Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3044/2016 ~ М-2243/2016 от 25.04.2016

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

14 июня 2016 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Попова С.С. об оспаривании решения Правительства Самарской области,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2016 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Попова С.С. об оспаривании решения Правительства Самарской области,

установил:

Романова Т.М. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании действий Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент Градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для продолжения строительства жилого дома и предоставлении земельного участка в аренду. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ пакет документов был ей возвращен по причине непредставления документов, предусмотренных законодательством, каких именно, не разъяснено. Считает возврат документов незаконным, не соответствующим пп.5 п.2 ст.39.6. ЗК РФ. Просит признать действия Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившиеся в возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара сформировать земельный участок и вынести распоряжение о постановке земельного участка на кадастровый учет под строящимся индивидуальным жилым домом площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте разбирательства дела извещена.

Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Нилова О.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 57-65).

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для завершения строительства площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, участок , без проведения торгов (л.д. 68-69).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара возвратил заявление истице (л.д. 66-67).

Возврат заявления влечет прекращение его рассмотрения, затрагивает законные интересы заявительницы, в связи с чем может быть оспорен ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.

Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.

В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.

Схема расположения испрашиваемого истицей земельного участка была, как усматривается из её заявления, ранее подготовлена, но не утверждена.

Соответственно, подача истицей ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, а также по возвращению в течение срока, установленного ЗК РФ, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.

Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истицы о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решить вопрос о его возвращении заявительнице при наличии предусмотренных законом оснований.

Согласно п.1, 2 ст.39.15 ЗК РФ, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

- фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина), наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

- кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано, в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

- реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

- кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;

- основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 ЗК РФ оснований;

- вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

- цель использования земельного участка;

- реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

- реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

В соответствии с п.3 ст.39.15 ЗК РФ, в течение 10 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует изложенным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к нему не приложены указанные выше документы. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Ответчик возвратил истице заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании п.3 ст.39.15 ЗК РФ, ссылаясь на неприложение документов, предусмотренных п.2 ст.39.15 ЗК РФ, а также на несоответствие подготовленной заявительницей схемы расположения земельного участка форме, установленной приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Оценивая действия ответчика на соответствие п.3 ст.39.15 ЗК РФ, суд приходит к следующему.

В заявлении истицы в качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов указан п.5 ст.39.6 ЗК РФ. Данной нормой предусмотрено предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, однократно для завершения строительства этого объекта:

1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) собственнику объекта незавершенного строительства, в случае, если уполномоченным органом в течение 6 месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и подлежащих в этом качестве приложению к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в силу пп.1 п.2 ст.39.15 ЗК РФ, утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно этому перечню, в рассматриваемом случае заявитель должен приложить к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП, а также сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.

В списке приложений к заявлению истицы о предварительном согласовании предоставления земельного участка отсутствуют оба указанных документа. Из приложенного заявительницей технического паспорта (л.д. 77-83) следует, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект индивидуального жилищного строительства. В ходе подготовки дела к разбирательству в судебном заседании представитель истицы не отрицал, что права на указанный объект не зарегистрированы. Следовательно, представление документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявительницы на объект индивидуального жилищного строительства было обязательным.

Неприложение 2 указанных выше документов является законным основанием для возвращения истице её заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с п.3 ст.39.15 ЗК РФ.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований по делу не имеется.

Вместе с тем, несоответствие формы подготовленной заявительницей схемы расположения земельного участка требованиям приказа Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ не могло служить основанием для возвращения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Согласно пп.1 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. В силу пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Следовательно, при несоответствие формы подготовленной заявительницей схемы расположения земельного участка требованиям приказа Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ ответчик не вправе возвратить заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а должен принять его к рассмотрению и отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Также безосновательна ссылка ответчика на несоответствие заявления требованиям пп.3 п.2.6 и пп.3 п.2.11 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов, утв. приказом Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> административный регламент не является муниципальным правовым актом г.о. Самара и не может устанавливать обязательные для заявителей и органов местного самоуправления требования при оказании последними аналогичной услуги. Несоответствие действий заявителя или представленных им в орган местного самоуправления документов требованиям указанного административного регламента не может служить основанием для принятия органом местного самоуправления негативных для заявителя решений по его обращению.

Изложенная правовая позиция суда будет обязательной для ответчика в случае повторного обращения истицы с аналогичным заявлением.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20.06.2016 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-3044/2016 ~ М-2243/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Романова Т.М.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
администраиция г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
25.04.2016Регистрация административного искового заявления
26.04.2016Передача материалов судье
28.04.2016Решение вопроса о принятии к производству
18.05.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2016Подготовка дела (собеседование)
03.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2016Судебное заседание
20.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее