» представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, отзыва на иск не представило.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истице с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 500 м2 по адресу: <адрес>, совхоз «Волгарь», <адрес>, участок 84 (л.д. 6-8).

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/4487 о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, с кадастровым номером 63:01:0410003:8 (л.д. 30) на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ (перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков). К заявлению был приложен подготовленная заявительницей схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 33), сведений о её утверждении уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не имеется.

Согласно представленной схеме в результате перераспределения истица желала присоединить к принадлежащему ей земельному участку территорию площадью 148 м2 из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №РД-2171 Департамент градостроительства г.о. Самара отказал истице в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ).

Отказ в перераспределении земельных участков явным образом затрагивает законные интересы заявительницы, в связи с чем может быть оспорен ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.

В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.

В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.

Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истицы о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявлению, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.

Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.

Оспариваемое решение мотивировано ссылкой на пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если (имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

В соответствии с п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 ЗК РФ;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В оспариваемом решении указано, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, отмечены 2 таких нарушения.

Так, указано, что по сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара часть образуемого земельного участка находится в береговой полосе, в водоохранной зоне водного объекта. Тем самым, по выраженному в оспариваемом распоряжении мнению, земельный участок относится к территории общего пользования.

Данный вывод не соответствует обстоятельствам дела.

Ответчиком допущено смешение существенно различных понятий – «береговая полоса» и «водоохранная зона».

В соответствии с п.6 ст.6 ВК РФ, береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии (границы) водного объекта общего пользования, которая также предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, составляет 5 метров. Для болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов береговая полоса не устанавливается.

В силу п.8 ст.27 ЗК РФ приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещается.

В соответствии со ст.65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы – от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до 10 километров – в размере 50 метров;

2) от 10 до 50 километров – в размере 100 метров;

3) от 50 километров и более – в размере 200 метров.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 километров от истока до устья радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 метров. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере 50 метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Земельным законодательством РФ не установлено никаких ограничений на оборотоспособность земельных участков, расположенных собственно в пределах водоохранных зон водных объектов. Такие земельные участки могут быть приватизированы при отсутствии установленных законом запретов на из приватизацию, например, если земельный участок расположен в пределах не просто водоохранной зоны, но и в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования.

В общем же случае расположение земельного участка в пределах водоохранной зоны водного объекта влечёт ограничения в видах его использования, установленные п.15-16.1 ст.65 ВК РФ (но не ограничения в обороте).

Как следует из письма Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53), испрашиваемый истицей к приобретению в порядке перераспределения земельный участок находится вне береговой полосы, но в пределах водоохраной зоны водного объекта.

Следовательно, испрашиваемый истицей земельный участок не относится к территории общего пользования, запрета на его приватизацию не имеется, отказ ответчика в перераспределении земельных участков по этому основанию не соответствует закону.

В качестве второго нарушения, допущенного при разработке схемы расположения земельного участка, ответчик указывает на то, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка, находящегося в пользовании иного лица.

Ответчиком представлен акт на право пользования землей, выданный Исполнительным комитетом <адрес> Совета депутатов трудящихся совхозу «Волгарь» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-36).

Универсальным правопреемником совхоза «Волгарь» является в настоящее время Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Волгарь».

Согласно представленному ответчиком картографическому материалу (л.д. 40), испрашиваемый истицей земельный участок попадает в границы земельного участка, предоставленного совхозу «Волгарь» указанным актом.

Таким образом, доводы ответчика подтверждаются материалами дела. При таких обстоятельствах ответчик правомерно отказал истице в перераспределении земельных участков.

Доводы истицы о том, что земельный участок, предоставленный в пользование совхозу «Волгарь» актом от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время не существует, разделён, во-первых, доказательно не подтверждены, а во-вторых, не могут влиять на доводы суда, т.к. ответчик принимал решение исходя из имеющихся в его распоряжении данных. Сведений об отказе Коллективного сельскохозяйственного предприятия «Волгарь» от своих прав на землю в части испрашиваемого истицей земельного участка ни у ответчика, ни у суда не имеется.

Истица не лишена права разрешить земельный спор в порядке искового производства.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-4495/2017 ~ М-4633/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гайворонская Е.А.
Ответчики
Департамепнт градостроительства г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
09.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2017Судебное заседание
24.10.2017Регистрация административного искового заявления
25.10.2017Передача материалов судье
27.10.2017Решение вопроса о принятии к производству
27.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2017Подготовка дела (собеседование)
29.11.2017Судебное заседание
08.12.2017Судебное заседание
10.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее