Дело № 2-2230/2019 «19» ноября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Литвиненко Е.В.,
при секретаре Булгаковой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о сохранении квартиры в перепланированном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд иском к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, в котором после уточнения требований (т. 1 л.д. 94-99) просила сохранить квартиру по адресу: <адрес> перепланированном состоянии. В обоснование требований указано, что она приобрела данную квартиру в 2013 году, в 2004 году был разработан проект перепланировки квартиры, согласованный с МВК в ноябре 2004 года и с КГИОП 11.11.2004, работы по перепланировке приняты по МВК по акту от 23.11.2014, изменение целевого назначения и границ объекта не производилось. После произведенной перепланировки она не обращалась за государственной регистрацией изменений характеристик квартиры, в том числе в связи с изменением общей площади объекта с 77,9 кв.м. на 79,4 кв.м., при обращении 12.07.2018 ей было указано на необходимость предоставления документов разрешающих перепланировку. При обращении в КГИОП и МВК, ей было сообщено об отсутствии документов о согласовании проекта и проведении работ по квартире. Отсутствие данных документов лишает ее права на внесение изменений в отношении характеристик объекта, принадлежащего на праве собственности.
ФИО3 в судебное заседание не явилась, ее представитель в судебном заседании просила требования удовлетворить.
Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга – представитель в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований в связи с несоблюдением порядка согласования.
Третье лицо Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры – представитель в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
По договору купли-продажи от 28.04.2003 ФИО3 приобрела в собственность квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 77,9 кв.м., жилой площадью 39,7 кв.м. из трех комнат, на первом этаже дома; право собственности зарегистрировано 29.04.2003, выдано свидетельство о государственной регистрации права серии № № (т. 1 л.д. 13-16).
По данным КГИОП из Единого государственного реестра объектов культурного наследия от 14.09.2018 дом по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Дворец вел. кн. Кирилла Владимировича» (т. 1 л.д. 20).
Как следует из распоряжения от 16.03.2011 № КГИОП об утверждении перечня предметов охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дворец Великого Князя Кирилла Владимировича», в <адрес> нет архитектурно-художественным элементов подлежащих охране (т. 1 л.д. 148-161).
По данным паспорта на квартиру выданного ПИБ Адмиралтейского района в 2004 года <адрес> состояла из трех комнат, общая площадь 77,9 кв.м., жилая площадь 39,7 кв.м., помещение 1 – коридор 2,9 кв.м., помещение 2 санузел – 4,5 кв.м., помещение 3 – кухня 17,2 кв.м., помещение 4 – коридор 2,1 кв.м., помещения 5, 6, 7, - комнаты 10,7, 16,8 12,2 кв.м., помещение 8 МОП 11,5 кв.м. (помещение возле кухни, вход из кухни) (т. 1 л.д. 115-117).
Филиалом ГУП ГУИОН ПИБ Московского района в 2004 году разработан проект перепланировки <адрес> по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 36-46).
Данным проектом помимо перепланировки квартиры с изменением количества жилых помещений – 2 комнаты, образованием кухни-столовой из кухни и МОП, закладке проема и ниши, также предусматривалось переустройство путем установки душевой кабины вместо ванны, установка дополнительного умывальника (т.1 л.д. 119).
На титульном листе проекта имеется отметка регистр. № 11.11.2004 КГИОП 1.176431 (т. 1 л.д. 107).
В проекте штампы об утверждении проекта МВК при СПб Жилищное Агентство Адмиралтейского района № от 03.11.2004.
23.11.2004 Межведомственной комиссией при ГУ РЖА Адмиралтейского района утвержден акт №, согласно которому в результате перепланировки увеличена площадь кухни и объединены комнаты пл., 16,8 кв.м. и 10,7 кв.м., коридора, образуя комнату 30,8 кв.м.; заключение: работы по перепланировке приняты, комнаты не имеют дефектов и пригодны для постоянного проживания (т. 1 л.д. 135-136).
26.11.2018 Администрацией Адмиралтейского района Санкт-Петербурга сообщено, что МВК отсутствует информация о согласовании проекта перепланировки и (или) переустройства квартиры истца, нормативный срок хранения актов комиссии 10 лет (т. 1 л.д. 22).
06.09.2018 КГИОП сообщено, что в Комитете отсутствуют сведения об акте приемки работ по квартире истца, разрешение на проведение работ не выдавалось (т. 1 л.д. 57, 88).
19.08.2018 кадастровым инженером подготовлен технический план квартиры общей площадью 79,4 кв.м., и дано заключение, что в связи с тем, что полномочия по выдаче заданий, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ, приемка работ были делегированы КГИОП постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2009, процедура согласования проекта перепланировки и выполнения комплекса мероприятий по ее исполнению в октябре-ноябре 2004 года при наличии акта МВК о согласовании перепланировки от 23.11.2004 проведена без нарушений существовавшего порядка оформления технической документации (т. 1 л.д. 26-33).
По техническому плану от 19.08.2018 квартира общей площадью 79,4 кв.м., жилой площадью 43 кв.м., состоит из 5 помещений, в том числе помещение 1 - комната размером 12,2 кв.м., помещение 2 – комната размером 30,8 кв.м., помещение 3 – кухня-столовая размером 29 кв.м., помещение 4 - санузел размером 4,5 кв.м., помещение 5 – коридор размером 2,9 кв.м. (т. 1 л.д. 33).
В соответствии со ст. 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации - переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, которая проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, с выдачей решения о согласовании перепланировки.
В соответствии с ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона – собственник жилого помещения, обязан: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением, Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Частью 1 статьи 29 ЖК РФ предусмотрено, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса, и по условиям части 3 данной статьи собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно части четвертой статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Пунктом 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 предусмотрено, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с п. 1.7.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» не допускаются переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств.
На период проведения перепланировки и переустройства квартиры истца проверка соответствия проекта переустройства и(или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, оформление акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства и(или) перепланировки, и акта приемочной комиссии о соответствии выполненных работ согласованным проектам осуществлялись районными межведомственными комиссиями.
ООО «ГЛЭСК», имеющему лицензию Министерства культуры РФ № МКРФ 00881 от 26.06.2013 на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по определению суда от 04.06.2019 проведена судебная экспертиза.
Как следует заключения экспертов от 01.11.2019 №.№ 2-2230.2019 (т. 2 л.д. 1-86) по состоянию на дату осмотра 15.10.2019 квартира общей площадью 79,2 кв.м., жилой площадью 43,1 кв.м., в том числе помещение 1 - комната размером 11,8 кв.м., помещение 2 – комната размером 31,3 кв.м., помещение 3 – кухня-столовая размером 28,9 кв.м., помещение 4 - санузел размером 4,3 кв.м., помещение 5 – коридор размером 2,9 кв.м. В результате экспертизы эксперты пришли к выводам о том, что работы, выполненные в <адрес> соответствуют проекту перепланировки, и требованиям нормативно-технической документации, действующей на территории РФ, в том числе, нормам, регламентирующим сферу охраны объектов культурного наследия. Работы по перепланировке квартиры выполнены в соответствии с проектной документацией и требованиями законодательства, не нарушают права и законные интересы граждан, не создают угрозы их жизни и здоровью.
Оценивая представленные доказательства, в том числе принимаемое судом экспертное заключение, как составленное лицами, обладающими необходимыми познаниями и квалификацией в области строительства и проектирования, не доверять которому нет оснований, суд приходит к выводу о том, что имеющееся в <адрес> переустройство и перепланировка не ведет к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, нарушению противопожарных устройств, не нарушает требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах суд, приходит к выводу о том, что переустройство и перепланировка квартиры не приводит к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью, доказательств обратному суду не представлено.
Соответственно исковые требования собственника <адрес> сохранении ее в переустроенном и перепланированном состоянии по заявленным основаниям подлежат удовлетворению, а жилое помещение подлежит сохранению в перепланированном и переустроенном состоянии, общей площадью 79,2 кв.м., жилой площадью 43,1 кв.м., в том числе помещение 1 - комната размером 11,8 кв.м., помещение 2 – комната размером 31,3 кв.м., помещение 3 – кухня-столовая размером 28,9 кв.м., помещение 4 - санузел размером 4,3 кв.м., помещение 5 – коридор размером 2,9 кв.м., решение является основанием для внесения изменений в техническую документацию квартиры.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Сохранить квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, расположенную на 1 этаже дома в перепланированном и переустроенном состоянии, общей площадью 79,2 кв.м., жилой площадью 43,1 кв.м., в том числе помещение 1 - комната размером 11,8 кв.м., помещение 2 – комната размером 31,3 кв.м., помещение 3 – кухня-столовая размером 28,9 кв.м., помещение 4 - санузел размером 4,3 кв.м., помещение 5 – коридор размером 2,9 кв.м.
Решение является основанием для внесения изменений в техническую документацию квартиры.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07.02.2020.
Судья: