Дело № 2а-2707/2020
22RS0068-01-2020-002749-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2020 года г.Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
судьи Мальцевой О.А.,
при секретаре Абрамовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чулюковой С.В. к Управлению имущественных отношений .... о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений ...., просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка по .... в .... общей площадью 1500 кв.м., согласно схеме для индивидуального жилищного строительства, возложить обязанность предварительно согласовать предоставление в собственность без проведения торгов земельного участка общей площадью 1500 кв.м. по адресу: ...., согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование требований указано, что 16.01.2020 обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, ч. 3.3. ст. 3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
07.02.2020 административным ответчиком принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, указано на невозможность размещения на земельном участке объекта недвижимости – жилого дома, в виду наличия охранных зон инженерных сетей (электроснабжение), высокоствольных деревьев (сосна), расположением земельного участка в III поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения речного водозабора. По мнению административного истца, оспариваемый отказ не мотивирован, не основан на законе, поскольку на испрашиваемом участке имеется возможность разместить объект недвижимости с учетом установленных градостроительных ограничений, при этом, действующее законодательство предусматривает порядок согласования работ по сносу земельных насаждений на земельных участках, расположенных в границах г. Барнаула. Испрашиваемый земельный участок не относится к землям, ограниченным или изъятым из оборота.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, ТСЖ «Городок».
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края иск не признала, пояснила, что разработка схемы расположения спорного земельного участка произведена с нарушением пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ, имеются градостроительные ограничения, препятствующие строительству жилого дома, в связи с чем, таковой не может быть предоставлен в соответствии с целевым назначением.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица ТСЖ «Городок» заявленные требования просил оставить без удовлетворения, ссылаясь на доводы письменного отзыва. Указал, что на спорном земельном участке расположены элементы благоустройства многоквартирного жилого комплекса, в том числе дорожки, освещение, спортивные и детские площадки, зоны отдыха, ограждение. Права ТСЖ на земельный участок не оформлены, однако застройщику многоквартирного дома предоставлялся участок под застройку с учетом спорной территории. В настоящее время ТСЖ «Городок» обратилось в Управление о предоставлении данного земельного участка в аренду.
Суд с учетом мнения представителя ответчика, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. п.1, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято 07.02.2020, в суд административный истец обратился 06.05.2020, то есть в установленный срок.
С учетом изложенного срок на обращение в суд за защитой нарушенного права не нарушен.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 39.19 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 ст.3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» закреплено право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Указанные граждане имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края (п. 3.3 ст.3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N 98-ЗС).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, административный истец относится к категории граждан, имеющих трех и более детей, состоит на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
16.01.2020 Чулюкова С.В. обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка, общей площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: ...., согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 11.10, пунктом 6 статьи 39.5, ст. 39.15 ЗК РФ и .... от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
Решением Управления имущественных отношений Алтайского края от 07.02.2020 № 48/1422 Чулюковой С.В. отказано в утверждении схемы и в предварительном согласовании предоставления участка в собственность без проведения торгов в связи с нахождением на участке инженерных сетей (электроснабжения), высокоствольных деревьев, то есть невозможности образования земельного участка, поскольку территория, на которой возможно осуществить строительство объектов капитального строительства (с учетом соблюдения норм и правил) отсутствует, со ссылкой на нарушение положений п.6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Кроме того, указано о нахождении испрашиваемого земельного участка в III поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения речного водозабора.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов урегулирован ст. 39.14 ЗК РФ, который предусматривает помимо прочего подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного Кодекса РФ.
В силу пунктов 1 - 4 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, административным ответчиком указано на наличие градостроительных ограничений, а именно нарушение нормативных расстояний от сетей электроснабжения, стволов высокоствольных деревьев до фундаментов объектов капитального строительства.
Действительно, в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018), охранные зоны устанавливаются вдоль подземных кабельных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы).
Согласно таблице 12.5 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89" минимальное расстояние от фундаментов зданий и сооружений до канализации должно составлять 3 метра, до сетей электроснабжения – 0,6 метра, до водопроводов и напорных канализаций – 5 метров.
В соответствии с таблицей 3 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89" расстояние от наружной стены здания и сооружения до ствола деревьев должно составлять 5 метров.
Согласно п.п. 4.14 4.15 Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 09.04.2015 N 129 (ред. от 24.10.2019), усадебный, одно-, двухквартирный дом должен отстоять, как правило, от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. В районах индивидуальной усадебной жилой застройки, а также на территории, предназначенной для ведения садоводства, расстояние до границы соседнего приусадебного участка по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-, двухквартирного и блокированного дома - 3 м; от постройки для содержания скота и птицы - 4 м; от других хозяйственных построек (бани, гаража и др.) - 1 м; от стволов высокорослых деревьев - 4 м; среднерослых - 2 м; от кустарника - 1 м.
Между тем, приведенные нормативные предписания не устанавливают безусловный запрет на строительство как в охранной зоне инженерных коммуникаций, так и на земельном участке, на котором расположены зеленые насаждения, а лишь закрепляют определенные требования к расположению объекта капитального строительства, которые должны применяться на стадии подготовки проектной документации с учетом назначения объекта и режима его использования.
Согласно пункту 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018), в пределах охранных зон строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений допускается при письменном согласовании с сетевыми организациями.
Из ответов комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула следует, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным Решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 N 447 спорный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в границе III пояса зоны санитарной охраны Речного водозабора, в соответствии с распоряжением администрации Алтайского края от 14.01.2005 №8-р. Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства по данному адресу отсутствуют.
Информацией, представленной ПАО «МРСК Сибири» также подтверждается отсутствие по адресу .... объектов электроэнергетики, принадлежащих данной сетевой организации.
Из акта осмотра комитета по строительству, архитектуре и развитию .... от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на спорной территории расположены фонари уличного освещения, вместе с тем, как установлено в судебном заседании, указанное электроснабжение осуществлено ТСЖ «Городок» в целях благоустройства многоквартирного жилого комплекса в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок.
Нахождение земельного участка в III поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения речного водозабора само по себе не является основанием для отказа в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка. Нормами подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в указанной зоне, не отнесены к землям, ограниченным или изъятым из оборота.
Наличие высокоствольных пород деревьев (сосны) не может быть расценено как безусловное препятствие для утверждения схемы расположения и предварительного согласования предоставления земельного участка, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено законом как основание для принятия решения об отказе. Доказательств того, что на испрашиваемом земельном участке находятся зеленые насаждения, относящиеся рекреационной зоне либо к зоне особо охраняемых территорий, или входят в состав городских лесов, ответчиком суду не представлено.
Указание в оспариваемом решении на то, что в таблице 12.5 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89" установлено нормативное расстояния от наружной стены здания и сооружений до ствола деревьев – 5 м., не соответствует действительности. Данной таблицей регламентировано только расстояние от зданий и сооружений до ближайших подземных инженерных сетей.
Расстояние от наружной стены здания и сооружения до ствола деревьев – 5 м. установлено в таблице 9.1 к пункту 9.6 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89". Однако указанный пункт (9.6) находится в разделе 9 «Зоны рекреационного назначения. Зоны особо охраняемых территорий», а значит, не может применяться в отношении испрашиваемого земельного участка, не расположенного в перечисленных зонах.
Учитывая, что каких-либо доказательств, бесспорно свидетельствующих о нахождении спорного земельного участка в рекреационной зоне, зоне охраняемой территории либо зоне городских лесов, расположении на таковом объектов инженерной структуры (сетей электроснабжения) и невозможности размещения в связи с этим, жилого дома ответчиком не представлено суд приходит к выводу о преждевременности принятого решения.
Нахождение на спорном земельном участке объектов благоустройства территории многоквартирного жилого комплекса по адресу г.Барнаул, Змеиногорский тракт, 71а (кор.1-6) под управлением ТСЖ «Городок» не является обстоятельством, препятствующим предоставлению испрашиваемого участка, поскольку у ТСЖ «Городок» отсутствуют какие-либо оформленные в соответствии с действующим законодательствам права в отношении данного земельного участка.
Кроме того, указанные обстоятельства Управлением не устанавливались и не являлись основанием для принятия оспариваемого решения.
По этим же основаниям не принимаются во внимание доводы административного ответчика о том, что в соответствии с Генеральным планом городского округа- города Барнаула на данной территории предусмотрено размещение дошкольной образовательной организации. Данное обстоятельство также не указывалось в качестве основания принятого решения об отказе в удовлетворении заявления Чулюковой С.В.
На основании изложенного решение Управления об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, оформленное письмом от 07.02.2020 № 48/1422, не может быть признано обоснованным и законным.
В целях восстановления прав административного истца суд полагает необходимым возложить на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление Чулюковой С.В. об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на административного ответчика согласовать предоставление в собственность без проведения торгов спорного земельного участка, поскольку указанное относится к исключительным полномочиям Управления имущественных отношений Алтайского края.
На основании изложенного требования административного истца подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ .... ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ .....
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ .... ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ .... ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ....░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░